Специальный репортаж
Пятерня
4 января 1998 года жительница п. Светлый Березовского района Ханты-Мансийского округа Тюменской области Надежда Ярославская родила пятерых детей. Врачи сумели сохранить жизни всем младенцам, хотя дети и родились на 31-й неделе (нормальная, доношенная беременность длится 40 недель), вес их составлял от 1,100 до 1,300 кг. Один из ребятишек, Даниил, родился с тяжелой формой ДЦП.
- И теперь мне кажется, что у меня не пять детей, а восемь, - говорит Надежда. - Даниил один требует столько же хлопот, как остальные четверо. Месяца два назад он стал держать голову, весит всего 8кг. А ведь ему скоро три года... Он отличает своих от чужих, понимает ласковое обращение, ест с ложечки, просится на горшок. Но предложенную игрушку взять пока не может.
Врачи обещают, что ходить и сидеть Даниил будет, но насчет всего остального - неизвестно. Несколько раз в год малыша возят в Тюмень на курсы лечения, но результаты пока небольшие.
Надежда, повар поселковой больницы, четыре года страдала от неизлечимого бесплодия. В 23 года они с мужем Димой, слесарем по ремонту газовых турбин, решились на операцию по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО) в екатеринбургском центре "Партус".
- А чего тянуть было? - считает Надежда. - Ну, дотянули бы до тридцати лет. Там вообще неизвестно, смогла бы я или нет выносить детей даже до такого срока. Да и муж Дима старше меня на 7 лет, ему тоже детей хотелось. Мне пересадили 9 эмбрионов и отпустили домой с просьбой "наблюдаться по месту жительства". В пять недель беременности я поехала на УЗИ в райцентр, где мне сказали, что прижились 3 эмбриона - будет тройня. Но в семь месяцев беременности начался тяжелый токсикоз, и пришлось ехать в областную больницу. Здесь УЗИ показало четверых детей. 4 января из-за угрозы жизни матери пришлось проводить операцию. Первым на свет появился Даниил, потом Ульяна, Максим, Рома и Алеша. Алешка был самый маленький, больше всех кричал, позже всех пошел и стал говорить. Но сейчас он самый шустрый. Ульяна раньше всех пошла - в 11 месяцев. А говорить первым стал Рома. Сейчас у нас в семье два заводилы - Лешка и Ульяна. Бывает, уложишь их спать, уйдешь. Ульяна (она спит на первом этаже двухэтажной кровати) кинет игрушку на пол и просит кого-нибудь со второго этажа слезть и ей подать. Или Лешка (он на втором этаже) начинает лазить с койки на койку. Через пять минут такое начинается!
КОММЕНТАРИЙ ОТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВВРАЧА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ЧАСТИ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО РОДДОМА ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ ГОРБУНОВОЙ.
Нашим специалистам не в первый раз приходится иметь дело с женщинами, рожающими детей после ЭКО. Кто-то из врачей относится к такой процедуре неободрительно, но лично я считаю, что дело это нужное. Конечно, центры по проведению ЭКО бывают разные, и даже у хороших случаются проколы. Например, у нас был случай, когда умерла тройня, и на вскрытии выявился хламидиоз. Очень возможно, что если бы вместо ЭКО женщину бы отправили на лечение хламидиоза, она смогла бы забеременеть самостоятельно и родить здоровых детей. Надежда утверждает, что не знала о коррекции. Но почему она сделала одно УЗИ, почему не наблюдалась более тщательно? В принципе, наблюдение за беременностью не входит в обязанности центров ЭКО, у них конечный результат не роды, а состоявшееся оплодотворение. Если бы женщина следила за беременностью и доносила детей до нормального срока, ДЦП бы ни у кого не было. В подавляющем большинстве случаев эта проблема возникает у детей с глубокой недоношенностью. Другой нюанс: бывают женщины, которые в силу разных причин не могут доносить ребенка до положенных 40 недель, и он рождается преждевременно на фоне относительного благополучия. В этом же случае дети страдали еще в утробе, поскольку организму женщины приходилось вместо положенного одного ребенка вынашивать пятерых. Даже у двоен велик процент преждевременных родов!
- Ольга Петровна, есть информация от одного из ваших врачей, что за спасение этой пятерни вам обещали суперреанимобиль для недоношенных. Вы его получили?
- Это не супермашина, а просто автомобиль, принадлежащий роддому, куда мы могли бы поместить необходимое оборудование и выезжать за недоношенными детьми в область. Нам его обещают с 1992 года. Если бы он был обещан за спасение пятерни, поверьте мне, я бы не отстала от начальства. Мы ведь не лично себе просим, нам это необходимо для спасения детей. Возможно, врачам показалось, что в связи с таким событием власти наконец-то обратят внимание на наши нужды. Но нет. Вот что нам точно обещали, так это премию. Но и ее не дали. Хотя мне обидно за наших врачей. В идеале с каждым недоношенным ребенком после рождения должна работать отдельная бригада: врач, медсестра. Надежду пришлось оперировать в экстренном порядке, мы задействовали весь персонал, который был в ту ночь. Судите сами: в провинциальном роддоме выходили пятерню, родившуюся в 30 недель! Это ли не предмет гордости? И никак врачей не отметить... Я не понимаю.
- Родственники Нади говорят, что просили не выхаживать Даниила. Может, и жестоко, но ведь делают же прерывание беременности на больших сроках, когда ребенок уже вполне жизнеспособен. А тут явно больной малыш...
- Заведующий реанимацией говорит, что родственников Надежды в своем отделении не видел. Что же касается Даниила, то он в первые два дня не нуждался даже в аппарате искусственной вентиляции легких (ИВЛ), его состояние ухудшилось на третьи сутки. Двое детей были на ИВЛ с рождения, а двоим это вообще не понадобилось. Можно считать успехом, что мы выходили всех малышей, и что ДЦП проявилось только у одного.
- Ольга Петровна, а вам не было интересно узнать - как они там? Хотя бы из чисто профессионального интереса?
- Из чисто профессионального интереса я знаю о жизни Ярославских. Мне о них рассказывает заведующая детской больницей №2 Татьяна Васильевна В. Бодрова, где дети лежали после выписки из роддома. Откуда она знает, я не спрашивала. Но вообще-то обычно пациенты пишут письма врачам. У заведующего реанимацией целая стопка фотографий от малышей, причем часть из них родилась в таком состоянии, что мы даже не надеялись их выходить. Но они мало чем сейчас отличаются от ровесников. Я понимаю, женщине тяжело с таким количеством детей. Но 60% здоровья зависит от внутриутробного развития, и только 10% - от медицинского обслуживания. В том, что Даниил болен, мы не виноваты.
- Надежда, вы сообщили в «Партус» о том, что у вас родилась пятерня?
- Дима к ним как-то заезжал по пути, сказал. Честно говоря, я ждала поздравлений ил извинений. Ведь я могла тогда запросто умереть, несколько дней пролежала в реанимации. Диме о том, что он стал отцом, сообщили только на Рождество, когда уже стало ясно, что я останусь жить. Так вот, в "Партусе" просто пожали плечами: "А, ну хорошо", И все. Как-то бестолково все. Зачем тогда эти врачи вообще работают, если им неинтересно, что получится? Я ничего от них не требую, но хоть бы морально поддержали. Нет, все спрятались, как в раковину, и молчат. А потом в одной из Екатеринбургских газет вышла статья, где всю вину переложили на меня: дескать, надо было в пять недель приехать на коррекцию, убрать пару-тройку эмбрионов (попросту - на аборт), а я не поехала. Но я об этом даже и не знала!
- А поехали бы?
- Поехала. Лучше одного-двух нормально родить, чем всю жизнь, как с Даниилом, мучаться.
- Как остальные дети относятся к больному братику?
- Очень хорошо. Лешка его постоянно приучает ходить. Даниил ведь всего восемь килограммов весит. Ульяна не упускает случая чем-нибудь его накормить. Но, бывает, зайдешь, а они его за руки - за ноги в разные стороны тащат. Он, правда, не сопротивляется.
- Но мне временами очень жалко всех остальных детей, говорит тетка Надежды, Валентина Александровна. - Им, кажется, не хватает материнской ласки. Данила ведь с рук не спустишь, а они подходят, на ручки просятся. Когда мама в отъезде, скучают страшно. По телефону отец рассказывает, что Лешка, например, носит мамину футболку, а на ночь кладет ее под подушку. Когда дети лежали в роддоме, уже было видно, что с Даниилом что-то очень неладно, мы просили не тянуть его, ведь он и сам мучается, и нас мучает. Но... Получилось то, что получилось.
- Надя, интересно, как вы с ними справляетесь? Вот если они разом хотят есть - что вы делаете?
- Они у нее послушные, воспитанные, - улыбается тетка. - Чуть ли не строем идут в ванную, моют руки, садятся за стол и терпеливо ждут.
- Но это сейчас. А когда маленькие были?
- Фотографии первого года я вообще смотреть не могу, не хочу, - вздыхает Надя. - И это при том, что у нас были две няни и жила бабушка. Я тогда спала на диване, кроватки ставила вокруг. Один проснулся, заплакал, я качаю рукой. Или ногой - смотря где кроватка стоит. Это было безумное время, до сих пор не понимаю, как мы его пережили.
- Кормили грудью или из бутылочек?
- Да какое там "грудью"! Это пятерых-то? И потом, они довольно долго лежали в отделении патологии новорожденных, за это время все молоко пропало.
- А где брали нянь, на какие средства?
- Одну няню нам оплатила администрация поселка, вторую - Тюменьтрансгаз, где муж работает. Выбирала я нянь сама из числа знакомых безработных.
Дети родились ослабленными и болеют довольно часто. Сначала заболевают те, кто послабее, потом присоединяются остальные. Тем не менее, в полтора года эти недоношенные малыши сравнялись с доношенными сверстниками. В августе Ульяна, Максим, Рома и Алеша пошли в детский сад.
- Традиционный идиотский вопрос: как вы их различаете?
- Ну, Ульяну и Даниила сложно перепутать. Да вы и присмотритесь - они ведь разные. Если бы не одновременно родились, и вопроса бы такого не возникало.
- Ульяна уже осознала, что она отличается от братиков?
- О, да! Она во всем подражает мне. Например, в магазине подсказывает, что я забыла купить. Или требует, чтобы братики ее раздевали, разували.
- Говорят, женщин, решившихся на экстракорпоральное оплодотворение, преследует страх, что пересадят не своих эмбрионов. Вот вы с мужем оба темные, а Ульяна рыжая, кудрявая. Почему так?
- Это не она, это мы с мужем, можно сказать, из породы выбились. У нас очень много родственников, похожих на Ульяну.
- Надя, тут за одним ребенком порой не уследишь, а уж пятеро, мне кажется, способны такое натворить!
- Пока, слава Богу, все обходится без особых приключений. Но недавно чуть дом не подожгли. Была у них мода баловаться зажигалками. Я на кухне посуду мою, и тут прибегают Лешка с Максимом, хватают полотенце и убегают. Оказалось, прожгли дырку в кровати (хорошо, что огонь потух сам). Вот они и взяли полотенце, надеясь эту дырку оттереть, чтоб мама не заметила.
- Надежда, как вы умудряетесь выкручиваться материально? От властей вам бывают какие-нибудь подарки?
- Нам давали четырехкомнатную квартиру в Тюмени, но мы ее продали. Жить здесь трудно, платить за эту квартиру нужно много, а квартирантов не найти - район отдаленный, постоянно протекал потолок. Понимаю, что подарки были щедрые, но, честное слово, мы к ним не стремились. Как нам говорили, в России пятерня рождается впервые, поэтому и возник такой интерес и желание помочь у властей. А я бы предпочла безо всякой шумихи просто родить нормального ребенка или двух. Так что от подаренной квартиры пришлось отказаться. А в поселке нам построили шестикомнатный дом с большим участком, на Рождество собираемся новоселье сыграть. Плюс там родн
Добавлено: 22 Май 2010, 15:50:33
по материалам:
http://www.mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=18&t=9994&sid=7acd07804533ce5a8c5036362a044376