philosof
|
|
« : 30 Май 2014, 12:35:52 » |
|
Многие слышали, знают. смотрели фильмы о бандеровском движении против советов, слышали меньше, о движениях сопротивления в прибалтике, но и на гродненщине был такой феномен, но о нем мало говорят. Кто были эти сопротивленцы? Известно, что в 19 веке в антироссийских восстаниях участвовали преимущественно католики, жители западных облдастей. Я знаю, что в сопротивлении второй половины 40-ых участвовали жители Сопоцкино, о др. не слышал, значит, сопротивленцы были в основном, поляки?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Национальный признак любого сопротивления не является определяющим, скорее в сопротивление приходили люди по различным причинам и национальный был лишь один из них. Однозначно выделить его как доминирующий можно лишь наверно на определенный короткий период. Например группа сначала могла собраться под национальной идеей, а потом постепенно все переросло в бандитизм (терроризм). Или собрались для отмщения за смерь односельчанина или друга, а потом решили действовать постоянно против оккупанта. На территории Гродненской области по западу были представители бывших групп АК, Воложин,Налибоки,Молодечно БКА.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
philosof
|
Национальный признак любого сопротивления не является определяющим, скорее в сопротивление приходили люди по различным причинам и национальный был лишь один из них. Однозначно выделить его как доминирующий можно лишь наверно на определенный короткий период. Например группа сначала могла собраться под национальной идеей, а потом постепенно все переросло в бандитизм (терроризм). Или собрались для отмщения за смерь односельчанина или друга, а потом решили действовать постоянно против оккупанта. На территории Гродненской области по западу были представители бывших групп АК, Воложин,Налибоки,Молодечно БКА.
что такое группы АК, Воложин,Налибоки,Молодечно БКА. Первый раз слышу
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Мало говорят, т.к. никто его не изучал. Да и вряд ли тема будет развиваться, слишком мало свидетельств на которые можно было бы опереться. Все больше слухи и легенды. Совковые архивы до сих пор в Минске закрыты, т.к. бояться, что слишком много лишних вопросов всплывет для власти. Вполне может оказаться что у половины начальников и зам.начальников и замполитов Щучинских и Вороновских РОВД, бывших и нынешних, деды и дядьки помогали или воевали в рядах АК. А замполиты до сих пор соловьями заливаются "...как в 40-50х сотрудники наших райотделов ловили по лесам банды" АК-Армия Крайова, БКА-Белоруская Крайовая оборона. Гугл Вам в помощь
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
philosof
|
Мало говорят, т.к. никто его не изучал. Да и вряд ли тема будет развиваться, слишком мало свидетельств на которые можно было бы опереться. Все больше слухи и легенды. Совковые архивы до сих пор в Минске закрыты, т.к. бояться, что слишком много лишних вопросов всплывет для власти. Вполне может оказаться что у половины начальников и зам.начальников и замполитов Щучинских и Вороновских РОВД, бывших и нынешних, деды и дядьки помогали или воевали в рядах АК. А замполиты до сих пор соловьями заливаются "...как в 40-50х сотрудники наших райотделов ловили по лесам банды" АК-Армия Крайова, БКА-Белоруская Крайовая оборона. Гугл Вам в помощь Армия Крайова знаю, а БКА-это типа народной полиции что-ли. Но это вынужденное сопротивление или скрываться, менять ФИО и др. А вот сопротивление от народа, ведь СССР только пришел и начал рушить частную собственность.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Возвращаемся к вопросу о причинах прихода в сопротивление, в БКА приходили и идейные которые хотели воевать против большевиков, не столько ЗА немцев, сколько ПРОТИВ большевиков, на своей земле, уходить с немцами некоторым не хотелось, оставались. Ну тогда может не "от народа", а "от частной собственности" начать ? Пошли в леса, воевать "за частную собственность" ))) Это я утрирую конечно. Значительная часть АК в послевоенный период воевала за Польшу, за ту страну которую они знали, родившись в 20-х, а другой страны у них не было. Вполне себе такие польские патриоты, поляки-в значении гражданства, да бесспорно, в значении нации или самоидентификации-вопрос спорный. И почему им всем быть католиками?
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
philosof
|
Возвращаемся к вопросу о причинах прихода в сопротивление, в БКА приходили и идейные которые хотели воевать против большевиков, не столько ЗА немцев, сколько ПРОТИВ большевиков, на своей земле, уходить с немцами некоторым не хотелось, оставались. Ну тогда может не "от народа", а "от частной собственности" начать ? Пошли в леса, воевать "за частную собственность" ))) Это я утрирую конечно. Значительная часть АК в послевоенный период воевала за Польшу, за ту страну которую они знали, родившись в 20-х, а другой страны у них не было. Вполне себе такие польские патриоты, поляки-в значении гражданства, да бесспорно, в значении нации или самоидентификации-вопрос спорный. И почему им всем быть католиками?
Я писал работу про колабрационизм в ВОВ и немного о генерале власове. Все колабрационисты делилсь на идейных противников большевиков, причем большинство были не бывшими дворянами и купцами 1 гильдии (или их детьми), а пострадавшими в СССР. интересно, что программа Власова не отвергала социализма, а отвергала сталинизм. А из бывших были как колабрационисты, так и воевавшие против немцев. Но был национальный колабрационизм, например, крымские татары, те же бендеровцы. а вот прошлым летом зам декана ист. фака вашего универа рассказывало, что от частной собственности как раз и было в Сопоцкино. Село было богатым в 39 г. а уже к 41 многие стали бедными, а после 44 еще стали беднеть
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
о! я вижу Вы изучали бандеровцев, если они были "за немцев", то за кого тогда были "мельниковцы"? "Оно" на истфаке, как Вы выразились, в принципе БЫЛО право, но "право собственности" тут в конкретном случае было "спусковым курком" нажав на который получили сопротивление, но недовольство было несколько шире чем просто "собственность", там были намешаны и обиды на большевиков,и на евреев, и на НКВД, и на пришлых "восточников" которых стали ставить на должности, и месть за репрессированных, и зависть и много чего еще. А вообще, любых людей "оно" некрасиво называть, вдруг случайно замдекана сюда заглянет и оценит Ваше мнение о нем)))
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
CarmiSs@
|
Многие слышали, знают. смотрели фильмы о бандеровском движении против советов, слышали меньше, о движениях сопротивления в прибалтике, но и на гродненщине был такой феномен, но о нем мало говорят. Кто были эти сопротивленцы? Известно, что в 19 веке в антироссийских восстаниях участвовали преимущественно католики, жители западных облдастей. Я знаю, что в сопротивлении второй половины 40-ых участвовали жители Сопоцкино, о др. не слышал, значит, сопротивленцы были в основном, поляки?
Почему мало? Барабаш, В. В. АРМИЯ КРАЙОВА И РЕПАТРИАЦИЯ ПОЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1944 - СЕРЕДИНЕ 1945 ГГ./В.В. Барабаш // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 1. Гісторыя.....- 2011 .- № 1(106).- С.49-54 Польское подполье на территории западных областей Беларуси (1939–1954 гг.) / С.А.Ситкевич, С.А.Сильванович, В.В.Барабаш, Н.А.Рыбак.– Гродно: ГГАУ, 2004.– 345 с. Барабаш, В. В. ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНАМИ НКВД ПОЛЬСКОГО АНТИСОВЕТСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ БЕЛАРУСИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1944 Г. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1945 Г.) /В.В. Барабаш // Вести Института современных знаний.- 2009 .- № 2.- С.13-18 И это лишь малая часть написанного по этой теме Добавлено: 01 Июнь 2014, 17:15:01
те же бендеровцы БАНДЕРОВЦЫ, Бендеры - это город, когда уже вы научитесь?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
philosof
|
Многие слышали, знают. смотрели фильмы о бандеровском движении против советов, слышали меньше, о движениях сопротивления в прибалтике, но и на гродненщине был такой феномен, но о нем мало говорят. Кто были эти сопротивленцы? Известно, что в 19 веке в антироссийских восстаниях участвовали преимущественно католики, жители западных облдастей. Я знаю, что в сопротивлении второй половины 40-ых участвовали жители Сопоцкино, о др. не слышал, значит, сопротивленцы были в основном, поляки?
Почему мало? Барабаш, В. В. АРМИЯ КРАЙОВА И РЕПАТРИАЦИЯ ПОЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1944 - СЕРЕДИНЕ 1945 ГГ./В.В. Барабаш // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 1. Гісторыя.....- 2011 .- № 1(106).- С.49-54 Польское подполье на территории западных областей Беларуси (1939–1954 гг.) / С.А.Ситкевич, С.А.Сильванович, В.В.Барабаш, Н.А.Рыбак.– Гродно: ГГАУ, 2004.– 345 с. Барабаш, В. В. ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНАМИ НКВД ПОЛЬСКОГО АНТИСОВЕТСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ БЕЛАРУСИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1944 Г. - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1945 Г.) /В.В. Барабаш // Вести Института современных знаний.- 2009 .- № 2.- С.13-18 Таким образом, сопротивление было польским, в независимости от побудительных причин?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Если "на Гродненщине" вы считаете-гродненский район, то да, польским, если "На гродненщине" вы считаете территорию современной Гродненской области, то еще белоруским и литовским.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
CarmiSs@
|
вы считаете территорию современной Гродненской области, то еще белоруским и литовским. Да, а какие белорусские военные формироваия тут были?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Например В.Родзька, Я.Филистовича, Т. Острикова
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
CarmiSs@
|
Я.Филистовича почитала, как-то не впечатляет
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
А должно было? Или все должно быть как в байках про большевиков.. с горящими глазами, горячим сердцем, обернутым пулеметными лентами крест-накрест, биноклем, в кожанке, с красным флагом в руках и верой в светлое будущее Сложные времена, сложные решения, сложные судьбы.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
CarmiSs@
|
Причем тут большевики? просто по сравнению с,АК то масштаб несравнимо меньший... Пойду еще читать
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
АК начало с 1939 г., литовцы с 1940 г., белоруское национальное подполье по сути с 1944 г.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
philosof
|
белоруское национальное подполье по сути с 1944 г. В ВОВ, наверное, немцы восстановили униатские церкви, ведь к концу 18 в 85% беларусов были униаты, не на униатской ли идее базировалось беларуское национальное подполье? С поляками и литовцами все ясно. с ними беларуским сопротивленцам было не по пути, т.к. при панской польше не очень хорошо было беларусам православным. Я об этом говолрил с дядькой 1925 г. рождения, когда лежали в 1 больнице в 1989 году, меня заинтересовал вопрос, на каком языке говорили в беларуских весках, на том, ответил, что и сейчас говорят (т.е. на трасянке). А язык БТ, я спросил, я его по БТ только и слышал. Еще кроме этой трасянки, говорили на польском. Добавлено: 05 Июнь 2014, 15:09:53
горящими глазами, горячим сердцем, обернутым пулеметными лентами крест-накрест, биноклем, в кожанке, с красным флагом в руках и верой в светлое будущее Сложные времена, сложные решения, сложные судьбы. Так в сопротивление большинство попадало не таких уж идейных, многих просто судьба-злодейка забрасывала, а обратного ходу уже нет
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
В ВОВ, наверное, немцы восстановили униатские церкви, ведь к концу 18 в 85% беларусов были униаты, не на униатской ли идее базировалось беларуское национальное подполье? С поляками и литовцами все ясно. с ними беларуским сопротивленцам было не по пути, т.к. при панской польше не очень хорошо было беларусам православным. Я об этом говолрил с дядькой 1925 г. рождения, когда лежали в 1 больнице в 1989 году, меня заинтересовал вопрос, на каком языке говорили в беларуских весках, на том, ответил, что и сейчас говорят (т.е. на трасянке). А язык БТ, я спросил, я его по БТ только и слышал. Еще кроме этой трасянки, говорили на польском. C чего Вы взяли что немцы восстановили униатские церкви? Для собственного потребления им вполне хватало и своих военных священников в полевых церквях, По большому счету в Вермахте было не столь много верующих. Связь между 18 веком и 85% белорусов униатов и 1941-42 годами прерывается 120-летним диктатом РПЦ на территории Беларуси, примером которой являются "мурованки"-типичные православные церкви которые особенно в массовом порядке стали строиться после восстания Калиновского. Пример которых Вы можете видеть в большинстве райцентров Гродненской области-все типовые. А затем воинствующим атеизмом 1920-1941. Белоруское национальное подполе базировалось на чем угодно, но только не на религии. Я думаю это Ваш домысел. Или Вы можете привести пример религиозного сопротивления на фоне 2 МВ? В это время стоял вопрос сохранения наций и народов как их носителей, а не их веры в ту или иную религию.... Так в сопротивление большинство попадало не таких уж идейных, многих просто судьба-злодейка забрасывала, а обратного ходу уже нет Судьбу каждый выбирал сам, кто-то сидел тихо и выжил, кто-то решил бороться за "счастье всего народа" и пошел в КПЗБ. Кто то решил "за Польшу-родину от моря до моря" и пошел в АК. Идея-это то, что заставляет принять ту, или иную сторону.Идея может быть-решение мстить, решение доказывать правоту партии, решение доказывать право поляков жить на территории своей страны (в той мере в которой они ее поняли, помнили и видели), решение сотрудничать с победителем (в данном случае с немцами). Безыдейные решили просто выжить. Как ни странно, в сопротивление попало (по моей точке зрения) большинство идейных, иначе бы они не сопротивлялись до 1956 г.
|
|
« Последнее редактирование: 05 Июнь 2014, 20:29:22 от Almer »
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
CarmiSs@
|
АК начало с 1939 г., литовцы с 1940 г., белоруское национальное подполье по сути с 1944 г.
Не в этом дело. АК и литовцы помнили национальные государства межвоенного периода, белорусы - помнили только подобие этнокультурной жизни при Польше и при немцах. Не было национально воспитанных людей в белорусском духе в нужных количествах. В ВОВ, наверное, немцы восстановили униатские церкви, ведь к концу 18 в 85% беларусов были униаты, не на униатской ли идее базировалось беларуское национальное подполье? Неееет, какая уния? Народ про неё уже забыл Уния вообще-то и при Польше была А.Н. Свирид “Униатская церковь в Западной Беларуси (1921-1939 гг.)” - во, книга целая Добавлено: 06 Июнь 2014, 16:28:54
примером которой являются "мурованки"-типичные православные церкви которые особенно в массовом порядке стали строиться после восстания Калиновского. Муравьёвки, наверное всё-таки
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
2 CarmiSs@ + по всем трем пунктам
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
philosof
|
Не в этом дело. АК и литовцы помнили национальные государства межвоенного периода, белорусы - помнили только подобие этнокультурной жизни при Польше и при немцах. Не было национально воспитанных людей в белорусском духе в нужных количествах. По логике так и сейчас через 70 лет после 44 г. и 23 года после распада СССР национально воспитанных людей в белорусском духе не слишком много. Только в Белоруссии можно увидеть, как воспитательница лагеря ругается на ребенка "я тебе русским языком говорю.." А еще меня удивляет 38 школ, из которых одна польская и 37 русских, неужели в Гродно нет беларусов
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Pczaljar
|
Я знаю, что в сопротивлении второй половины 40-ых участвовали жители Сопоцкино, о др. не слышал, значит, сопротивленцы были в основном, поляки? Помню рассказы такие - В 1944 или 45 году несколько жителей Берестовицы написали на троих, что они в 1941 году стреляли в спину отступающим красноармейцам. Всех троих арестовали и они пару месяцев сидели в тюрьме в Гродно. Но доказать не удалось и их выпустили. Вернее выпустили двоих , третий по фамилии Малиновский умер в тюрьме. Все трое были поляки местные. А слухи ходили, что их просто оговорили. Они были довольно зажиточные. Нанимали иногда людей а платили мало и не регулярно. Позже много поляков местных выехало в Польшу. Было две волны переселений поляки в Польшу , белорусы с Польши на их место. Добавлено: 08 Июнь 2014, 09:05:35
.." А еще меня удивляет 38 школ, из которых одна польская и 37 русских, неужели в Гродно нет беларусов а окончив белорусскую школу куда дальше идти учиться? Или только с лопатой?
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
Almer
|
По логике так и сейчас через 70 лет после 44 г. и 23 года после распада СССР национально воспитанных людей в белорусском духе не слишком много. Только в Белоруссии можно увидеть, как воспитательница лагеря ругается на ребенка "я тебе русским языком говорю.." А еще меня удивляет 38 школ, из которых одна польская и 37 русских, неужели в Гродно нет беларусов С приходом Лукашенко-вернулись все советские традиции, национального он ничего не привнес. В Гродно белорусы есть, вот только власть хочет видеть во всех-русских, или как минимум русскоязычных. "Национально воспитанных людей в белорусском (или ином другом национальном) духе" она просто-напросто боиться, как боялась советская в 30-40-х годах.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
CarmiSs@
|
Позже много поляков местных выехало в Польшу. Было две волны переселений поляки в Польшу , белорусы с Польши на их место. Угу, куча материалов про это есть. а окончив белорусскую школу куда дальше идти учиться? Или только с лопатой? Я после белорусской школы нормально училась, и чё?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
karshoon
Молодой Гродненец
Репутация: +3/-0
Offline
Сообщений: 48
|
Я после белорусской школы нормально училась, и чё?
Беларускіе школы вельмі дрэнна вучаць, калі вас пісаць па беларуску не навучылі. Таму і добра,што іх зачыняюць. І лепш быць расейскамоўным - Пуцін усіх такіх лічыць свайімі і абараняе! Karshoon of Poland
|
|
|
Записан
|
|
|
|
philosof
|
С приходом Лукашенко-вернулись все советские традиции, национального он ничего не привнес. В Гродно белорусы есть, вот только власть хочет видеть во всех-русских, или как минимум русскоязычных. "Национально воспитанных людей в белорусском (или ином другом национальном) духе" она просто-напросто боиться, как боялась советская в 30-40-х годах.
Судить не могу, но когда жил в Гродно в конце 80-ых помню возрождение интереса к языку и литературе, где-то примерно в 1988-1991 гг. Хотя, отмечу, что на курсах польского языка было гораздо больше народа, чем на курсах белорусского, по впечатлениям прошлого года, похоже интерес совсем умер.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
karshoon
Молодой Гродненец
Репутация: +3/-0
Offline
Сообщений: 48
|
С приходом Лукашенко-вернулись все советские традиции, национального он ничего не привнес. В Гродно белорусы есть, вот только власть хочет видеть во всех-русских, или как минимум русскоязычных.
А вы Лукашэнку у усім не абвінавачвайце! Ці ён вам забараняе каыстацца беларускай мовай? Асабліва на гэтым форуме? Магчыма, што у Гародні яшчэ беларусы ёсьць, але у нас у Беластоку беларуса ад расейца адрозьніваюць толькі па рэгістрацыйных нумарах машын, ба ў мове розніцы няма. Таму усіх называюць "рускімі", няведаючы з кім справа.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Ага, Лукашенко никому-ничего "не забараняе", он просто создал систему, которой "запрещено все, что не разрешено". Язык-это ОДИН ИЗ НЕСКОЛЬКИХ составляющих элементов национального сознания.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
Pczaljar
|
Цитата: Pczaljar от Сегодня в 10:02:38а окончив белорусскую школу куда дальше идти учиться? Или только с лопатой?Я после белорусской школы нормально училась, и чё? А ни че. Я помню в райцентре учился в русской школе а в старших классах к нам с деревень приходила молодежь окончившая шесть или семь классов в деревне в белорусской школе. Так вечно с них смеялись как они то личник то назовник вместо числителя и знаменателя ну и тп Человек если целеустремленный то с любой проблемой справится конечно Беларускіе школы вельмі дрэнна вучаць, калі вас пісаць па беларуску не навучылі. Таму і добра,што іх зачыняюць. І лепш быць расейскамоўным - Пуцін усіх такіх лічыць свайімі і абараняе!Karshoon of Poland Так он говорит и поляки братский народ, не бери в голову Магчыма, што у Гародні яшчэ беларусы ёсьць, але у нас у Беластоку беларуса ад расейца адрозьніваюць толькі па рэгістрацыйных нумарах машын, ба ў мове розніцы няма. Таму усіх называюць "рускімі", няведаючы з кім справа. В России отличают- меня почему то за прибалта принимают. А вообще то ясно почему ТРАПКА вместо ТРЯПКА, АРОЛ вместо Орел И русского отличишь минут 5 поговорив. При малейшей наблюдательности даже без труда отличишь беларуса западника от восточника и витебчанина от брестчанина. Хотя вроде по русски говорим Однако это к сопротивлению советской власти относится косвенно.
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
|