Так они же балты, что литовцы, что ятвяги, конечно, они будут одной мовы з Літвою! Дошедшие до нас ятвяжские слова имеют аналоги в современном литовском.
Вообще да. Очень похож на литовский и прусский, если судить по науке. Но в реальности сохранилось очень мало. У меня этнографическая практика после 1курса была в Каменецком районе, как раз на границе славян и ятвягов. Ничего сказать не могу - местные шпрехали на трасянке. Нужно изучать трасянку в Пружанах, Высоком, Свислочи и на Подляшье. Как-тослова вполне ввозможно произошли от ятвяжского.
Осталась копия со словаря "Pogańske gwary z Narewu" и немногочисленные фразы, топонимы и имена в летописях. То что ятвяги народ одного корня с литвой и жмудью писал ещё Длугош
"Литовцы, жемайты и ятвяги, хотя различаются названиями и разделены на множество семей, однако были одним племенем..."
"Швейцарский лингвист-востоковед Библиандр Теодор в 1548 писал о разделение литовского языка на четыре ветви: 1) ятвяжскую (немногочисленные жители обитают возле Дрогичинского замка); 2) литовско-жемайтскую; 3) прусскую; 4) лотвяно-лотыгольскую (обитающие в Ливонии вдоль реки Двины и возле Риги). Все они понимают друг друга, кроме куршей."
Ятвягов долбали с трёх сторон - поляки, русские(даже русские князья из Гродно и Волковыска в крестовый поход на них ходили) и крестоносцы, при том расправлялись с ними все почему-то с особой жестокостью(видимо и сами ятвяги были редкими отморозками) у ятвягов просто не было шансов выжить. Тевтоны после зачистки Судовии стали называть в своих хрониках эти земли пустыненй (wildnis).
"Вымер ятвяжский язык в XVII—XVIII вв. Хотя в 1860 году согласно «Приходским спискам» на юге Гродненской губернии 30929 чел. (74 % в Кобринском уезде) были искусственно отнесены к ятвягам, говорили эти люди уже по-славянски. Ятвяжская самоидентификация жителей в этом районе этнографами не зафиксирована.
Известный белорусский путешественник и писатель XIX века Павел Шпилевский в своих очерках под названием "Путешествие по Полесью и Белорусскому краю" про ятвягов в Беловежской пуще написал следующее:
«Жители пущи большею частью казенные крестьяне и составляютъ какое-то отдельное племя, не то литовское, не то русское; языкъ ихъ — смесь древне-литовскаго съ русскимъ, малороссійскимъ и полесскимъ; одежда — полесская»
Тогда ушёл в Литву последний вольный прусский вождь Скудо.
И теперь его потомки, и потомки его вольных подданных, ездят из вольной Литвы в Пруссию к потомкам своих бывших (не таких сильно вольных) онемечившихся соплеменников гипсокартон крутить и унитазы им мыть
))))