|
Первое сообщение / продолжение темы
|
genetik
|
Добрый всем день. Подскажите, где в начале 20 века был Подгорный переулок?
Добавлено: 21 Август 2018, 14:25:51
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Добрый всем день. Подскажите, где в начале 20 века был Подгорный переулок?
Добавлено: 21 Август 2018, 12:25:51
Здесь она есть: http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=45300 (можно увеличить, справа размер!) Ищите в районе Подольной, Подгорной...
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Где-то под Гродно переправа через Неман? Я правильно понял?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Сашин
|
а в скобочках похоже написано Memel Кла́йпеда (лит. Klaipėda , нем. Memel)
|
|
|
Записан
|
Срочный ремонт компьютера
|
|
|
image
|
Неман немцы называют Memel
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ingener
|
Утверждать не буду,но место очень напоминает район Нового моста,если кто помнит эти места до строительства моста . И есть ещё один косвенный фактор, при строительстве моста углубляли фарватер Немана именно в этом месте(предположительно) с левой стороны Немана был насыпан целый остров из камней и песка.Он находился прямо напротив улицы Аксёнова.Так на этом острове было полным полно немецких ручных гранат Kugelhandgranate 15 образца 1913 года.Все они были с вкрученными и сгнившими запалами,что говорит о том ,что здесь была переправа и каким то образом эти гранаты целые попали в Неман.Мы их находили на этом острове до середины 70-х.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
такое было? На костеле как минимум три артиллерийских попадания, примерно калибра 76 мм. повреждений сильных не нанесли, впрочем так везде было при попадании ими по кирпичной кладке.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
Хорошую фотку на Фейсбуке выложили. И, на сколько я понимаю, слева виден столб автозаправки!
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
igor47
|
Вопрос ,до какого времени в Гродно брички были как такси?Мой отец где-то в 58-м приехал свататься к маме на ул.Пригородную на нанятой бричке.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Точно пока госслужба такси не появилась, я думаю до середины 60-х как минимум. Так как социалистическая реальность, не могла обеспечить социальную потребность, и стало-быть "буржуазные пережитки" в виде "частного извоза" в "бывшей белопанской Польше" имели место быть....
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
У нас в галерее есть папка с фотографиями первых такси и автобусов в Гродно: http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=41319К сожалению не на всех есть даты, но есть и другие фото, 1952 года, со стоянкой такси на пл. Ленина: http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=94285 Добавлено: 17 Сентябрь 2018, 22:47:28
Если посмотреть википедию, то "Победу" под такси начали массово выпускать в 1949 году. Думаю в начале 50-х они появились и в Гродно. Но брички ещё долго могли сосуществовать параллельно. Я в начале 2000-х ехал через Румынию, у них там гужевой транспорт был очень популярен, и все конные экипажи, телеги имели госномера!
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
igor47
|
Тогда параллейный вопрос,а как такси можно было вызвать,раций вроде не было ещё долго,телефоны только у представителей власти.Помню на ул. Подгорной в р-не моста до где-то 80-го года было кроме автомата на Старом мосту(не всегда работал,а то и с оборванной трубкой) было пару домащних,из простых-работяг у наливальщицы пива на Суворова(её именем и называли пивнушку) и ещё пару в радиусе 300 метров.Народ спрашивал разрешения и по вечерам приходил позвонить.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Рации в машинах такси начали появляться в 1957 году. Вызвать машину можно было с телефона. В Гродно это был номер 005. А вот как таксисты получали заказы, когда не было рации, хорошо показано в фильме "Плата за проезд" 1986 года. Примерно 56 минута. Посмотрите, вопросы отпадут.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
Думаю, что такси в автомобильном исполнении, при наличии городе не столь большого автопарка были "шиком", ведь при наличии альтернативы "конки" она еще лет 10 в извозе составляла серьезную конкуренцию "железному коню". Про "рации" в такси в 1957 г. это очень интересный вопрос, я довольно близко (хотя и не профессионально знаком с историей "радиодела" и как-то скептически отношусь с технической точки зрения к радиостанции в такси в 1957 г. Хотя бы по той причине, что все радиостанции 1. стояли на контроле и все радиолюбители обязаны были быть зарегистрированы, !а если у тебя в машине радиостанция, то ты шпиён, а не любитель", 2. станции были очень громоздкими, 3. было понятие такое "оператор радиостанции" и он не всегда был=таксисту. Дело таксиста крутить "баранку", а что бы крутить ручку настройки эфира, это уже другое обучение нужно. Как мне кажется, интрополируется наше представление о легкости связи на сегодняшний день на 1957 г. В том году намного эффективнее было посадить ожидающих вызова таксистов в помещение где есть телефон связи с диспетчерской, и они там сидели бы и гоняли в домино, до заказа.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
ingener
|
Рации в гродненском такси появились в конце 70-х годов,позывной был : Восход-1,Восход-2 и т.д.Затем в 80-х годах начали массово устанавливать рации на остальные машины,с позывными Белка и Молния,но ещё в конце 80-х,а в частности в 1989 году были машины в гродненском таксопарке которые работали без раций,на жаргоне таксистов "от бордюра".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Про "рации" в такси в 1957 г. это очень интересный вопрос, я довольно близко (хотя и не профессионально знаком с историей "радиодела" и как-то скептически отношусь с технической точки зрения к радиостанции в такси в 1957 г Цитата:" C 1957 г. на машинах появились также радиостанции АРС-2, что позволяло водителям быстро связаться с диспетчером и выполнить заказ всего за 5-10 минут. На задней стенке кузова указывался номер такси. ..." https://minsk-old-new.com/places/transport/minskoe-taksi-istoriya-i-sovremennost
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
igor47
|
В 1973 закрылось кладбище на Антонова,открылось новое Азотовское.Мы с Мамой ехали на кладбище на похороны Деда на такси.Такси вызывал я,бегал с ул. Подгорной на Советскую площадь,где была стоянка такси.Телефона у нас не было.
|
|
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2018, 10:38:09 от igor47 »
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
"Конка на рыночной площади." Это, прошу прощения , не "конка". Это dorożki, а сидит на них dorożkarz -так до войны назывался в Гродно woźnica , работавший на маршруте. Конка -это трамвай на конной тяге, это не про Гродно
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Ещё пару фоток: Кстати, на втором фото , двухэтажное здание, почти на берегу, не сохранилось до наших дней, знаете, что там было в 30-х ?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
igor47
|
Из воспоминаний моей крёстной-школа(не уверен- по памяти №4им.Мицкевича).Она там училась,при школе был сад и огород,за школой плац военный.Пострадала в 41 году. Где-то про школу писал немного в какой-то ветке по свежим воспоминаниям крёстной.
|
|
« Последнее редактирование: 21 Сентябрь 2018, 13:14:12 от igor47 »
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Да, именно школа.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
sembat
|
Следующие две фотографии этого моста отмечены как 20-е годы, но, по головному убору охраны справа от въезда на мост, можно утверждать что это 1916-1919: Вопрос интересный. Но по всей информации, что на сегодняшний день мы обладаем( архивы, изданные книги, статьи...) информация следующая. Цитата:"Пасля таго, як мост у 1915 г. узарвалі адступаючыя расійскія войскі, мост доўга стаяў пабураны. Нямецкія вайсковыя сапёры пабудавалі новы пантонны мост ніжэй па цячэнні ракі. У 1922 г. польскімі вайсковымі ўладамі быў пабудаваны драўляны гужавы мост праз Нёман. Аднаўленне сталага маста праз Нёман вялося з ліпеня 1928 г. па лістапад 1930 г. па праекце і пад кіраўніцтвам інжынера Л. Пняка (згодна І. Трусаву, аўтарам праекта з’яўляўся архітэктар Браніслаў Перацкі)...На святочным адкрыцці маста 27 лістапада 1930 г. прысутнічалі польскія міністры, беластоцкі ды віленскі ваяводы, камандуючы ДОК ІІІ і інш. Мост асвяціў ксёндз дэкан Сухціцкі. Адноўлены мост атрымаў імя ў гонар маршала Ю. Пілсудскага. " Исходя из этой информации, которую давали разные историки, мы и подписывали эти фотографии. Какую-то другую информации, лично я не встречал пока. Но это не значит, что не может быть ошибок. Мы даже как-то собирались написать коллективную книгу о Гродненских мостах. К сожалению хорошее начинание заглохло. Виктор Юрьевич Саяпин просматривал всю доступную периодику с 1913 года и даже выпустил книгу "История Гродно на страницах газет 1913-1941 год". Но и там я не нашёл об немецкой составляющей деревянного моста, рядом с разрушенным. Есть информация, что в марте 1922 года временный деревянный мост смыло ледоходом, думаю вот после этого и был сделан, в том же году, более качественный и более надёжный деревянный мост, который и служил до восстановления Старого моста.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
X-Penguin
|
Есть информация, что в марте 1922 года временный деревянный мост смыло ледоходом, думаю вот после этого и был сделан, в том же году, более качественный и более надёжный деревянный мост, который и служил до восстановления Старого моста. У меня есть догадка, что деревянный мост дублёр, который мы видим на фото, был построен немцами в 1916 году. И, возможно, его снесло в 1927 (или его разобрали). Вторая часть догадки, что поляками был построен мост выше по течению от Старого моста, с улицы Мостовой на Левонабережную, в 1928 году. Пока это только догадки, я пробую соединить планы и фотографии разных годов, покажу позже что получается.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
Мы даже как-то собирались написать коллективную книгу о Гродненских мостах. К сожалению хорошее начинание заглохло. Книга о гродненских мостах есть: И. Трусов, Е.Пышинская "Гродненские мосты" изд.ЮрСаПринт2011г Там, однако, о вышеуказанном временном мосту ничего также не сказано. Также полагаю что это немцы I МВ как и железнодорожный восстановили гужевой. Почему нет. Тем более ещё проще. И по инженерному решению очень похожий подход
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
У меня есть догадка, что деревянный мост дублёр, который мы видим на фото, был построен немцами в 1916 году Всё может быть. Хотя у нас есть в галерее снимки с точной датой на другой стороне 4 марта 1917 года. Моста на фото нет. Но есть и другое фото, и то же с датой, и на ней мост есть : Добавлено: 22 Сентябрь 2018, 18:31:24
Книга о гродненских мостах есть: И. Трусов, Е.Пышинская "Гродненские мосты" изд.ЮрСаПринт2011г Ну, это скорее брошюрка на 40 страниц, с кучей, как мы позже выяснили, неточностей и ошибок. Вот поэтому мы и хотели исправить все неточности и добавить материала. И как мы видим, на сегодняшний день, и информации прибавляется и неточностей... Добавлено: 22 Сентябрь 2018, 19:39:21
Есть ещё одна интересная фотка с подписью, в коллекции Ворошильского http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=88203 Добавлено: 22 Сентябрь 2018, 21:35:36
Похоже, что X-Penguin прав. У Ворошильского, в папке WW1, есть как минимум 6 фоток с двумя мостами. Один разрушен, другой деревянный. Осталось понять, когда же точно немцы сделали этот большой временный деревянный мост.
|
|
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2018, 21:35:36 от sembat »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
tomasz
|
На первом снимке очевидно не март месяц. А вот на втором может очень даже быть весна или поздняя осень. Добавлено: 22 Сентябрь 2018, 22:50:39
И, возможно, его снесло в 1927 (или его разобрали). Маловероятно, что так долго он простоял. Были ещё бои в 1920 году гнали большевики поляков и обратно поляки большевиков, тогда его видимо и повредили если не сожгли напрочь
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Польская авиаразведка сообщала что мост деревянный горит есть даже точное время этого полета, они тогда к озерам летели на разведку, третья эскадра вроде.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
genetik
|
X-Penguin, а нет ли фото этого временного моста с другого ракурса. Внизу справа стоит какой то щит. Может на нем что то написано. Может можно будет распознать язык.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|