Кстати, об этническом наполнении слова "Литва" в ВКЛ.
Кроме указаний на славянский смысл этого слова (Виганд Марбургский и т.д.; вероятно в первую очередь по количественно наиболее популярному языку в государстве), встречаются иногда и более узкие понимания слов "Литва", "литовский" и т.д. Участок из трактата Михалона Литвина, где он сравнивает литовские и латинские слова (ну там ignis-ugnis, aurora-aušra и т.д.), восхищаясь их сходством, думаю, известен. Процитирую, интереса ради одну запись в ЖЖ.
Вельмі распаўсюджаны тэзіс, што моваю набажэнстваў кальвіністаў у зборах ВКЛ была пераважна польская. Цікавыя зьвесткі пра гэта заставіў для нас Адрыанус Рэгенвольсцыюс (1600 - 1649; псэўданім Андрэас Вугорскі):

"У Віленскім ды іншых згаданых дыстрыктах [Едноты Літоўскае], а таксама ў каралеўскіх гарадах Навагратку, Менску й інш. ёсьць зборы; у іх ня польская, а часьцей літоўская мова [ужываецца]. А літоўская мова зусім адрозьніваецца ад польскае й значна бліжэй да італійскае ды гішпанскае моваў. Так вось на літоўскае сьпяваюць міністры ў Новым Месьце [у Вільні, Neapoli], Вількамірскім павеце, Кейданах, Сэрэе, Папіле, Куртавянах і інш. Зь гледзішча чытаньня й пісаньня, гэтая мова такая ж самая, як латынь. Варта адзначыць, што ў гэтае мове ёсьць асаблівасьць: перадапошні склад вытрымліваецца больш працяглым."
Наконт літоўскае мовы, каб не было ўласна спэкуляцый з боку "ліцьвіністаў":

"Katechismas, Ta est, Sura KnimasVVieros Krikszczioniszkos delmokima berneliu"
[Tai yra Katekizmas, krikščionių tikėjimo rinkinys, del mokymą bernelių - перевод на современный литовский, для сравнения. est вместо yra можно увязать с бывшим атематическим глаголом esti, который сейчас означает что-то вроде "бывает"; остальные отличия списываются на хронологическую разницу (в первую очередь), возможную ошибку при передаче текста автором или сознательном желании подогнать язык под латынь -- ignis]
Паводле: Wengerscius, A. Libri quattuor Slavoniae reformatae, Amsterdami 1679, pp. 148-149.©
http://datcanin.livejournal.com/185194.htmlНо это просто как интересный факт тут, скорее, в единичном порядке.
Вообще, мне бы очень не хотелось, чтобы тема превратилась в выяснение, кто тут "литвин", кто "летувис", кто "жмудин" и кто кого когда-то там нагибал. Всё это вопрос не истории, а идеологии и восприятия истории, да и тем более, форумные дискуссии на такие темы имеют КПД равный нулю

В будущем, если кто-то планирует как-то дополнять тему, я бы хотел сориентировать коллег именно на локус (Гродненский форум всё же) и компромиссный, а не конфликтный подход. Спасибо
