Der Schatten
|
Почему костелы переходят на электронную музыку?
Каждое воскресенье прихожане Фарного костела в Гродно погружаются в молитву под величественные звуки органа. И только те из них, у кого есть музыкальное образование, не могут в эти минуты полностью отстраниться от мирских проблем. Инструмент уже не звучит так, как прежде, а когда органист отрывает пальцы от клавиш, продолжает играть… самопроизвольно.
Ремонт 70-летнего органа в Фарном костеле казался несбыточной мечтой. За это время не было ни одного капитального ремонта. Но самый большой урон нанесло не время, а пожар, случившийся летом 2006 года и повредивший главный алтарь. Не всегда на пользу шло и переделывание деталей, которым пытались заменить отсутствие качественного ремонта: в Гродно профессионалов не было. Впрочем, нет их и сейчас. Московские музыканты (им довелось играть на концертах, организованных в храме областной филармонией), посоветовали настоятелю костела ксендзу Яну Кучинскому обратиться за помощью в Германию, которая славится высококлассными специалистами. Так и сделали. Немцы побывали в Гродно, но диагноз поставили неутешительный: на ремонт потребуется 120 тысяч евро. Где их взять, если приход еле справляется с дорогостоящим ремонтом алтаря? Как же обрадовались прихожане, когда узнали, что на восстановление инструмента горисполком выделил первые сто миллионов рублей! По словам настоятеля костела ксендза Яна Кучинского, в Германию уже отправили письмо с просьбой заключить договор на поставку необходимых деталей. Кстати, Гродно – единственный город в Беларуси, в храмах которого сохранились три ценных инструмента. Самый старинный находится во Францисканском костеле. Снаружи творение мастера Матеуша Краевского выглядит так же, как и в середине XVIII века. «Деньги на его создание пожертвовала Констанция Лозова, жена гродненского маршалка, прожившего, говорят, 104 года», – рассказывает настоятель ксендз Юзеф Макарчик, позвякивая связкой ключей. Кстати, за счет этого семейства был возведен и алтарь Фарного костела. В знак благодарности рядом со святыми и апостолами были установлены и скульптуры, изображавшие щедрых супругов. Деревянная фигура Самуэля Лозовы сгорела, по иронии судьбы, во время злополучного пожара. Скрипучие ступеньки ведут на балкон, где установлен орган. «Молчит уже четыре года, – сетует ксендз Юзеф Макарчик, открывая дверцу, чтобы продемонстрировать «внутренности» огромного музыкального организма. – Прежде на нем играл магистр музыкознания Юзеф Садовский, он получил специальное образование в Варшаве, но пять лет назад ушел из жизни». Теперь величественное звучание заменяет синтезатор. Рядом с ним в углу высятся горы песенников. В 1980-е годы механические системы стали заменять электроникой. Не удалось этого избежать и органу Францисканского костела: его в 1989 году перестроил вильнюсский мастер. Но вернуть первоначальный вид еще можно. Ксендз Юзеф надеется на деньги Евросоюза: такой выход предложили специалисты из польского Министерства культуры, поскольку речь идет об историко-культурном наследии двух народов. Год назад они тщательно осмотрели инструмент и пришли к выводу, что капитальный ремонт необходим.
|