sembat
|
Игорь ТРУСОВ, Андрей Чернякевич
Легенды нашего города
…И снова, в который раз, хочется вернуться к преданиям и легендам, связанным с дворцом вице-администратора. Например, что внутри его на стенах под слоями штукатурки сохранились уникальные фрески-иконы.
«…Погруженный в полумрак, – писал спустя годы Здислав Ципель, которого мы уже вспоминали, блуждая по улочкам «Нового света», – в тени высоких, густых деревьев и заслонявших окна кустов, на нас всех он производил невообразимое впечатление. На стенах внутри дворца были нарисованы фигуры святых. Это были изображения, выполненные в византийском стиле. Они представляли аскетические фигуры с пронзительно смотрящими огромными грустными глазами…» Этот всепроникающий, разящий взгляд святых до сих пор устремлен на нас сквозь века…
Духовное и земное В 1845 году Гродно становится местом пребывания второго викария Литовской епархии. Тогда же духовные власти всерьез озаботились приобретением отдельного дома для епископа, в котором первоначально планировалось разместить и Борисоглебский монастырь. Дворец графа Валицкого подходил для этих целей лучше всего, но его хозяин, почувствовав немалый куш, стал торговаться и поднял цену до 20 тысяч рублей – огромной по тем временам суммы. Только когда церковники всерьез задумались о покупке взамен дворца Валицкого дворца князя Четвертинского – более известного теперь как бывшая Медицинская академия, граф уступил свою недвижимость за 17 тысяч рублей. Еще 3 тысячи ушло на то, чтобы привести особняк в порядок (для сравнения: на спасение Коложи примерно тогда же предполагалось выделить 12 тысяч рублей). Не исключено, что граф Валицкий испугался расследования о фондах православной церкви, которое проводилось губернскими властями.
Как дворец превратился в дом Именно с этого времени трехэтажное здание, замыкающее собой архитектурный ансамбль Городницы, и стало именоваться «архиерейским домом». Рядом, в северном флигеле, размещалась «возовня» (каретная) и, очевидно, жилье для слуг, в южном – кухня и службы. Кроме того, в одном из флигелей находилась часть архива губернского правления. Прямо в главном корпусе здания резиденции архиерея располагалась домовая церковь в честь св. Иоанна Предтечи, но в 1874 году (по другим данным – в 1875) она была переведена в южный флигель, над которым достроили галерею с колокольней, и освящена в честь виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. При архиерейском доме жили и учились молодые псаломщики, работал церковно-археологический музей и научный центр. 26 ноября 1904 года в здании архиерейского дома состоялось учредительное собрание гродненского церковно-археологического комитета. Комитет ставил перед собой цель: «Изучение вещественных и письменных памятников церковной старины в Гродненской губернии, по мере возможности охранять таковые от порчи или истребления и приводить их в известность через описания, а также изучать местные церковные обряды и религиозные обычаи, и вообще – состояние местной епархии…» Одним из первостепенных заданий комитета стало «устроение церковного древлехранилища для сбережения важных памятников и документов». Одним из первых председателей комитета стал директор мужской гимназии А. Пигулевский… Здесь же находилась мастерская иконной живописи Постникова, Струпинского и Ко. Даже простой перечень предлагаемых ими работ впечатляет: «На золочено-чеканных и живописных фонах иконы, – говорилось в рекламном объявлении из «Епархиального вестника», – на дереве, холсте, металлах и стекле. Иконостасы с резьбой и позолотой. Расписывание стен внутри и снаружи. Черчение эскизов для росписи стен. Портреты с натуры. Золочение и серебрение гальваническим способом и через огонь церковной утвари».
|