ЕСТЬ ЛИ У БЕЛОРУССКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРАВА, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ Сложившаяся в нашей стране социально-экономическая ситуация негативно отразилась на уровне жизни граждан. Все мы испытали и продолжаем испытывать последствия падения уровня производства, увеличения числа безработных, инфляции и т.д. Упал и продолжает снижаться уровень денежных доходов населения. Естественным на фоне этой ситуации выглядит падение уровня защищенности потребителя. К известным с советских времен «классическим» способам: обсчет, обвес, хамство продавцов, новая эпоха «рыночных» отношений добавила и новые способы одурачивания доверчивых потребителей. ФАЛЬСИФИКАЦИИ
Кому из нас не попадалась на глаза реклама какого-нибудь «суперсжигателя» жира? В итоге, поверившие рекламе потребители избавились не от лишнего веса, а от далеко не лишних денег. Я говорю о недобросовестной рекламе. Или, о также являющимся продуктом рыночных отношений, массовом обмане потребителей - финансовых «пирамидах».
Имея несколько тысяч у.е. любой предприимчивый гражданин может наладить выпуск водки, минеральной воды, продуктов питания. Благородный порыв напоить и накормить сограждан, можно было бы только приветствовать, если бы не одно «но». Производя вышеназванные товары, предприимчивый гражданин не утруждает себя получением лицензии, сертифицированием своих товаров, учреждением своей торговой марки. Произведенный товар расфасовывается в фирменные упаковки популярных у потребителя производителей. Проще говоря, производится фальсифицированный товар. При этом, качество этих подделок часто приводит потребителя на больничную койку, а иногда и на кладбище.
В те же, советские времена, несмотря на пропагандируемое отношение к человеку как к «винтику», существовала эффективная защита «винтиков», как потребителей товаров и услуг. Проверки народного контроля, контроль со стороны партийных, профсоюзных и ведомственных уполномоченных органов, которые занимались разбором жалоб, заявлений и писем граждан. Активно обличали обидчиков покупателей газеты, радио и телевидение. Значительно облегчала связь простого покупателя с торговым начальством Книга жалоб и предложений.
Однако действительно эффективная защита прав потребителей основывается не только и не столько на перечисленных методах, сколько на соответствующей нормативно-правовой базе. Анализируя существующую в Беларуси нормативно-правовую базу защиты прав потребителей, можно отметить ее несовершенство и несоответствие сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Например, ощутимо ограничил права потребителя, действующий с 1 июля 1999 года, Жилищный кодекс. Не соответствует существующим потребностям Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Еще в 1996 году Кабинетом Министров РБ определены следующие наиболее существенные недостатки законодательства о защите прав потребителей:
- отсутствует определение конкретного государственного органа ответственного за реализацию защиты прав потребителей;
Подробнее: