Елкин
|
Я вывел свою версию о том, каким образом получилось так, что на гродненщине много поляков. Может эта версия уже есть до меня, но я про неё нигде не слышал. Что интересно, но плотность польского населения в Гродненской области определяется не близостью к Польше, а к Литве. Самый польский район - это Вороновский, потом по убыванию (могу ошибаться), Гродненский, Ошмянский, Островецкий, Ивьевский, Щучинский, Лидский. Если взять приграничные с Польшей районы Брестской области, то там поляков чуть больше чем в среднем по Беларуси. Гродно я так понимаю был основан восточными славянами (племенем Дреговичи) на землях заселенных племенами балтов. Топонимика населенных пунктов в окружении Гродно во многом балтского происхождения (Вертелишки, Путришки, Гожа - "ожас" по литовски "козел, косуля"). Ещё к середине первого тысячелетия нашей эры (время основания Киева) почти вся территория Беларуси была заселена балтскими племенами (за исключением юга). И постепенно вся территория современной Беларуси заселялась восточными слявянами, а местные балты вытеснялись или ассимилировались. Ближайшие племена западных славян, предки современных поляков, это мазовшане. Они населяли земли западней современного Подляского воеводства. Так откуда взялось столько поляков за 500, а то и 700 км. от исконного места проживания их исторических предков? Версия ополячивания белорусов не работает (вернее работает частично), так как территории допустим Вороновского и Дятловского районов одинаковое время находились под властью Польши, но по национальному составу они разительно отличаются, хотя и расположены рядом. Ещё одна история для большего понимания. Все гродненцы знают про полигон "Криничное" севернее Гожи. Так вот, до этого полигона, на этой территории было несколько небольших польских хуторов и деревень. Толи в 50-х, толи в 60-х годах, когда советы решили построить полигон, возникла необходимость переселения жителей этих деревень. Большая часть жителей была переселена в деревню Грандичи, местные жители которой называли переселенцев "литовцы". Я спросил у старого человека который рассказал мне эту историю - "а почему "литовцы" если они поляки, может потому, что из-под литовской границы?". Человек мне ответил - "нет, они считали себя поляками, только в обиходе между собой говорили по литовски". Это показалось мне очень странным. Литовский язык очень сложный и чтобы поляки (с их польским гонором) его использовали в обиходной речи? И мне вспомнились несколько моих знакомых белорусских поляка у которых фамилии с окончанием на "ис", родом из Вороновского и Ивьевского районов Литовского приграничья. Сопоставив все указанные факты я сделал вывод. К концу первого тысячелетия нашей эры, т.е. времени крещения восточных славян, территория гродненщины, особенно северо-западная и северная её части были балтскими, но постепенно колонизировались восточными славянами (как ранее почти вся территория Беларуси). Крупными опорными пунктами славянских колонизаторов были Гродно, Волковыск, Новогрудок и даже Вильнюс (древний Вильно, который по раскопкам был первоначально заселен восточнославянским племенем Кривичи), которые были окружены балтским населением, платившим дань своим славянским покровителям. Данью вся зависимость балтов от славян и заканчивалась. Но славяне были на более высокой ступени развития и постепенно балты перенимали обычаи славян, их язык и ассимилировались. При принятии христианства славяне не трогали подчиненные им балтские и финские языческие племена и не заставляли их принимать христианство. Поэтому древнейший христианский храм Гродно это Коложская церковь 12 века, а на территории старого замка сохранился фундамент еще более древней церкви 11 века. Так получилось, что на языческих балтских территориях появилось некоторое количество (в основном городского) христианского населения. Так почему в Гродно коренное население католики поляки, если первый католический храм гродненщины Фара Витовта (взорванная советами в 60-е) был построен только в конце 14 века, через 300 лет после первого православного храма? А ответ в том, что ко времени постройки Фары Витовта относится и крещение по католическому обряду языческого балтского населения - литвы. Городское население в те времена было немногочисленным и пополнялось в основном на счет сельского населения, которое как мы помним было уже католиками. + постепенно знать переходила в католичество. При этом не надо путать современных литовцев с древними. Древние литовцы это поляки белорусского и литовского приграничья, так называемый "Виленский край", а современные литовцы - это жмудь с историческим центром в Каунасе (Ковно). До передачи Вильнюса (Вильно) Литве в нем проживало в основном еврейское и польское население, даже этнических белорусов там было больше чем литовцев. Евреи понятно куда делись, поляков депортировали в Польшу (в основном на бывшие немецкие земли), а на их место заселили современных литовцев, древних жмудин. Кстати Вильно расположен на реке, которая в Литве называется Нярис, а у нас - Вилия. А почему древние литовцы стали поляками? Дело в том, как я выше указывал, гродненщина это были последние земли современной Беларуси, которые колонизировали славяне. И местное балтское литовское население было в значительной мере славянизировано и многие забывали свой исторический язык и пользовались древнеславянским, + католические священники были чистыми поляками и у них не было желания изучать сложный литовский язык, а так как местные жители прекрасно знали славянский язык это и предопределило их дальнейшее ополячивание.
Добавлено: 23 Ноябрь 2020, 18:35:15
А как насчет ,что названия некоторых рек угоро финские . Вилия например . ИЯ окончание рек и старых поселений вагулов на Урале ,Перми,Коми,Ханто Мансийского округа . Добавлено: 23 Ноябрь 2020, 23:59:52
Я вывел свою версию о том, каким образом получилось так, что на гродненщине много поляков. Может эта версия уже есть до меня, но я про неё нигде не слышал. Что интересно, но плотность польского населения в Гродненской области определяется не близостью к Польше, а к Литве. Самый польский район - это Вороновский, потом по убыванию (могу ошибаться), Гродненский, Ошмянский, Островецкий, Ивьевский, Щучинский, Лидский. Если взять приграничные с Польшей районы Брестской области, то там поляков чуть больше чем в среднем по Беларуси. Гродно я так понимаю был основан восточными славянами (племенем Дреговичи) на землях заселенных племенами балтов. Топонимика населенных пунктов в окружении Гродно во многом балтского происхождения (Вертелишки, Путришки, Гожа - "ожас" по литовски "козел, косуля"). Ещё к середине первого тысячелетия нашей эры (время основания Киева) почти вся территория Беларуси была заселена балтскими племенами (за исключением юга). И постепенно вся территория современной Беларуси заселялась восточными слявянами, а местные балты вытеснялись или ассимилировались. Ближайшие племена западных славян, предки современных поляков, это мазовшане. Они населяли земли западней современного Подляского воеводства. Так откуда взялось столько поляков за 500, а то и 700 км. от исконного места проживания их исторических предков? Версия ополячивания белорусов не работает (вернее работает частично), так как территории допустим Вороновского и Дятловского районов одинаковое время находились под властью Польши, но по национальному составу они разительно отличаются, хотя и расположены рядом. Ещё одна история для большего понимания. Все гродненцы знают про полигон "Криничное" севернее Гожи. Так вот, до этого полигона, на этой территории было несколько небольших польских хуторов и деревень. Толи в 50-х, толи в 60-х годах, когда советы решили построить полигон, возникла необходимость переселения жителей этих деревень. Большая часть жителей была переселена в деревню Грандичи, местные жители которой называли переселенцев "литовцы". Я спросил у старого человека который рассказал мне эту историю - "а почему "литовцы" если они поляки, может потому, что из-под литовской границы?". Человек мне ответил - "нет, они считали себя поляками, только в обиходе между собой говорили по литовски". Это показалось мне очень странным. Литовский язык очень сложный и чтобы поляки (с их польским гонором) его использовали в обиходной речи? И мне вспомнились несколько моих знакомых белорусских поляка у которых фамилии с окончанием на "ис", родом из Вороновского и Ивьевского районов Литовского приграничья. Сопоставив все указанные факты я сделал вывод. К концу первого тысячелетия нашей эры, т.е. времени крещения восточных славян, территория гродненщины, особенно северо-западная и северная её части были балтскими, но постепенно колонизировались восточными славянами (как ранее почти вся территория Беларуси). Крупными опорными пунктами славянских колонизаторов были Гродно, Волковыск, Новогрудок и даже Вильнюс (древний Вильно, который по раскопкам был первоначально заселен восточнославянским племенем Кривичи), которые были окружены балтским населением, платившим дань своим славянским покровителям. Данью вся зависимость балтов от славян и заканчивалась. Но славяне были на более высокой ступени развития и постепенно балты перенимали обычаи славян, их язык и ассимилировались. При принятии христианства славяне не трогали подчиненные им балтские и финские языческие племена и не заставляли их принимать христианство. Поэтому древнейший христианский храм Гродно это Коложская церковь 12 века, а на территории старого замка сохранился фундамент еще более древней церкви 11 века. Так получилось, что на языческих балтских территориях появилось некоторое количество (в основном городского) христианского населения. Так почему в Гродно коренное население католики поляки, если первый католический храм гродненщины Фара Витовта (взорванная советами в 60-е) был построен только в конце 14 века, через 300 лет после первого православного храма? А ответ в том, что ко времени постройки Фары Витовта относится и крещение по католическому обряду языческого балтского населения - литвы. Городское население в те времена было немногочисленным и пополнялось в основном на счет сельского населения, которое как мы помним было уже католиками. + постепенно знать переходила в католичество. При этом не надо путать современных литовцев с древними. Древние литовцы это поляки белорусского и литовского приграничья, так называемый "Виленский край", а современные литовцы - это жмудь с историческим центром в Каунасе (Ковно). До передачи Вильнюса (Вильно) Литве в нем проживало в основном еврейское и польское население, даже этнических белорусов там было больше чем литовцев. Евреи понятно куда делись, поляков депортировали в Польшу (в основном на бывшие немецкие земли), а на их место заселили современных литовцев, древних жмудин. Кстати Вильно расположен на реке, которая в Литве называется Нярис, а у нас - Вилия. А почему древние литовцы стали поляками? Дело в том, как я выше указывал, гродненщина это были последние земли современной Беларуси, которые колонизировали славяне. И местное балтское литовское население было в значительной мере славянизировано и многие забывали свой исторический язык и пользовались древнеславянским, + католические священники были чистыми поляками и у них не было желания изучать сложный литовский язык, а так как местные жители прекрасно знали славянский язык это и предопределило их дальнейшее ополячивание.
Добавлено: 23 Ноябрь 2020, 19:35:15
А как насчет ,что названия некоторых рек угоро финские . Вилия например . ИЯ окончание рек и старых поселений вагулов на Урале ,Перми,Коми,Ханто Мансийского округа .
|