http://belarus14.net/showthread.php?t=54С самого начала оккупации начинает использоваться национально-освободительная фразеология в массовых изданиях, печатаются листовки с "разоблачениями злейших врагов белорусского народа - белорусских буржуазных националистов", так, например, в октябре 1942 г. ЦК КП(б)Б был вынужден отпечатать листовку "Великий русский народ - друг белорусского народа" , постоянно проводилась целенаправленная пропаганда против организаций националистов. "Гитлеровцы поставили себе на службу отбросы истории - бывших белогвардейцев, буржуазных националистов, церковных мракобесов… в этих условиях идейно-политическая работа Коммунистической партии стала одним из средств острейшей идеологической борьбы..." , развернулась борьба с открывающимися под контролем местной администрации и оккупационных властей белорусскими школами.
Однако, видимо, всех этих усилий было недостаточно, чтобы приостановить развитие национализма как в Белоруссии, так и в странах Балтии или на Украине. В январе 1944 года принимается постановление Верховного Совета СССР о создании армий союзных республик, "самостоятельных" республиканских народных комиссариатов обороны и иностранных дел. Данное постановление стало основой для нового витка антинационалистической пропаганды. Было издана специальная листовка "К националистам" с изложением содержания Постановления .
Одновременно (с самого начала войны и вплоть до 1980-х годов) шло формирование параллельного образа белорусского национального героя - советского партизана. Формировалось белорусское советское самосознание, представление о белорусском советском патриотизме. При этом жестко пресекались проявления "национализма", профилактические меры по уничтожению которого практически вылились к 1960-70ым годам в компанию тотальной русификации.
И в этом случае, как нам кажется, представляется логичным вывод Ю. Туронка о том, что "русификаторская политика советских властей является наиважнейшим элементом для оценки позиции и деятельности белорусских политических кругов и той части общества, которая в условиях немецкой оккупации стремилась к сохранению и усилению национальной самобытности" .
Неизбежное возвращение советской власти придавало действиям националистов особое значение. Националисты не считали угрозу онемечивания белорусов сколько-нибудь значительной, и период оккупации лишь подтвердил их предположения. В то же самое время никаких предпосылок к послевоенному изменению политики Советского Союза в национальном вопросе не было. Поэтому деятельность националистов, для которых период немецкой оккупации был практически единственным временем, когда можно было вести легальную пропаганду, создавать предпосылки для создания будущих государственных институтов (в том числе и вооруженных формирований для борьбы с партизанским движением как колыбели национальных вооруженных сил) в период немецкой оккупации была, очевидно, оправдана. Белорусские националисты, последние вооруженные формирования и подпольные группы которых прекратили свое существование предположительно в середине пятидесятых годов, оставляли после себя наследие националистической борьбы и историю белорусского национального движения, факты которой было бы очень тяжело позабыть, сыграв, таким образом, большую роль в формировании и распространении белорусского национального самосознания.
___________________________________________

1944 BKA Officers, Minsk "Svobody square".... Для соединений БКА была разработана особая серо-коричневая униформа и знаки различия, основанные на национальной символике. Приветствием служили слова: "Жыве Беларусь!", на которые отвечали: "Жыве!" Или: "Слава Бацькаўшчыне!" ...
Жыве Вечна! 