Очень интересная статья про Фару
http://s13.ru/archives/3794История Фары Витовта в Гродно Фара Витовта - грандиозное по масштабам и значимое сооружение в ВКЛ, находилось оно в Гродно. Для Беларуси это символ, такой же знаковый, как Полоцкая София или Крест Ефросиньи Полоцкой.
Почему фара и почему Витовта
Ее история началась в конце 14 века. С 1376 года Гродно перешел в удельное владение князю Витовту. С 1392 Гродно вторая после Трок резиденция Витовта. Фара – от немецкого “фарре” – приход. Впервые храм упоминается в 1389 году в грамоте князя. Тогда он был деревянным прямоугольным строением, покрытым двускатной крышей, к которому примыкала звонница. Впрочем, это совсем не значит, что заурядным и незаметным.
В 1584 году король Стефан Баторий писал в письме к провинциалу Иезуитского ордена Яну Павлу Кампану:
Наибольшим и наилучшим в Великом княжестве Литовском, однако, деревянным является Гродненский Фарный костел…
По одной из версий в Фаре венчались Ягайло и Софья.
Стефан Баторий
Стефан Баторий,- “король-рыцарь”, как его называли, выбрал для своей резиденции Гродно. Сложно сказать, почему именно этот город,- не Троки, не Краков и не Вильню. По одной из версий,- из-за стратегического расположения города,- в центре всей РП, по другой-был он страстным любителем охоты, а пущ пригодных для нее вокруг Гродно было великое множество, по-третьей версии здесь он скрывался от своей супруги, Анны Ягеллонки, которую страстно не любил. А скорее всего по всем трем причинам.
Гродно королю понравился и в ходе своего правления сделал он для него очень много. Один из примеров - Фара. На месте деревянного храма был воздвигнут каменный. “Он чудесен”- так описывал новый костел в письме иезуит Мартин Латэрна. В 1586 году склепы Фары стали местом первоначального захоронения Батория.
Храм Витовта много раз горел и перестраивался. После очередного пожара в 1793 году фарным стал называться иезуитский костел на противоположной стороне площади.
Другая эпоха. Другая вера
После разделов Речи Посполитой Гродно отошел к Российской империи. Собор после очередного пожара находился в запустении. С утверждением Литовско-Гродненской губернии правительством Российской Империи было обращено внимание на то обстоятельство, что в губернском городе Гродно не было ни одного православного храма. Однако в Гродно в это время оставался запустешевший полуразрушенный от пожара древний римско-католический храм. В ввиду этого явилась мысль приспособить под православный храм опустошенное пожаром здание Фарного костела.
“По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушав предложение Синодального Господина обер прокурора Статс – Секретаря Действительного Камегера и Кавалера Князя Александра Николаевича Голицына и приложенную при нем копию с полученного им Господина Сенатора и Кавалера Графа Виктора Павловича Кочубея отношение, в котором написано, что вследствие представлений Литовско - Гроденскогого губернского начальства, о предстоящей необходимости устроить в губернском городе Гродно Греко – российскую церковь. Государь Император высочайше указать соизволит обратить для сего находящийся в Гродно каменный католический костел, употребив на направление оного, сооружение иконостаса и отделку покоев для жительства Священно - церковнослужителей исчислены по сметам 18 тысяч 341 рублей серебром.”
29-го февраля 1804 г. состоялось Высочайшее повеление, при чем на возобновление и приспособление храма отпущено было из государственного казначейство 18341 рублей серебром. Работы по возобновлению храма продолжались около трех лет и, наконец, 7 августа 1807 года церковь была освещена. В ней было два храма главный (холодный) с престолом во имя Софии – Премудрости Божией и с южной стороны небольшой (теплый) придел с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Придел этот представлял собой невысокую пристройку, не достигнувшую и половины высоты стен главного храма. Снаружи храм имел костельный вид. На середине его купола не было, а только высокая башня на передней части храма, где помещались и колокола. Стены здания готического стиля XV- XVI веков с наружными колоннами и арками представляли прочное здание изящной легкой архитектуры.