"Никогда во время правления своего король Литвы не мог договориться с жемайтами, чтобы вместе  выступить на войну с братьями.
   Правившие тогда Жемайтией, поднимали простой люд против короля литвинов, так что много раз они собирались для войны с королем, где порой в одной битве бывало убито 100 или 200,  или множество  с  каждой стороны», – писал хронист.158  Это был конец XIII в.
  "Витень  в  1294  году  подавил восстание жемайтских феодалов, склонявшихся к союзу с немецкими рыцарями".159
   Согласно Дубисского (1382г.), Самненского (1398г.)  Рациенжского (1404г.) договоров Ягайло, а затем  Витовт  уступили  Жемайтию Тевтонскому ордену. До этого еще Миндовг подписал такой же договор с тем же орденом. В 1382 году Жемайтия  попала  под  власть тевтонов. И только в 1422 году после длительного судебного разбирательства в Ватикане Жемайтия вошла в состав ВКЛ, т.е. почти через двести лет после его образования.
   Согласно Самненскому договору ВКЛ отдавало ордену земли Жемайтии и еще часть земель западной Аукштайтии, вплоть до реки Нявежис (рис. 22). За это по договору орден обязался быть союзником в борьбе ВКЛ за земли бывшей Киевской Руси. 
   Почему же князьям ВКЛ были более нужны земли славян, чем, казалось бы, по версии ученых, близкие земли жемайтов, а тем более западных аукштайтов? Кто же отдает врагу свои родные земли? Ведь за них умирают, а не ими торгуют. Земли отдают только тогда, когда они чужие. Так было во времена подписания Люблинской унии, когда украинские земли ВКЛ отошли к Польше, так было в 1921 году, когда Западная Беларусь с согласия советского руководства вошла в состав Польши, или в 1939 году, когда советское  руководство передало Виленский край Летуве, а в 1945 году Белосточчину  Польше.  
 Жемайтия и Аукштайтия были чужой территорией для литвинов, даже исходя из комплиментарности этносов, как было показано выше. Значит, литвинам были ближе славянские земли.