vetka 6
|
Республики Белоруссия. Вот мои сограждане никак не научатся правильному названию страны. Республика Беларусь. Три восклицательных знака. Жаль что всех змагаров на форуме повывели. Счас бы слюни летели.... Чесь, случаем не из Архангельска? Как грится, полковнику Исаеву выдали новые документы на имя полковника Штирлица, но забыли научить говорить на местном диалекте. Чесь, Вы там в центре Юстасу передайте, на этом все наши палятся. Привыкли там в Кремлях по старинке, Белая Русь. Фиг вам, проклятые коммунисты, теперь это одно слово. Не Белая и не Русь. Просто Беларусь. Никаких сложных слов. И нам пофиг, что в русском языке нет соединительной гласной "А". У вас только "О". Уже бы тут можно было понять, насколько белорусский язык богаче.
|
|
« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2018, 21:41:02 от vetka 6 »
|
Записан
|
|
|
|
Pczaljar
|
Вас, Пчаляр, это касается в первую очередь. Бритун придёт вас убивать сразу, как только будет можно, тем более, что хоть мама у вас местная, но фамилия-то маскальская!... Сдрейфит
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
Сабачка
|
Республики Белоруссия. Вот мои сограждане никак не научатся правильному названию страны. Республика Беларусь. Три восклицательных знака. Жаль что всех змагаров на форуме повывели. Счас бы слюни летели.... Чесь, случаем не из Архангельска? Как грится, полковнику Исаеву выдали новые документы на имя полковника Штирлица, но забыли научить говорить на местном диалекте. Чесь, Вы там в центре Юстасу передайте, на этом все наши палятся. Привыкли там в Кремлях по старинке, Белая Русь. Фиг вам, проклятые коммунисты, теперь это одно слово. Не Белая и не Русь. Просто Беларусь. Никаких сложных слов. И нам пофиг, что в русском языке нет соединительной гласной "А". У вас только "О". Уже бы тут можно было понять, насколько белорусский язык богаче. проста - БІЛОРУСЬ ну ілы БІЯЛОРУСЬ, а ніяк не БЕЛАРУСЬ
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бацькiн сын
|
Мне кажется тут по смыслу понятно что как бы зависимые. Казаться может, что угодно, потому что смысл слов за столетия часто менялся даже на противоположный. И логика здесь работает не всегда. Я табе кажу: гэта старабеларуская мова. Статут — гэта ўнікальны помнік старабеларускай мовы XVI стагоддзя. Да ну, брэд нейкі... Тады і беларусаў ня было, ня тое што "старабяларусаў"! чтобы законы и статуты Великого княжества Литовского ... писанные на польском и русском языках,
Тем самым перед всеми остальными ему же, благороднейшему Льву Сапеге, мы решили поручить заботу печатания и издания законов и статутов Великого княжества Литовского на польском и русском языках. "Старабеларуская мова" это очень некорректный термин, обыкновенная натяжка националистами "совы на глобус". Концепция "литвинизма" создана поляками для идеологического уничтожения государственности Республики Литва и Республики Белоруссия. Чтобы уничтожить государственность Республики Литва литвинизма пропагандируют, что Литва не единая страна, а некие жмудины, которые были рабами литвинов. Чтобы уничтожить государственность Белоруссии, пропагандируется, что русское население - это некие "литвины", враги всего русского. В идеале, русскоговорящие "литвины" должны воевать с русскоговорящими "русскими" как сейчас на Руине русскоговорящие "украинцы" воюют с русскоговорящими "русскими сепарами"... Очень грамотно сделанная концепция, кстати. До сих пор сомневаюсь, что её придумали именно эти герои анекдотов и за ними в тени не маячит в далеке сумрачный Тевтонский гений )) Что нужно добавить исчо, в концепции литвинизма блестяще решён вопрос угрозы объединения т.н. "литвинов" с современными литовцами, так как из "литвинов" делают балтов и тут для поляков есть угроза "братания" новоиспечённых "балтов-литвинов" с литовцами на почве их общего обалтения)) Но этот вопрос польский агитпроп решил - литвинов объявляют хоть и балтами, но балтами западными, которые с восточными(литовцами) якобы являются некомплиментарными этносами(эту тему особенно хорошо развивает Дзеружиньский). Повторюсь, идеологический агитпродукт сварганен на очень хорошем уровне и на необразованных любителей свядомии действует прям безотказно. Такие зомби получаются любо-дорого посмотреть)) Карта польских историков показывающая границы Ятвы в XIII веке
|
|
|
Записан
|
So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
|
|
|
Чеслав Дембицкий
|
Очень грамотно сделанная концепция, кстати. До сих пор сомневаюсь, что её придумали именно эти герои анекдотов и за ними в тени не маячит в далеке сумрачный Тевтонский гений )) Что нужно добавить исчо, в концепции литвинизма блестяще решён вопрос угрозы объединения т.н. "литвинов" с современными литовцами, так как из "литвинов" делают балтов и тут для поляков есть угроза "братания" новоиспечённых "балтов-литвинов" с литовцами на почве их общего обалтения)) Но этот вопрос польский агитпроп решил - литвинов объявляют хоть и балтами, но балтами западными, которые с восточными(литовцами) якобы являются некомплиментарными этносами(эту тему особенно хорошо развивает Дзеружиньский). Повторюсь, идеологический агитпродукт сварганен на очень хорошем уровне и на необразованных любителей свядомии действует прям безотказно. Такие зомби получаются любо-дорого посмотреть) Лично я думаю, что тут гитлеровский абвер постарался. Ну а потом уже и поляки подхватили с помощью англичан и американцев... Вас, Пчаляр, это касается в первую очередь. Бритун придёт вас убивать сразу, как только будет можно, тем более, что хоть мама у вас местная, но фамилия-то маскальская!... Сдрейфит Ну, вам виднее... Не Бритун, так местные алкаши прибегут. Главное, чтобы можно было, а как станет можно, так белорусы начнут резать друг друга как это было в 1941-1944 годах в Западной Белоруссии... . Чесь, случаем не из Архангельска? Вологодские мы, полячек!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
AnVas
|
Самогіція да Літвы... як той казаў: Не прышый кабыле хвост... Бо Летува гэта НЕ ЛІТВА... таму і напісалі Жамойтам асобны Статут!!! и называется этот статут - статут ВКЛ Тежъ предъречонымъ прелатомъ княжатомъ, понятомъ, паномъ, радамъ духовнымъ и свЂцкимъ, паномъ хоруговнымъ шляхтамъ и мЂстамъ земли Великого Князства Литовского, Руское, Кіевское, Жомоитское, Волынское, Подляшское, Смоленьское, Полоцкое, Витебское, Мстиславское и иныхъ земль Великого Князства Литовского читай весь документ а не только те фразы что тебе нравятся.
|
|
|
Записан
|
Громче всех лают дворняжки...... Молчаливость и выдержка - признак породы.....!!!!!!!
|
|
|
britun
|
Самогіція да Літвы... як той казаў: Не прышый кабыле хвост... Бо Летува гэта НЕ ЛІТВА... таму і напісалі Жамойтам асобны Статут!!! и называется этот статут - статут ВКЛ Зусім НЕ так... Якраз наадварот!!! Для Жмудзі - літвінамі спяцом быў складзены Статут зямлі Жамойтскай (« Устав (Статут) земли Жемайтской, утвержденный грамотой Короля Сигизмунда 1-ого, в 1529 году.)... Тежъ предъречонымъ прелатомъ княжатомъ, понятомъ, паномъ, радамъ духовнымъ и свЂцкимъ, паномъ хоруговнымъ шляхтамъ и мЂстамъ земли Великого Князства Литовского, Руское, Кіевское, Жомоитское, Волынское, Подляшское, Смоленьское, Полоцкое, Витебское, Мстиславское и иныхъ земль Великого Князства Литовского читай весь документ а не только те фразы что тебе нравятся. Што табе не падабаеццо??? Чаму, " отдельно перечислены Смоленск. Полоцк. Витебск. Мстиславль?" справа надзвычай простая... Тлумачу на пальцох: Таму што на момант напісання Літоўскіх Статутаў на тэрыторыях Смаленска, Віцебска, Полацка, Мсціслаўля былі бесперапынныя войны з Масковіяй... Атрады Івана IV на пачатку 1562 года спустошылі ваколіцы Мсціслава, Шклова, Оршы, Віцебска, Дуброўны, Копылю. 31 студзеня 1563 года гэта войска асадзіла Полацк, а праз два тыдні (15 лютага) захапіла горад. Вільня запрасіла міру, але патрабаванні маскоўскага цара былі празмерныя — Полацк мусілі далучыць да Масквы. У 1564 годзе ваенныя дзеянні зноў актывізаваліся. Невялікаму войску Мікалая Радзівіла Рудога ўдалося разбіць дзве маскоўскія арміі і спробы Івана IV пранікнуць у цэнтр дзяржавы былі сарваны... У 1570 годзе новая дзяржава — Рэч Паспалітая пайшла на перамір'е з Іванам IV, апошняму таксама патрабавалася часова замірыцца з Літвой і Польшчай, бо пачаліся ваенныя дзеянні супраць Швецыі... Між тым, царскія войскі добра замацаваўся ў паўночнай Беларусі — у 1566—1569 гадах каля Полацку былі збудаваны крэпасці... На працягу 1580 у час паходу войска Рэчы Паспалітай на Маскву былі вернуты землі Полацка, Мсціслаўля і Віцебска... Няўдача аблогі Пскова вымусілі Баторыя пачаць перамовы, і 15 студзеня 1582 быў заключаны Ям-Запольскі 10-гадовы мір і Полацк вярнуліся ў ВКЛ... а усходні фарпост Літвы - Смаленск, Масква захапіла яшчэ раней, за Смаленск ваявалі 10 год (1512-1522)... Інакш кажучы, каб падкрэсліць, што землі якія былі захоплены Масквой, належаць ВКЛ, яны і былі пералічаны ў Літоўскам Статуце асобна. Калі дапетрыў - кіўні.. Ну, а пра "належачую" Жмудзь і іных ... Літоўскі Статут " Прото мы, г[о]с[по]д[а]ръ, всих обывателей паньства нашого, великого князства литовского, и земль, к нему належачых, рускихъ, жомоитъских и иных..." Каб ты, AnVas, больш не пачуваўся такім бураком, скажу табе пад сакрэтам - навукоўцы разабраліся даўно: Толькі землі Літвы/ВКЛ мелі права на гербы Пагоня... а прыслухаючыя не мелі такога права... таму і мелі іншыя гербы... напрыклад - Локіс! Кгароча, на... дзівіся...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Pczaljar
|
Гимн ВКЛ
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
|
Pczaljar
|
А в вэкаэл был гимн? Должен был быть ИМХО Ну нашел же я на ютубе вот этот. Немножко странно что субтитры по польски а Статут писали криллицей то.
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
vetka 6
|
А в вэкаэл был гимн? Это забытый гимн 14 века. Вот на днях кто-то вспомнил. Разве сложно это понять? Почему гимн исполняется на польском, а не на языке Скорины, вот вопрос.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Pczaljar
|
Цитата: Чеслав Дембицкий от Сегодня в 20:49:01А в вэкаэл был гимн?Это забытый гимн 14 века. Вот на днях кто-то вспомнил. Разве сложно это понять? Почему гимн исполняется на польском, а не на языке Скорины, вот вопрос. Эт там вопрос. От Орды пойдем в Европу. Вообще на латиницу перейдем.
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
britun
|
А в вэкаэл был гимн? Это забытый гимн 14 века. Вот на днях кто-то вспомнил. Разве сложно это понять? Почему гимн исполняется на польском, а не на языке Скорины, вот вопрос. Быў Літоўскі гімн «Багародзіца» які запісаны кірыліцай ў Літоўскім Статуте 1529 года... Была і харугва ВКЛ - з аднаго боку была выява «Пагоні», а з другога — выява «Багародзіцы»!.. Дарэчы, з другой паловы 13 стагоддзя выява Багародзіцы была гербам Полацкага княства... пэўна, ВКЛ пераняло гэты герб і гімн «Багародзіца» ў спадчыну ад Полацка... Кгароча, «Багародзіца» з'яўляецца арыгінальным творам... даследчыкі не адшукалі адпаведнікаў а ні ў грэчаскай, ці лацінскай, чэшскай ці нямецкай літаратуры...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Чеслав Дембицкий
|
і харугва ВКЛ - з аднаго боку была выява «Пагоні», а з другога — выява «Багародзіцы»!.. Дарэчы, з другой паловы 13 стагоддзя выява Багародзіцы была гербам Полацкага княства... пэўна, ВКЛ пераняло гэты герб і гімн «Багародзіца» ў спадчыну ад Полацка... Хутчэй за ўсё, гэта герб феадала - караля Полацка. Трэба паглядзець, хто быў князем Полацка у другой палове 13 стагоддзя. Хаця чаму Полацк нязразумела, Багародзіца была на гербе Менска, гербе рускіх гарадоў Валыні і Галіцыі і інш. Пагоня ці Калюмны - гэта знак прыналежнасці да літоўскай знаці, Багародзіца - герб горада... Так ці не?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
redbird
|
Гэты кант-гімн млявы нейкі, ледзьве жывы. Трэба паскорыць і папрацаваць над беларускамоўнай агучкай, сапраўды. У закладачкі мае. Палітыкі! Няйдзе ў мяне з галавы ваша Аукс-штота. Адзінае, што знайшла ў лаціне - аукс, перакладаецца як дапаможны. Дапаможныя землі? Каму дапаможныя? Багародзіцы? Нешта хвіласоўскае вымалёўваецца.
|
|
|
Записан
|
Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править. ©
|
|
|
britun
|
і харугва ВКЛ - з аднаго боку была выява «Пагоні», а з другога — выява «Багародзіцы»!.. Дарэчы, з другой паловы 13 стагоддзя выява Багародзіцы была гербам Полацкага княства... пэўна, ВКЛ пераняло гэты герб і гімн «Багародзіца» ў спадчыну ад Полацка... Хутчэй за ўсё, гэта герб феадала - караля Полацка. Трэба паглядзець, хто быў князем Полацка у другой палове 13 стагоддзя. Хаця чаму Полацк нязразумела, Багародзіца была на гербе Менска, гербе рускіх гарадоў Валыні і Галіцыі і інш. Пагоня ці Калюмны - гэта знак прыналежнасці да літоўскай знаці, Багародзіца - герб горада... Так ці не? Так так... пагоня і калюмны гербы літоўскія... і гербы Полацка! "Калюмны" - Гедымінавічы - Рагвалодавічы - Полацк -гэта ФАКТ!!! Маскоўскі цар Іван Грозны, пасля ўзяцця Полацка, дадаў на вялікую царскую пячатку менавіта " Калюмны", як сімвал горада! Кгароча, прыпісваць Калюмны летувісам гэтак жа непрыстойна, як пісаць Міндаўгас або Вітаўтас...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Pczaljar
|
Так так... пагоня і калюмны гербы літоўскія... і гербы Полацка! Где то читал и согласен с этим, что все три герба-атакующий сокол Рюрика, колонны Гедымина и тризуб это суть одно и то же. Тот же сокол но рисунок в разной степени стилизованный. Запросто все эти гербы могут вести к одному общему предку ИМХО
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
Бацькiн сын
|
Так так... пагоня і калюмны гербы літоўскія... і гербы Полацка! Где то читал и согласен с этим, что все три герба-атакующий сокол Рюрика, колонны Гедымина и тризуб это суть одно и то же. Тот же сокол но рисунок в разной степени стилизованный. Запросто все эти гербы могут вести к одному общему предку ИМХО А предок у всех их один - Хазарская тамга и Тамга Тюркского каганата Так так... пагоня і калюмны гербы літоўскія... і гербы Полацка! "Калюмны" - Гедымінавічы - Рагвалодавічы - Полацк -гэта ФАКТ!!! Маскоўскі цар Іван Грозны, пасля ўзяцця Полацка, дадаў на вялікую царскую пячатку менавіта "Калюмны", як сімвал горада! Естественно, что захватив Полоцк литовские оккупанты заклеймили его своим гербом, как скот. Инвентаризация так сказать))
|
|
|
Записан
|
So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
|
|
|
britun
|
Естественно, что захватив Полоцк литовские оккупанты заклеймили его своим гербом, как скот. Инвентаризация так сказать Б.С. няўжо не ведаеш пра ПОЛАЦКАЕ паходжанне ЛІТОЎСКІХ князёў??? Разумею што лэйшы не рады і здзіўляюццо... што ў летувіскія казачкі такога ўзроўню ёлупаватасці літвіны/беларусы даўно не вераць... Як апынулася, ды і сапраўдныя жамойцы гэтаксама... летувісам ужо НІХІЕРА НЕ вераць... Бо летувісамі НЕ знойдзена пацверджанняў, што Літоўскія князі захоплівалі землі Літвы/ВКЛ (сучаснай Беларусі). Бедалагі стагоддзе шукалі... рылі... але дагэтуль НІМА ніводнага гістарычнага падцверджання... НІДЗЕ НЕ зафіксавана набегаў на Наваградак ці Гародню, Мінск ці Полацк, Ваўкавыск ці Пінск і іншыя тагачасныя гарады, што потым склалі Літву/ВКЛ (сучасную Беларусь)... І нічога не паробіш... ну, нібыло ў дакументах Літвы/ВКЛ ніякіх літоўцаў - ні пачатковых... ні канчатковых... і нібыло ніякіх летувісаў... як і НІБЫЛО ніякіх захопаў/захватаў "літ-овцамі" Полацка і г.д - ФАКТ!.. Улічваючы тваю павярхоўную адукацыю (пэўна па завуголлямі школы піва жлукціў - падчас урокаў гісторыі) - тлумачу на пальцох: Калі ўзапраўду - дык летувіская нацыя паўстала з Жамойці... але Жамойць НІКОЛІ не была ядром ВКЛ - гістарычнай Літвой... Літоўскія князі гандлявалі ёй з крыжакамі, пачынаючы ад Міндоўга і да Вітаўта. Жамойць — разменная манета. Толькі ў 1466 годзе землі Жмудзі сталі "прыслухаючымі" ВКЛ! А гэта пазней нават за далучэнне рускіх (украінскіх) зямель... Менавіта пасля гэтага Вялікае Княства Літоўскае і Рускае стала звацца Вялікім Княствам Літоўскім, Рускім і Жамойцкім. Гэта значыць, « калыска летувіскага этнасу» была далучана як "зямля прыслухаючая" да Літвы/ВКЛ (УВАГА) ажно толькі пасля 174 гадоў ад стварэння Вялікага княства Літоўскага!!!... Дарэчы, гэтак жа не хочуць пісаць летувісы пра Кейданскую ўнію 1655г., дзе ВКЛ і Швецыя падпісваліся пад ваенным і дзяржаўным саюзам, бо ў гэты час Жамойць насуперак Вільні спрабуе аддзяліцца ад ВКЛ дзеля далучэння да Польшчы!!! Кгароча, прывітанне летувіскім бедалагам ад немчуры з англічанамі... 174 гады пад пятою ОРДЕНА!!!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
паляўнічы на пярэвараценя
Гродненец
Репутация: +7/-0
Offline Предупреждения:
Сообщений: 230
|
Городские войны. Как горожане ВКЛ сражались за свои праваМинск, апрель 1596 года, у мельницы найден утопленник ― возный минского воеводства Себастьян Стрыевский. Поветовый староста Андрей Станкевич требует от города включиться в выяснение всех обстоятельств. Но бурмистр Михаил Филиппович и лентвойт Павел Ванькевич категорически отказываются, ссылаясь на Магдебургское право, которое позволяет горожанам не участвовать в копном (общинном) расследовании. Попытки старосты усовестить минчан проваливаются и следствие приходится проводить своими силами «чинили опыт и выведанья о теле небожчика Стрыевского, яко о котором часе и от кого забит и утоплен был». Непамяркоўныя Этот случай хорошо показывает, насколько мещане Великого княжества Литовского оберегали свои вольности. Они прекрасно знали, что любое усиление власти воеводской и поветовой администрации лишит их прав и привилегий. «Обладание привилегиями потеряло всякий смысл, благодаря совершенной слабости великокняжеской власти: воеводы, знатные паны, епископы католические и униатские нарушали городские привилегии. Городами начинались бесконечные процессы, тянувшиеся в течение многих десятилетий и не приводившие ни к каким результатам», — писал Митрофан Довнар-Запольский. Даже в городах с самоуправлением горожане не чувствовали себя полными хозяевами, значительную часть территории занимали юридики ― город в городе, подчиняющийся магнатам или церкви. Несморя на то, что в ВКЛ многие города пользовались Магдебургским правом самоуправления, магнаты могли выкупать в городе здания и территории в свои владения. Иногда их имущество могло представлять собой целые кварталы, где была своя ратуша, своя канцелярию и даже тюрьма — такая часть города находилась в полной власти магната, там теряли свою силу законы городского самоуправления и даже королевская власть. Например, род Радзивилов владел юридиками в Бресте и Минске. А в Новогрудке была большая юридика ордена иезуитов. И всё же самоуправление превратило горожан в мощную силу, готовую сражаться с любыми попытками ущемить их интересы. И это особенно заметно в конце XVI – первой половине XVII века ― период расцвета городской культуры ВКЛ. Именно тогда произошли самые известные выступления горожан, защищавших свои политические и религиозные права. Знать об этом важно и сейчас ― каждый народ находит что-то ценное в своих политических традициях. Ныне в городах Беларуси проживает свыше 3/4 жителей, поэтому история городской жизни даже более актуальна, чем золотые шляхетские вольности или устоявшийся образ беларуса-крестьянина. Тут собраны самые яркие примеры политической борьбы в беларуских городах первой трети XVII века, когда мещане заявляли на всю страну о своих правах. Восстание в МозыреАдминистративная реформа 1565 года превратила Мозырь в поветовый центр Киевского воеводства (показательно, что шляхта не захотела оставаться в составе Польши и добилась передачи повета в Минское воеводство), спустя 12 лет город получил Магдебургское право.
Так появились две конкурирующие структуры ― поветовая администрация в замке и городской магистрат в ратуше. Конфликт начался в 1615 году, когда мозырский староста лишил часть горожан Магдебургского права, чтобы заставить платить ему налоги. 3 октября 1615 года бурмистры Ждан Муша и Ян Крицкий, мещане Дорошка-кравец, Иван Волчок и Остап Лавринович повели горожан на штурм замка. Они застрелили несколько чиновников, избрали своего войта и запретили шляхте появляться в городе. Власть не пошла на жёсткое подавление, вместо этого стороны судились вплоть до 1622 года. В итоге город вернул Магдебургское право в полном объёме, налоги остались в городской казне, сведений о репрессиях против восставших не сохранилось. Восстания в МогилевеСамое известное могилевское восстание произошло в 1661 году против московских захватчиков, когда в один день был истреблен 7-тысячный гарнизон восточных оккупантов. Подробнее об этом восстании можно почитать тут. Что ж тогда московиты, видимо, не учли, что в этом городе были очень сильные традиции борьбы за свои права. А ведь история Могилева конца 16 — начала 17 века была полна подобных фактов отчаянного вооруженного противостояния всякому роду притеснения и несправедливости. «Пара! Пара!», — слова, которые выкрикивал могилевский бургомистр Леонович, стали сигналом к началу восстания. После разорения Полоцка в Ливонскую войну (1558—1583 годы) Могилев превратился в крупнейший после Вильно экономический центр страны. В 1577 в Могилёве работало 157 лавок, в начале XVII в. уже порядка 400. На богатства Могилёва зарились казаки, и в 1595 году город разграбил Северин Наливайко. Баркулабовская летопись так описывает бесчинства казаков:
«Место славное Могилев, место побожное, домы, крамы, острог выжгли, домов всех яко 500, a крамов з великими скарбами 400. Мещан, бояр, людей учтивых так мужей, яко и жон, детей малых побили, порубали, попоганили, скарбов теж незличоных побрали c крамов и з домов. Тут же войско литовское пана Радивила троцкого, гетмана литовского, до Могилева y погоню за козаками притегнули, люду рыцерского конного, збройного, татар 4000, литвы 14 000»В многолюдном быстроразвивающемся городе кипели политические страсти ― магистрат подозревали в коррупции и завышении налогов, недовольство постоянно усиливалось. 19 июня 1606 года около городской ратуши собрался митинг, староста могилёвского цеха пивоваров Стахор Миткович разносил на чём свет стоит бурмистра Василя Ямковича: «словы неучтивыми лаял, соромотил и пофалки на здоровье его чинил». В последующие дни волнения нарастали, несколько сотен человек пришли к краме лавника Осипа Якимовича, грозясь убить его и забрать всё имущество.
Восставшие утверждали, что члены магистрата «себе и повинных своих вспомогают, личбы не чинят, податки частые, без ведомости нашое, на нас вкладают и выбирать часом кгвалтовне кажуть». 15 июля восставшие свергли старую раду и выбрали новое руководство «людей легких, права и писма не уместных» ― бурмистра Семёна Ивановича, радцев Василя Афанасовича, Хилка Ивковича, Михаила Хоминича, лавников Максима Куприяновича, Карпа Ивановича, Омеляна Федоровича, Ермола Онопреевича, Агея Шымковича. Вся власть в городе перешла к восставшим, войт Ярош Волович безуспешно пытался восстановить порядок. Однако руководство ВКЛ не рискнуло вводить войска ― королю оставалось только издавать грозные грамоты:
«Нам известно, что вы, пренебрегая властью тамошнего войтовского управления, сопротивляясь ему, и, более того, будучи привлечены к ответственности перед нашим судом за упорное сопротивление, не ожидая нашего решения, устроили заговор наподобие бунта, захватили в свои руки власть и городские доходы, вершите суды, хватаете насильно людей и приказываете сажать их в тюрьму, принуждаете к уплате налогов для поддержки этого вашего своеволия. А тем, кто вам, как незаконно находящимся у власти, не повинуется, вы угрожаете», —
«Охранная грамота жителям Могилёва, которые не подчинились магистрату, избранному восставшими», Жигимонт Ваза, король польский и великий князь литовский, 6 июня 1607 годаВпрочем, сам факт переписки с восставшими означал косвенное признание новых городских властей, вскоре канцелярия ВКЛ вступила в переговоры с делегацией из Могилёва, чтобы разрешить кризис. При посредничестве Льва Сапеги 22 августа 1608 года старая и новая рада подписали соглашение из пяти пунктов:
Новая рада должна признать себя виновной и за свои провинности просить прощения. Обе стороны должны обоюдно простить друг другу все столкновения, ненависть и обиды и в согласии отправлять городские дела. Необходимо отчитаться друг перед другом о городских расходах, назначив для этого определённое время и выделив депутатов согласно обычаю и закону. Новая рада должна добыть свой срок. А затем должна приступить к исполнению своих обязанностей старая рада, заседать согласно своей очереди и своим обычным порядком. Все убытки, понесённые в этом деле, должны быть распределены между обеими сторонами. Мещане пообещали, что против старой рады больше не будет никаких заговоров, бунтов и беспорядков. Если бы они нарушили обещание, то должны были выплатить королю 4000 коп литовских грошей.
Но напряжение в городе сохранялось и в 1610 году произошли новые волнения. Власть отреагировала жёстко ― зачинщиков мятежа Ивана Харковича, Михаила-чеботаря, Лавора Михайловича, Гаврилу Ивановича, Микиту Мильковича приговорили к смерти и 23 июля 1610 года обезглавили на Ильинской горе. Максима Тальбушу и Исая Щенсного навсегда изгнали из города. Имущество лидеров выступлений конфисковали. И всё-таки могилевчане показали, что лучше прислушиваться к голосам из народа. Добавлено: 11 Ноябрь 2018, 22:09:29 Борьба за веру. Витебск[spoiler]Мещане оставались глубоко верующими людьми, поэтому Брестская церковная уния 1596 года стала ещё одним поводом для политического противостояния. Религиозная вражда охватила все сословия, но именно в городах развернулись самые драматичные события. Далеко не весь клир и паства приняли унию, православные братства стремились сохранить восточную церковь. Помимо сугубо религиозных дел, братства помогали заболевшим и обедневшим мирянам, содержали «шпитали» для престарелых, калек и сирот. Они были очень демократичны и стремились к равному отношению ко всем добрым христианам. Неудивительно, что братства играли существенную роль в городской жизни.
После 1596 года положение братств осложнилось, поскольку власти настойчиво продвигали унию. Могилёв, Полоцк и Витебск стали основными центрами сопротивления. В 1618 году магистрат Могилёва закрыл ворота перед полоцким униатским архиепископом Иосафатом Кунцевичем, горожане грозились убить его, если он попытается войти в город. Жигимонт Ваза обрушил репрессии на могилевчан, 20 человек казнили, город выплатил крупный штраф. Святой Иосафат (Кунцевич) (1580-1623) — архиепископ полоцкий, наряду с Иосифом Рутским и Ипатием Поцеем внёс огромный вклад в укрепление Унии на наших землях, принял мученическую смерть в 1623 году
Пик противостояния пришёлся на 1618-1623 год. В 1620 году иерусалимский патриарх Феофан III посетил Речь Посполитую и восстановил православную иерархию. В частности, Мелетий Смотрицкий был рукоположен в сан полоцкого епископа. Это разгневало униатов и католиков, которые подозревали православных в связях с Турцией. Иосафат Кунцевич писал Льву Сапеге:
«Стало быть, и отчизна наша, какую может себе ожидать безопасность, если вопреки всякой справедливости казакам и псевдо-владыкам позволяют то, чего они домогаются: то есть, чтобы кафедрами наши бесправно завладели, чтобы Пастырю Цареградскому подчинялись, а затем чтобы с таким могущественным вражеским государством имели связь? То, что будет безопасно для отчизны, и сама политика без труда определит. Откроются ворота всяким шпионам и предателям из турецкого государства в области Его Королевской Милости Господина нашего милостивого: свободно будет патриархам, митрополитам, владыкам, грекам, да и самому паше, одевшись чернецом, и экзархом назвавшись, с одной тысячью янычаров или несколькими приехать, и под предлогом духовных визитаций шпионить, замышлять предательства и т. д» Лев Сапега неоднократно предупреждал Кунцевича, что православные находятся на грани бунта, но никто не хотел уступать. Кровавая развязка произошла в Витебске 12 ноября 1623 года, когда толпа зверски убила архиепископа Кунцевича. Это вызвало шок и возмущение не только в Речи Посполитой, но и во всей католической Европе. Спешно созданная комиссия установила причастность магистрата к заговору против Кунцевича, поэтому город лишили Магдебургского права. Как отметил униатский митрополит Иосиф Руцкий,
«были отсечены головы двум городским сановникам и вместе с ними восемнадцати гражданам, а имущество их конфисковано. Около сотни других граждан, убежавших в разные стороны до приезда комиссаров, приговорены на смерть заочно с конфискацией имущества. Ликвидированы привилеи, данные этому городу королями, разрушена ратуша на глазах у всех горожан, более скорбевших об этом, чем по отсечении голов своим согражданам»
Эти ужасные события показали, что дальше так продолжаться не может. За решительное исправление ситуации взялся Владислав IV, сын почившего уже Жигимонта Вазы, ― новый король был куда терпимее в религиозных вопросах, чем его отец. В ноябре 1633 году вступили в силу «Статьи успокоения обывателей Короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию», православные иерархи во главе с киевским митрополитом Петром Могилой получили официальное признание. На территории ВКЛ образовалась Оршанская, Могилевская и Мстиславская епархия во главе с Иосифом Бобриковичем, она подчинялась Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Нельзя сказать, что православие в полной мере восстановилось, но конфронтация православных и униатов отчасти пошла на спад. Годы правления Владислава IV стали самым спокойным периодом в истории Речи Посполитой, правда, это оказалось затишьем перед бурей, началом которой стало восстание Богдана Хмельницкого в 1648 году.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
лукич_кирпич
|
Белорусского грузина не отличишь от этнического беларуса по складу характера. Хорошо ассимилировался. Даже по манере говорить. https://youtu.be/82ZF3dBe574?t=297 Добавлено: 16 Ноябрь 2018, 14:39:21
Гимн ВКЛ
Церковные песнопения, а не гимн. Вот настоящие гимны
|
|
« Последнее редактирование: 16 Ноябрь 2018, 14:39:21 от лукич_кирпич »
|
Записан
|
|
|
|
паляўнічы на пярэвараценя
Гродненец
Репутация: +7/-0
Offline Предупреждения:
Сообщений: 230
|
Дзе знаходзіцца гара Міндоўга? На Беларусі, на нашай зямлі, там дзе была першая сталіца Літвы, на зямле нашых продкаў- літвінаў. Добавлено: 18 Ноябрь 2018, 21:01:31
"Мне ужасно надоели жители одной азиатской страны (безграмотные варвары, которые ничего не знают и не видят дальше своего носа).
Эти стоеросовые постоянно вопят: - Никаких литвинов не существует. - А, кто такие литвины? - Сколько Вас? … и т.п."
ОТВЕЧАЮ: 1). Литвины – команда по американскому футболу (г. Минск) https://vk.com/minsk_litwins
2). В ОФИЦИАЛЬНОЙ переписи населения Республики Беларусь НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЛИТВИНЫ имеет 66 человек (43 в г. Минск, 14 в Минской области) (МЫ ЕСТЬ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ БЕЛАРУСИ) http://census.belstat.gov.by/Reports.aspx?page=174122
3). В телефонном справочнике Республики Беларусь поиск по запросу «Литвин*» выдаёт 4256 результата И ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, по причине «Количество найденных телефонных номеров слишком большое».
Литвин, Литвинов, Литвинович, Литвинский и т.д. У каждого есть знакомые или родственники с такими фамилиями.
4). P.S. В телефонном справочнике поиск по запросу «Белорус*» выдаёт всего 94 результата (включая «БелорусНефть-БрестОблНефтеПродукт»)
И это все варианты, включая, Белорус, Белорусец, Белорусова и т.д.
94 белоруса (по фамилии) на всю страну. А ТОЛЬКО ЛИТВИНОВ ТЫСЯЧИ!
|
|
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2018, 21:01:31 от паляўнічы на пярэвараценя »
|
Записан
|
|
|
|
vetka 6
|
Не вопрос. Макси́м Макси́мович Литви́нов, урождённый Меер-Генох Моисеевич Валлах (5 (17 июля) 1876 года, Белосток, Гродненская губерния, Российская империя — 31 декабря 1951 года, Москва, СССР) — российский революционер, советский дипломат и государственный деятель, народный комиссар по иностранным делам СССР (1930—1939).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Сабачка
|
Не вопрос. Макси́м Макси́мович Литви́нов, урождённый Меер-Генох Моисеевич Валлах (5 (17 июля) 1876 года, Белосток, Гродненская губерния, Российская империя — 31 декабря 1951 года, Москва, СССР) — российский революционер, советский дипломат и государственный деятель, народный комиссар по иностранным делам СССР (1930—1939). я пердолю, да уш падлянка
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бацькiн сын
|
94 белоруса (по фамилии) на всю страну. А ТОЛЬКО ЛИТВИНОВ ТЫСЯЧИ! Точно ведь подмечено, а ещё говорят, что наш Бодя дебил, вот на Украине сотни тысяч людей с фамилией Москаль и её производных, это точно также на 100% доказывает, что настоящая Мокша-Московия это современая Украина, а кацапы подло украли название страны у современных украинцев обозвав их унизительным прозвищем Окраина. Молодец, Блоуджобка, умеет найти познавательные тексты. Максим Максимович Литвинов, урождённый Меер-Генох Моисеевич Валлах А Генох Моисеич-то был оригинал, не захотел быть молдаванином(валахом) а решил стать литвином. Все хотели быть литвинами, кроме самих литвинов, те почему-то хотели стать поляками. Захотели и стали - литвин сказал, литвин сделал. Скажи сейчас какому-нибудь польскому нацику с Крэсов, что он не поляк, а литвин можно и па пысе получить
|
|
|
Записан
|
So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
|
|
|
паляўнічы на пярэвараценя
Гродненец
Репутация: +7/-0
Offline Предупреждения:
Сообщений: 230
|
Песня паўстанцаў 1863 года.
З часопіса Arche 12-2010.
Гэй га, разэм хлопцы. Гу га, мы малодцы ! Гэй га, з полякамі. Гу га, а Бог з намі ! І на Божу здайма волю: Нашы слёзы і неволю.
Гэй га, мы почулі: Што нас скулі ! Гэ га, цяпер знаём: Гу га, выклікаем: З землі нашай вон варогі ! Москалеў злуб вон до ногі !
Гэй га, маі людзе, Гу га, добрэ будзе ! Гэй га, ой родные, Гу га, міленькіе, Будзе вольносць праўдзівая, Дасць нам яе Польшча сьвятая.
Гэй га, будзе дзело, Гу га, толькі сьмело ! Гэй га, ешчэ большэ, Гу га, вернем Польшчэ. Нехай цэлы сьвет пазнае, Якія дзеткі Польшча мае ! Добавлено: [time]Срд 26 Дек 2018 22:06:07[/time]
Однако в современном контексте слова президента Польши звучат с агрессивной ноткой, которая, в первую очередь, насторожила постоянно принижаемую поляками Литву. * – Государство «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это, в свою очередь, создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и именуемые в настоящее время «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жамойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ. Поэтому Беларусь по праву является историческим преемником Великого княжества Литовского, как территориальное и этно-культурное ядро, населяемое литвинами и разговаривающими на так называемом старобелорусском языке. Добавлено: [time]Срд 26 Дек 2018 22:08:13[/time]
"Песняры" - я ліцвін Добавлено: 26 Декабрь 2018, 23:14:27
|
|
« Последнее редактирование: 26 Декабрь 2018, 23:14:28 от паляўнічы на пярэвараценя »
|
Записан
|
|
|
|
Бацькiн сын
|
Как полонизированные литовцы Гродненщины жили с соседями литовцами ещё не утратившими своё национальное самосознание: «ў нашых мясцінах, туды пад Радунь ці каля Яўсевічаў, жывуць літоўцы, іх мясцовыя жыхары называюць барцякі. Праўда, найменьне гэтае з адмоўнай канатацыяй, накшталт кацапы, хахлы. Тутэйшыя, да якіх належаць і мае найбліжэйшыя сваякі, адрозьніваюць сябе ад барцякоў, яны больш схіляюцца да польскасьці, але гавораць, як самыя прызнаюцца, папросту. Мая прабаба нябожчыца Юзэфа, якая паходзіла зь Яўсевіч, расказвала: «Бывала, як выйдуць касіць, па адзін бок Дзітвы нашы, а па другі – барцякі. Нашы хлопцы кашулі ў порткі ўдзявалі, а барцякі зьверху падпяразвалі. Таму барцяка адразу пазнаеш». А баба Марыя, калі ганіла чый густ, казала: «Адзелася, як барцянка!» Лічылася, што барцянкі апранаюцца ярка і безгустоўна. Барцяком не адмаўлялі ў заможнасьці, працавітасьці, яны трымалі шмат скаціны, птушак, але казалі, дзей у барцякоў брудна ў хаце, што яны могуць у хаце трымаць скаціну, курэй. Нашы таксама бралі жыўнасьць у хату, але толькі ў вялікія маразы.
Шлюбы паміж нашым бокам і барцякамі былі ня частыя, але звыклыя. Казалі: «За барцяка пайшла». Або: «Барцянку ўзяў». У нас у Дамэйках жыла адна барцянка, з-пад Радуні, і адзін барцяк. Барцянка была замужам за дзедавым хросным сынам, кожны дзень прыходзіла да нас па ваду і называла дзеда «крышчоны». Барцяк жыў на другім канцы вёскі, меў кепскі характар, і часам я чуў ад бабулі: «От бэрць халерны!» Яшчэ трэба заўважыць, што паміж барцякамі і рэштаю тутэйшага насельніцтва зусім няма рэлігійных адрозьненьняў. У нашых ваколіцах карэнных праваслаўных няма наагул. Была адна, зь іншага боку Лідчыны, дык яе (бо не каталічка) называлі «саветкаю». А калі мая маці выйшла замуж за бацьку, які паходзіў з Касьцюковіцкага раёну, тады ўсе казалі: «Пайшла за кацапа».
…мясцовае насельніцтва гэткае «патайное», што звонку сягнуць углыб «мэнтальнасьці» бадай што немажліва. Існуе пэўная «герархія даверу», якую можна апісаць паступенна: 1) «палякі»; 2) католікі («палякі» і «барцякі»); 3) тутэйшыя (у купе з праваслаўнымі); 4) чужыя («саветы», «немцы» і г. д.)... Карта расселения балтов:
|
|
|
Записан
|
So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
|
|
|
Чеслав Дембицкий
|
барцякі нашых мясцінах, туды пад Радунь адрозьніваюць сябе ад барцякоў Адзелася, як барцянка Очень интересно, БС! Но это не литовцы. Это натуральные потомки пруссов-бартов переселившиеся в ВКЛ. В ВКЛ была бортянская волость аж до 16 века как раз под Радунью на реке Пелясе. Вопрос переселенцев разных народов на территорию ВКЛ требует более тщательного расмотрения. Поэтому воспользуемся для этого результами исследований белорусской ученой Квятковской А.В.65 и польского ученого Охманьского Е.66 Западнобалтское население прибывало в ВКЛ тремя волнами – прусское, бортянское и ятвяжское – в 1276 – 1283 гг. и 1422 г., а также четвертое скольвенское двухфазовое – до 1364 г. и в 1365 г. В Занеманской Литве, на старой ятвяжской земле, есть названия прусских деревень в районе Шакяй, Коза-Руда, Вевиса, а также Капсукаса-Мариямполе. Эти поселения относятся ко времени 1422 г. Их также никак нельзя отнести к территории восточнолитовских курганов. По данным «Slownika geografichenego», к концу XIX в. на былой территории ВКЛ поселений со словом «борти» было не менее 21.Они размещены главным образом на среднем Немане и нижней Вилии. От 1494 и 1503 гг. сохранились сведения о «бортянской волости», «бортянском повете» над рекой Пелясой, а в 1493 г. упоминается «наместник бортенский».Переселенцы-пруссы в средневековье и позднее проживали на территории княжества очень компактно (карта 11б, 11в), представляли немалочисленную группу населения в составе ВКЛ и занимали достаточно высокое общественное положение. Их статус, права и обязанности зафиксированы в различных документах. Отмечены особенности языка у жителей на территории, где некогда были поселенцы-пруссы. Названия населенных пунктов, производных от этнонимов "барты" и "пруссы" на территории современной Беларуси представлены на карте 11г. http://veras.jivebelarus.net/sodyerzhaniye/pyeryesyelyency-v-vkl
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бацькiн сын
|
Очень точно написано: "Неумолимое колесо фортуны
Литва с самого начала была аномалией. Реликтом эпохи Великого переселения народов и могущественных языческих вождей. Она окрепла, объединилась и вырвалась на историческую арену аккурат тогда, когда соседи-христиане дошли до феодальной раздробленности. Её племенная конница проносилась по равнинам не хуже гуннских орд, тогда как военное дело соседей успело превратиться в схватки блестящих и профессиональных немногочисленных рыцарских отрядов.
Вот только великие победы и завоевания Литвы загнали её в тупик. Уже при Витовте с завоеваниями стало туго. Дальше были или совсем бедные земли вроде Молдавии и причерноморских степей, или слишком опасные враги и союзники. Раньше война кормила Литву и её воинов, походы и набеги позволяли обогащаться грабежом. Теперь грабить было некого, надо было защищать уже завоёванное. А это скучно. Кроме того, теперь Литва крестилась и должна была соблюдать хоть какие-то приличия.
Просто взять и набежать на соседей стало не комильфо.
Перемены коснулись и военного дела. Многочисленная лёгкая литовская конница, которая ещё при Грюнвальде вызывала у союзников-поляков презрительные усмешки про варваров из леса, уходила в прошлое. Литовские паны и простые всадники хотели быть европейскими рыцарями. Земли великого княжества должны были выставлять воинов в добром доспехе и с копьями для рыцарского боя. Так красивее, пафоснее, безопаснее.
Вроде бы.
Вот только с мобилизацией у Литвы становилось всё хуже. Одно дело — откликнуться на призыв князя пойти кого-то пограбить. И совсем другое — отправиться оборонять земли на другом конце державы, которые к тебе лично и твоему кошельку отношения не имеют. Заставить силой было никак: Литва «держалась старины» и всё более модных вольностей шляхетских по польскому образцу. Пока в Европе монархи закручивали гайки и опирались на города и простое рыцарство против могущественной аристократии — в Литве и Польше магнаты и шляхта выбивали у короны одну привилегию за другой. Как известно, пан-шляхтич в своём огороде всегда равен воеводе. Любая попытка собрать войска превращалась в печальный театр абсурда. На наёмников же в казне Вильны вечно не было денег.
А ещё это царство успешно разделилось в себе, несмотря на предупреждения Библии. Крещение литовской аристократии в католицизм сближало её с союзными поляками и европейскими дворами, а заодно стало преградой на пути окончательной русификации и ассимиляции с бесчисленными Рюриковичами. Католики получили привилегии, а православные — хоть Рюриковичи, хоть Гедиминовичи — этих привилегий были лишены. Православная «партия» подняла мечи и пошла за Свидригайло добиваться уравнения прав — но проиграла. А неравноправность — это обидно.
Православная знать Литвы, даже самого литовского происхождения, принялась то и дело «отъезжать на Москву». Утверждения, что её притесняют и принуждают к латынству, были лукавством — в те времена католицизм в ВКЛ не навязывали силой. Зато он давал привилегии и государственные посты, которые православная знать хотела иметь без смены веры.
Православные князья уходили «в Москву» вместе со своими удельными территориями. Там их с радостью принимали, давали привилегии и новые земли. А большая часть уделов, в отличие от земель великокняжеского домена, была именно на востоке. Приграничные земли Литвы стали «убегать» к соседям. Москве это, естественно, очень нравилось и хотелось ещё.
Вильне же не нравилось категорически — но её руки связывала «старина», феодальные права и политическая невозможность уравнять в правах возмущающихся православных: такого ублажения «еретиков и схизматиков» и унижения «истинной веры» не потерпели бы ни Польша, ни Ватикан, ни гордящиеся своими привилегиями высшие аристократы Литвы. Им совершенно не хотелось делиться властью и придворными званиями с православной знатью — никто не любит конкурентов..." https://warhead.su/2019/07/16/katastrofa-na-reke-vedrosh-gibel-armii-velikogo-knyazhestva-litovskogo
|
|
|
Записан
|
So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
|
|
|
|