bulbenko08
|
У резины могут быть три физических состояния: 1) Твёрдое – кристаллическое или аморфное 2) Эластичное 3) Пластичное
Для нормальной работы резина в шинах должна быть в эластичном состоянии, т.е. после значительной и многократной деформации (сжатия или растяжения), она должна восстанавливать свою прежнюю форму не разрушаясь. Во время движения шина подвергается постоянной циклической нагрузке. Набегающие элементы шины сжимаются, а выходящие из пятна контакта расширяются. В результате чего происходит весьма значительный разогрев резины даже при прямолинейном движении машины по трассе с постоянной скоростью. Летом протектор дорожных шин разогревается внутри до температур в 70-90С, а зимой до температур от +20 до +40С. Соответственно состав летней резины разработан для проявления максимума свой эластичности при температурах от +70С до +90 С, а состав зимней резины при температурах от +20С до +40С. Такие физические характеристики как мягкость и твердость не имеют ни какой привязки к сезонности шины. Есть высокоскоростные шоссейные зимние шины более твердые, чем например низкоскоростные или грязевые летние. Для гонок, например, можно подобрать более мягкие шины с теми же температурными характеристиками, они имеют лучшие сцепные свойства, но быстрее снашиваются. Выбор шин по мягкости определяется длинной их потенциального пробега. После охлаждения ниже определенной температуры и спустя некоторое время резина переходит в твердое состояние, после чего она становится хрупкой и ломкой. Калоши на сильном морозе трескаются, как и резиновые коврики, рассчитанные на эксплуатацию внутри помещений. Точно также трескается летняя резина, когда на ней пытаются ездить зимой. Разумеется, что переход из эластичного состояния в твердое происходит не мгновенно, по достижении температуры, а спустя некоторое время. Для летних шин переход в твердое состояние начинает происходить при снижении температуры ниже +5-7С и длится по времени несколько часов. Для зимних шин граница не четкая и зависит от производителя, но обычно зимние шины дубеют при температурах ниже -35 С. В пластичное состояние шина переходит при перегреве, после деформации резина уже не восстанавливает свою форму. Она переходит в смолоподобное состояние, начинает течь, приближаясь к плавлению. Состояние перегрева также опасно тем, что начинает происходить процесс девулканизации, в результате чего после остывания резина безвозвратно теряет прежние свойства эластичности и прочности. Для летних дорожных шин перегрев наступает при +100-110С, для зимних при +50-60С. Температура шин растет не линейно от скорости, после превышения скорости 80-100 км в час разогрев шин резко возрастает. При скоростях не превышающих 60-70 км в час шины нагреваются не значительно выше окружающей среды. ВЫВОД: НА ЗИМНИХ ШИНАХ ЛЕТОМ В ЖАРУ НЕЛЬЗЯ БЫСТРО ЕЗДИТЬ, НЕ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ МЯГКИЕ, А ПОТОМУ, ЧТО РАССЧИТАНЫ НА БОЛЕЕ НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ. ЕСЛИ ВСЁ ЖЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВЫ ДВИЖЕТЕСЬ НА ЗИМНИХ ШИНАХ ЛЕТОМ ПО РАСКАЛЕННОМУ АСФАЛЬТУ, НЕ ПРЕВЫШАЙТЕ СКОРОСТЬ ВЫШЕ 60-70 КМ В ЧАС . ОСОБЕННО ЧРЕВАТО ЕЗДИТЬ НА ШИПОВАННЫХ ШИНАХ, ТАК КАК ШАРКАЮЩИЕ ПО АСФАЛЬТУ ШИПЫ ЯВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ РАЗОГРЕВА. ПРИ СКОРОСТЯХ ВЫШЕ 100 КМ В ЧАС В ЖАРУ ОНИ МОГУТ РАЗОГРЕВАТЬСЯ ВЫШЕ +200С, ПЛАВЯ ВОКРУГ СЕБЯ РЕЗИНУ И ВЫЛЕТАЯ. ТОЧНО ТАКЖЕ НЕЛЬЗЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ЕЗДИТЬ НА ЛЕТНИХ ШИНАХ, НЕ ПОТОМУ ЧТО ОНИ ТВЕРДЫЕ, И НЕ ПОТОМУ ЧТО НЕТ ЛЬДА, А ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ «РЕЗИНОВЫМИ» ЭЛАСТИЧНЫМИ, И ПО СВОЙСТВАМ НАПОМИНАЮТ ОРГСТЕКЛО ИЛИ ДЕРЕВО.
|