VLADMIH
|
Жесткая правда от главного редактора «Хартии’97». Не могу больше молча наблюдать за происходящим, поэтому решила высказаться. Да, резко. Да, многим не понравится. В иллюзиях всегда жить легче. Но, может, быть пора наконец открыть глаза или хотя бы немного задуматься?
Ничего более бессмысленного и жалкого, чем так называемые выборы в «координационный совет», я за 25 лет работы независимым журналистом, пожалуй, не видела. Такая бесстыжая профанация произошла впервые. 6700 голосовавших за участников этого фарса из почти 7 миллионов белорусских избирателей, из которых не менее 500 тысяч находятся за рубежом, величина на грани погрешности.
Белорусы попросту проигнорировали это бездарное театральное действо, этот парад чужих честолюбий и желания поиграть в «политику», сидя в безопасной эмиграции.
Хотя, должна отметить, что в так называемых выборах в КС приняли участие и приличные, но наивные люди, однако почему-то в большинстве своем они туда не прошли. Их использовали, как ширму. Надеюсь, сейчас они это понимают.
За последние четыре года провальной деятельности офиса Тихановской и его структур, стало ясно, что эти люди не хотят ни работать, ни побеждать. Их цель — имитировать бурную деятельность, надувать щеки и «мыльные пузыри» в виде нереализуемых проектов вроде переговоров с властью или «паспортов новой Беларуси», заниматься политическим туризмом и плодить бюрократию, прикрываясь якобы народной поддержкой.
Но оказалось, что никакой поддержки нет. Белорусы отказали им в легитимности и не стали участвовать в очередном балагане.
Жизнь этих персонажей проходит в параллельной реальности: с как бы «лидеркой», как бы «кабинетом», как бы «радой». Им не интересны реальные люди с их реальными проблемами. Они строят «вертикаль», ни чем не отличаясь от Лукашенко. Бывшие лукашенковские чиновники, силовики, пропагандисты и бизнесмены снова обзавелись «портфелями». Неважно, что они пустые и бесполезные.
Главное, с важным видом ездить на машинах с личным водителем и охраной, как это делают Тихановская и Латушко. Или пускать пыль в глаза западным политикам, как Ковалевский и Астапенко, до этого делавшие это в лукашенковском МИДе. Или подставлять людей опасным и уязвимым планом «Перамога», как это делает подполковник ГУБОПиК Азаров. Или имитировать активность, но так и не создать в Украине ни одного реального белорусского подразделения, как подполковник Сахащик.
Главное, казаться важным, быть при костюме и галстуке, плодить тонны никому не нужных бумаг и пустых инициатив, бесконечно светить лицом в медиа и соцсетях и проводить бесчисленное число никому не нужных конференций, форумов и конгрессов с одними и теми же опостылевшими участниками, просаживая деньги, которые могли бы пойти на реальные дела.
Как этот недешевый затянувшийся цирк помогает белорусам внутри страны? Как приближает нас к свободе? Как помогает белорусским беженцам? Давайте будем честны: никак.
Где результаты их вояжей по миру? Где санкции за фактическое убийство людей в тюрьмах? Как можно с тем уровнем встреч, которые есть у Тихановской, не добиться жестких мер против режима, который сегодня совершает преступления против человечности?
Меня тошнит от их пафосных и фальшивых речей, в которых нет ни души, ни боли за людей. Я знала много лидеров оппозиции и кандидатов в президенты Беларуси, и в большинстве своем это были люди демократических взглядов, которые тепло общались с белорусами; жили скромно; рискуя собой, ходили на акции протеста; пытались не возглавить, а объединить общество. Такими были Геннадий Карпенко, Виктор Гончар, Юрий Захаренко, Станислав Шушкевич, Виктор Ивашкевич, Андрей Санников, Юрий Ходыко, Зенон Позняк, Александр Милинкевич, Владимир Некляев и другие.
Эти же в кортежах и под охраной – никак не похожи на борцов за свободу.
Очевидно, что в Беларуси ситуация становится только хуже, число политзаключеннных не поддается счету, тысячи человек сегодня ежедневно подвергаются пыткам.
Люди умирают в тюрьмах, и чем больше проходит времени, тем больше узников совести может умереть.
Настоящие лидеры новой Беларуси сегодня находятся в тюрьмах. Они — будущие президенты, министры, мэры, депутаты парламента. Они это заслужили своими страданиями, и никто сегодня не имеет морального права делить между собой какие-либо будущие должности.
Тот же Латушко, к примеру, в интервью «Радыё Свабода» уже объявил, что «западные дипломаты видят его будущим президентом Беларуси». Во-первых, хочется ему сказать, выбирать президента страны будут белорусы, а не некие западные дипломаты. Во-вторых, считаю, что такие, как Латушко, могут не пройти люстрацию в новой демократической Беларуси за обслуживание кровавого режима на протяжении десятилетий.
Эмиграции, на мой взгляд, сегодня нужно сосредоточиться на реальной работе: помощи и поддержке семей политзаключенных и беженцев, информационной работе и контрпропаганде, развитии национальной самоидентификации белорусов, поддержке добровольцев и ветеранов войны в Украине, лоббировании серьезных и ощутимых санкций против режима Лукашенко за нарушение прав человека. Это то, что нужно и то, что мы можем делать сегодня, если хотим действительно помочь своей стране.
Уверена, шанс на свободу у нас есть. Эта война разрушает два преступных режима — путинский и лукашенковский. Главное, не терять веры и действовать.
Наталья Радина, главный редактор чарт.org. Появились ушлые люди, которые больше не ждут «советов» Лукашенко.
Объединение силовиков Беларуси рассказало, как по прихоти Лукашенко была проведена целая спецоперация по созданию белорусского топора, превратившаяся по сути в акт промышленного шпионажа. Был топор финский Fiskars, а стал Belarus – Horizont, вроде как белорусский.
Впрочем, в этой новости нет ничего удивительного. В новейшей истории страны были и менее элегантные попытки создать «аналог» зарубежного продукта.
Взять хотя бы скандал с наклейками «Интеграла» на мониторах производства Acer. Или ноутбуки от «Горизонта», в которых белорусского было 12%.
В эту же копилку позорных историй можно отнести и попытку руководства «Мотовело» выдать за белорусский мотоцикл, практически полностью собранный из китайских комплектов.
И в таком поведении белорусских «умельцев» также нет ничего удивительного. Ведь еще в 2006-м Лукашенко с высокой трибуны дал тогдашнему премьер-министру и профильным руководителям крайне сомнительный совет:
— Что за неразрешимая проблема такая — пошить красиво? Кто сегодня, Сергей Сергеич, мешает нашим великим руководителям концернов, извините меня, украсть эти лекала за рубежом и шить здесь эту женскую одежду?
Новое в истории о «белоруссизации» финского топора лишь то, что в стране, похоже, появились ушлые люди, которые больше не ждут дельных советов правителя, а чутко и достаточно оперативно реагируют на его капризы.
И чем сильнее будет сказываться санкционное давление, тем больше, скорее всего, будет появляться в Беларуси вот таких продуктов «импортозамещения».
Артем Синицын, «Салідарнасць
Добавлено: 09 Июнь 2024, 12:15:33
В новом выпуске ток-шоу «Жизнь-малина» переводчик и литератор Сергей Шупа рассказал, чем отличаются белорусы от россиян.
На взгляд Сергея Шупы, у белорусов другое представление о мире.
«Россиянин ощущает (и не может не ощущать) себя представителем самой большой, самой сильной страны мира, которую, условно говоря, все должны бояться. Это величие. А белорусам это по большому счету пофиг», — считает литератор и вспоминает результаты опроса россиян, проведенного «лет шесть-семь назад», о том, какие проблемы их наиболее волнуют:
«У россиян где-то в первой тройке было «А что там у нас в Сирии происходит?» Я не представляю себе уровень абсурда, почему это должно человека из Саратова или Воронежа интересовать. Белорусы, я думаю, такими категориями никогда не мыслят. Им пофиг, что там происходит. Беларусь к этому ни имеет никакого отношения. А Россия — «что там наши ребята в Сирии?» А что там ваши ребята делают?
Это такое геополитическое самоощущение себя в мире. Россия — это большая страна, которая претендует быть первой во многом. А белорусы не претендуют. Им вот, чтобы их не трогали, чтобы им давали работать, зарабатывать, жить нормально. Это я про обычных людей говорю, у которых нет никаких амбиций. А для этого им не нужно ни быть первыми в космосе, ни в Сирии проводить какие-то разборки, ни бороться за первенство с Америкой. Зачем это нужно? Жить для себя, а не для какого-то иллюзорного величия. И это главное и существенное различие».
Сергей Шупа также считает проблемой то, что белорусы не разговаривают на белорусском языке. Он объясняет:
«Приезжает белорус за границу отдыхать. Его принимают за россиянина. Сначала это не проблема. Но потом он начинает чувствовать себя как-то неловко. Когда его не только местные принимают за россиянина, но и сами россияне, которые ездят туда отдыхать. И возникают всякие ситуации. И белорус чувствует: «Нет, я не хочу, я не такой». А говорил бы ты по-белорусски, то естественным образом все бы сразу стало на место, и не было бы никаких нюансов».
|