Da_Mo
|
- Помнится, Путин говорил, что Украина катится к тирании, вы же утверждаете, что идет нормальный демократический процесс.
- Сила демократии в том, что она имеет ответы на любые проблемы, и не нужно стрелять по парламенту. Есть процедура выборов. Я в восторге от нашего народа, у которого в очень деликатных и тонких обстоятельствах нашлись мудрость и сила двигаться к решению проблем демократическим способом.
- Недавно вы выступили с идеей внесения изменений в конституцию на всеукраинском референдуме. Многие ваши предложения (о сокращении числа депутатов, об отмене депутатской неприкосновенности, о создании второй палаты в парламенте) повторяют инициативы Леонида Кучмы в 2000 году. Но Верховная рада отказалась имплементировать итоги референдума. Не опасаетесь ли вы, что ваши инициативы постигнет та же участь?
- У меня таких опасений нет. Кстати, вы перечислили далеко не все мои предложения. Я вижу три шага к выходу из кризиса. После внесения изменений в конституцию в 2004 году в Украине были утрачены баланс и равновесие ветвей власти, возникло определенное напряжение. Если мы хотим его минимизировать, нужно сделать первый шаг - досрочные выборы. Во-вторых, необходимо устранить причины кризиса, которые заложены в нынешней конституции. И, наконец, прямым участником диалога о том, какой политический порядок хотела бы иметь Украина, должна стать нация.
- Выборы и референдум состоятся одновременно?
- Я не исключаю, но сейчас не хотел бы делать заявлений.
- Юлия Тимошенко может снова стать премьером?
- Не исключаю такой возможности.
- В украинской прессе сейчас много пишут о том, что у вас с ней резко ухудшились отношения.
- Передайте им, что это большая брехня.
- Возможно ли создание после выборов так называемой широкой коалиции между "Нашей Украиной" и Партией регионов Януковича?
- Я не хотел бы делать прогнозов. Скажу одно: выборы вынудят искать пути к консолидации. Я уверен, что мы еще год назад могли найти общие позиции. Но диалогу предпочли политическую коррупцию: для чего договариваться, если можно занести деньги и подкупить депутатов? Это была огромная опасность для украинской демократии. У меня не было большого арсенала средств, чтобы это остановить.
- Рада могла избежать роспуска?
- Я тогда до девяти вечера не подписывал указ. За тем столом (показывает) у меня сидел Мороз и исписал листков пять - что нужно сделать, чтобы урегулировать ситуацию. Тогда можно было не идти на выборы, сделать выводы, отменить все решения по миграции депутатов как неконституционные. Но появились разные трактовки конституции, которые привели к противостоянию. Его можно решить одним способом - досрочными выборами. Я вас уверяю: мало кто в следующем парламенте отважится перейти из фракции во фракцию.
- В апреле был отменен ваш визит в Москву. В его программе была лекция для студентов МГУ. Что вы собирались им сказать?
- Правду о том, что происходит в Украине, нужно донести до московского слушателя - и не только студентов. Многие вещи наши дорогие соседи знают в не вполне объективном контексте. Я убежден, что было бы много острых вопросов, но мне хотелось на них ответить. Потому что искренние ответы порождают доверие. Вопросы, например, о НАТО возникают потому, что другая сторона не понимает, как выстраивается - абсолютно публично - концепция, которая отвечает интересам безопасности страны. Если уважать интересы другой нации и открыто говорить про это, мы уверены: нет такого вопроса, по которому мы не договорились бы.
|