Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
26 Апрель 2024, 08:49:52
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Гродненский Форум > Клубы по интересам > Полит-изба
(Модератор: ParanoЯ) > Тема:

Беларуская мова.

Страниц  : 1 ... 14 15 17 18 ... 24 Далее»   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Беларуская мова.  (Прочитано 65296 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Pczaljar
Депутат горсовета
*****

Репутация: +183/-11
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7417


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #450 : 12 Октябрь 2018, 10:35:47 »

Беларуская мова -все еще не стабильна и это вызывает затруднения. Вот сегодня на мове читаю статью о вреде канадского золотарника, читал и раньше на мове. Но там писали так как в русском языке ЗОЛОТАРНИК КАНАДСКИЙ только ЗАЛАТАРНИК КАНАДСКИ в принципе понять не сложно Улыбка  золотарник есть и обыкновенный который испокон веков у нас рос. Иногда называют золотая розга. Но в принципе понятно о чем речь. Добавка Канадский так же понятно что речь идет о растении подобном но инвазионном с другого континент а. И вдруг читаю новую статью на мове о нем и название СУМНИК КАНАДСКИ Непонимающий?  Если б не фото в статье век бы не понял о чем речь идет. Не , я понимаю, кто то прикинул, что это растение часто садят на кладбищах как цветы ну и вот вам ассоциация для создания названия, возможно даже это название красивее но закрепится ли оно в мове? И кто определяет нужно ли новое название и кто эти названия придумывает?

Это далеко не единичный пример, кому не лень поищите Красную Книгу Беларуси на беларуском языке издание последнее и издание 20 лет назад. Половина названий растений и животных поменялась. Кто это придумывает и утверждает? В замешательстве
Записан

пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.
Библия
Притчи Соломона. Глава 6
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #451 : 12 Октябрь 2018, 12:38:49 »

И кто определяет нужно ли новое название и кто эти названия придумывает?

Это далеко не единичный пример, кому не лень поищите Красную Книгу Беларуси на беларуском языке издание последнее и издание 20 лет назад. Половина названий растений и животных поменялась. Кто это придумывает и утверждает?

Палякі. Палякам патрэбна адарваць белмову ад маскалёў. Але як ня намагаюцца, нічога не атрымоўваецца - беларусы ня хочуць размаўляць па беларускі! Смеющийся

З украмовай тое самае - яе змяняюць, каб не была падобная ні на якую мову...

Записан
Pczaljar
Депутат горсовета
*****

Репутация: +183/-11
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7417


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #452 : 12 Октябрь 2018, 13:22:54 »

Палякі. Палякам патрэбна адарваць белмову ад маскалёў.
Чесю, ты стремительно меняешься. Недавно как появился то собирался усих маскалёу повесить и вдруг такое пишешь. Может кто то украл твой пароль на форуме? В замешательстве
Или ты и не за усход и не за захад? Шокирован
так теперь нельзя, нужно выбирать , а то пропадешь В замешательстве
Записан

пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.
Библия
Притчи Соломона. Глава 6
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #453 : 12 Октябрь 2018, 17:50:13 »

Палякі. Палякам патрэбна адарваць белмову ад маскалёў.
Чесю, ты стремительно меняешься. Недавно как появился то собирался усих маскалёу повесить и вдруг такое пишешь. Может кто то украл твой пароль на форуме? В замешательстве
Или ты и не за усход и не за захад? Шокирован
так теперь нельзя, нужно выбирать , а то пропадешь В замешательстве

Хацеў сказаць украінскую прымаўку пра расейца і шыбеніцу, але ня скажу: рашэннем белсуда яны прызнана экстрэмісцкай!
Записан
redbird
Почетный гродненец
*****

Репутация: +532/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2731


Просмотр профиля
« Ответ #454 : 16 Октябрь 2018, 00:25:17 »

СУМНИК КАНАДСКИ
Ну вапшчэ. Па-руску таксама дзве назвы, караул.  Смеющийся

Хацеў сказаць
За аблуднаю авечкай пастыр добры прыглядае і больш каштуе тая авечка, чым паслухмяны статак.
Радзіма чакае, кліча сына свайго з аблуды з надзеяй. Улыбка
Записан

Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править.  ©
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #455 : 16 Октябрь 2018, 10:41:46 »

Бачна, што Пчаляр з такіх, якіх крытыкаваў вялікі беларускі паэт Язэп Лёсік!


И.о. председателя Рады БНР (1918-1919) Язэп Лёсик в статье «Нацыянальны ўціск» (1917 год):

«Дошло до того, что на крестьянском съезде крестьяне перед всем миром отреклись от самих себя, и от языка своего, и от всего белорусского. “Не нужно нам белорусов, долой белорусов!” – кричали крестьяне и учителя-белорусы, сжимая кулаки и сверкая глазами. Достаточно было произнести слово белорус, чтобы все засуетились, заревели, как тот бык от красной тряпки. Особенно старались учителя, или, как их называют у нас, наставники. Нужно было заговорить об белорусчине, как они буквально начали реветь, как то неразумное быдло, унюхав кровь…»

Впервые опубликовано в газете «Вольная Беларусь» (1917 год, №2, 11 июня).

Цитируется по: Лёсік Я. Творы: Апавяданні. Казкі. Артыкулы / Уклад., прадм. і камент. А. Жынкіна. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1994. С. 133.


Язэп Лёсік правільна назваў такіх людзей польскім словам "быдла"! Смеющийся
Записан
Pczaljar
Депутат горсовета
*****

Репутация: +183/-11
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7417


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #456 : 16 Октябрь 2018, 14:13:29 »

Язэп Лёсік правільна назваў такіх людзей польскім словам "быдла"!
От хама слышу Крутой
Записан

пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.
Библия
Притчи Соломона. Глава 6
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #457 : 16 Октябрь 2018, 15:44:24 »


А самае дрэннае, што такіх "беларусаў" - большасць ў краіне!

Гэтыя "беларусы" ня размаўляюць па беларуску, ня аддаюць сваіх дзяцей в беларускамоўныя клясы, ня носяць свае народнае адзенне - вышыванкі.

Па падліку центру пры Адміністрацыі Прэзідэнта на беларускай мове размаўляюць 2 % насельніцтва Беларусі, на трасянцы - 40% насельніцтва, на польскай мове - да 10%, на маскальскай акупацыйнай мове - больш за 90% насельніцтва Беларусі!

Гэтыя людзі ня павінны звацца беларусамі, гэта здраднікі, пошасць, язва на твары нашай Беларусі!

Толькі прыняцце законаў аб чысціні мовы, як гэта зроблена ў Украіне, можна вярнуць нам, беларусам, нашу мілагучная беларускую мову!
Записан
Burlak
Настоящий гродненец
****

Репутация: +5/-2
Offline Offline

Сообщений: 400

Просмотр профиля
« Ответ #458 : 16 Октябрь 2018, 15:51:30 »

“Не нужно нам белорусов, долой белорусов!” – кричали крестьяне и учителя-белорусы, сжимая кулаки и сверкая глазами.
Выдумки, гипербола. Ну прям горячие финские парни. Смеющийся
Может это были поляки?
Записан
Pczaljar
Депутат горсовета
*****

Репутация: +183/-11
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7417


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #459 : 16 Октябрь 2018, 16:02:30 »

Толькі прыняцце законаў аб чысціні мовы, як гэта зроблена ў Украіне, можна вярнуць нам, беларусам, нашу мілагучная беларускую мову!
Ага. Тольки бизун пазастауся Подмигивающий
Записан

пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.
Библия
Притчи Соломона. Глава 6
Бацькiн сын
Кандидат в депутаты
****

Репутация: +234/-20
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4516


Sohn des Vaters

Просмотр профиля
« Ответ #460 : 16 Октябрь 2018, 17:45:02 »

Только он и поможет! Если подлый народишко закочевряжится, не захочет говорить на мілагучнай, то пара раз бизуном у плечы от ахвицера "моунай палицыы" быстро настроят его на патриотический лад.

Выдумки, гипербола. Ну прям горячие финские парни Смеющийся
Зря смеётесь. Эти горячие "финнские парни" осенью 39-го польских осадников целыми семьями вырезали.
Записан

So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #461 : 16 Октябрь 2018, 19:24:31 »

“Не нужно нам белорусов, долой белорусов!” – кричали крестьяне и учителя-белорусы, сжимая кулаки и сверкая глазами.
Выдумки, гипербола. Ну прям горячие финские парни. Смеющийся
Может это были поляки?

Не, гэта продкі сучасных маскалямоўных "беларусаў". Як іх дзяды не хацелі станавіцца беларусамі, так і зараз гэтыя здраднікі сваіх дзяцей у беларускія клясы ня аддаюць. Такіх многа было, здраднікаў беларускай айчыны:


Из статьи «Народы балтийских краёв и Литвы», английский журнал «The round Table» за март 1918 года:

«Следующий случай хорошо характеризует позицию белорусов в отношении поляков. В апреле 1917 года Белорусский крестьянский конгресс в Минске высказался против автономии Беларуси и за её непосредственную принадлежность к России. «Настроение, царившее на конгрессе, - пишет один польский журнал, - проявляется в том, что одному из ораторов не было разрешено выступать по-белорусски, а сторонники автономии перебивались криками «Мы не желаем автономии, автономия навязанная «панами» (польскими землевладельцами), чтобы держать нас под своей властью и не дать нам земли и т.д.». Противоестественная ненависть белорусских крестьян к идее белорусской автономии рождается от обиды на польскую политику крупных землевладельцев и от страха перед возможностью перехвата власти в автономной Беларуси польскими реакционными элементами».
Записан
Burlak
Настоящий гродненец
****

Репутация: +5/-2
Offline Offline

Сообщений: 400

Просмотр профиля
« Ответ #462 : 16 Октябрь 2018, 19:33:33 »

Зря смеётесь. Эти горячие "финнские парни" осенью 39-го польских осадников целыми семьями вырезали.
Финские парни такие. Людская молва приписывала белофинам немыслимые жестокости. Якобы они распиливали живых людей пилами пополам. Обычно этим грешили китайцы.

Добавлено: 16 Октябрь 2018, 19:46:18
Як іх дзяды не хацелі станавіцца беларусамі, так і зараз гэтыя здраднікі сваіх дзяцей у беларускія клясы ня аддаюць.

Была бы Беларусь, как Татарстан, то всех бы заставили в своей республике изучать татарский язык. "Да будь ты хоть негром преклонных годов" - заставят.

Записан
Pczaljar
Депутат горсовета
*****

Репутация: +183/-11
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 7417


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #463 : 16 Октябрь 2018, 20:43:24 »

Зря смеётесь. Эти горячие "финнские парни" осенью 39-го польских осадников целыми семьями вырезали.
Вот это вы наговариваете ИМХО
Не было такого, во всяком случае тут у нас насколько знаю семьи не трогали , убивали пана, очень редко (-документов у меня нет но слышал от местных) в имении Рудава убили пани а пана не тронули, говорили пани очень вредная была а пан хороший В замешательстве Ну и в Малой Берестовице убили И Пана и Пани но не детей это точно. Хотя вроде и не было у Волковыцких детей то? В замешательстве 
Но фактически всех кто убивал немцы расстреляли в 1941г. как коммунистов- хотя там больше любителей выпить было чем коммунистов. ИМХО В д. Старинцы эти мужики в лес попрятались от немцев, так те взяли их семьи в заложники и обьявили, что через три дня расстреляют в т.ч. детей. Ну мужики сдались сами и их расстреляли а семьи остались.
Записан

пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.
Библия
Притчи Соломона. Глава 6
Burlak
Настоящий гродненец
****

Репутация: +5/-2
Offline Offline

Сообщений: 400

Просмотр профиля
« Ответ #464 : 16 Октябрь 2018, 21:11:24 »

Современные россияне воспринимают нынешнюю Финляндию как тихую, мирную, нейтральную страну, которая никого не обижает и со всеми дружит. Увы, такой она была не всегда! 26–27 апреля исполняется очередная годовщина трагического, но малоизвестного в наши дни события — уничтожения финскими националистами русского населения города Выборга в 1918 году

Скрытый текст (нажмите, чтобы показать/спрятать)
Записан
Бацькiн сын
Кандидат в депутаты
****

Репутация: +234/-20
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4516


Sohn des Vaters

Просмотр профиля
« Ответ #465 : 17 Октябрь 2018, 00:08:06 »

Вот это вы наговариваете ИМХО. Не было такого, во всяком случае тут у нас насколько знаю семьи не трогали...
В основном не трогали, это правда, но бывало по разному. Вобще эти факты старательно замалчиваются, что для власти естественно. Но такие расправы были практически везде по Западной Беларуси - в современной Гродненской области это были повяты Гродно, Щучина, Волковыска и Слонима. Наиболее известные случаи расправ около Гродно - Лерыполь, Будовля, Жидомля, Скидель, Юревичы, Квасовка, Индура, Адамовичи, Кудевцы, Калеты, Сопоцкин.

Ненависть к польским колонистам местных беларусов понять можно, она копилась годами - Коссовский расстрел, пацификации, отъём земли, религиозная дискриминация и т.д. и т.п. РП в оккупированной Зап.Беларуси совершила полный фашистский набор преступлений против человечности. НО такие зверские расправы над поляками оправдывать ни чем нельзя и про них мы должны писать, и говорить слова покаяния на государственном уровне. Надо признавать свои преступления, но и не забывать про чужие. К тому же находились беларуские люди, которые спасали польских колонистов от расправ -  в деревне Саволевка, под Гродно, установлен памятный знак, на котором написано: «З удзячнасцю беларусам, жыхарам вескі Саволеўка, якія ў верасні 1939 года ратавалі польскіх суседзяў. Сем’і асаднікаў з Будоўлі, Лерыполя і Ракіце».

А на Подляшье, во время геноцида АК православных беларусов в 1946 году, польские соседи своих беларуских соседей не спасали, а жгли и расстреливали...

Советы, кстати, в своей обычной манере, с польскими колонистами обошлись довольно мягко:
Цитировать
С 1921 по 1939 год в западную Беларусь переселилось 320 тыс. осадников (отставных польских военных) и членов их семей (Michał Bronowicki (2007)
Цитировать
С октября 1939 по июнь 1941 года из Западной Беларуси было депортировано 120 тысяч человек, подавляющее большинство которых — польские офицеры, чиновники, полицейске, паны, жандармы, фабриканты, тюремная охрана, осадники (польские колонисты, которых селили, чтобы разбавить этнический состав белорусских земель), члены шовинистических организаций и польских буржуазных партий с семьями (Рижский мир в судьбе белорусского народа. 1921-1953 гг. Кн. 2. Минск, 2014. С. 38).
Т.е. из 120 000 выселенных осадники составляли только какую-то часть, можно смело сказать, что большинство оставшихся в живых из 320 000 осадников репрессий избежали.
Цитировать
Из докладной записки наркома внутренних дел Лаврентия Цанавы секретарю ЦК КП(б)Б Пантелеймону Пономаренко от 21 февраля 1940 года: «Окружающие крестьяне в западных областях к выселению осадников и работников лесной сторожевой охраны отнеслись положительно, сами вызывались помочь хозяйственным тройкам по учёту оставшегося имущества в хозяйствах выселяемых и охотно предоставляли свой гужевой транспорт для доставки выселяемых к пунктам погрузки. Среди крестьян также зафиксированы многочисленные высказывания и пожелания о выселении кулаков из западных областей БССР. Одновременно отмечены положительные настроения среди выселяемого контингента по поводу их выселения, объясняя это тем, что окружающие крестьяне на местах к ним враждебно относятся за их деятельность в прошлом»
Записан

So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
redbird
Почетный гродненец
*****

Репутация: +532/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2731


Просмотр профиля
« Ответ #466 : 17 Октябрь 2018, 00:54:14 »

большинство оставшихся в живых из 320 000 осадников репрессий избежали.
Я не ўпэўненая, што яны ацалелі, але точна гэтага нельга сказаць. Напрамак вашага капання адобраны. Улыбка
Записан

Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править.  ©
Бацькiн сын
Кандидат в депутаты
****

Репутация: +234/-20
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 4516


Sohn des Vaters

Просмотр профиля
« Ответ #467 : 17 Октябрь 2018, 01:22:12 »

Я не ўпэўненая, што яны ацалелі, але точна гэтага нельга сказаць.
Тогда шла война и уцелеть вобще удавалось не каждому, тех поляков могли и нацисты потом расстрелять. Но я уверен, потому что многократно сталкивался в 90-х с такими уцелевшими, что большинство просто уехало назад в Польшу.

Про жизнь православных под польской оккупацией. Из книги "Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни" (Буэнос-Айрес, 1966) архиепископа Афанасия (в миру Антон Викентьевич Мартос, род. в деревне Завитая около города Несвижа Минской губернии)
Цитировать
"Государственные власти(Польши)... белорусской национальности вообще не признавали. При выдаче документов белорусам графа "национальность" не заполнялась. То же самое делали с анкетами во время народной переписи, производившейся каждые десять лет. По программе польского правительства белорусы являлись объектом полонизации, а Западная Беларусь называлась "Крэсамi Всходнiмi" - т.е. восточными окраинами Польши. Другие национальности признавались". "... польские власти закрыли все церкви в учебных заведениях, госпиталях и тюрьмах; отняли у православных более 100 приходских церквей, некоторые отдали католикам, а часть оставили закрытыми; более десятка церквей разрушили. Из 13 мужских и женских монастырей довоенного времени осталось 5. Остальные 8 монастырей (6 мужских и 2 женских) переданы католикам или использованы на государственные нужды. Особенно пострадали в этом отношении Подлясье и Холмщина. Земли и многие дома монастырские и церковные были конфискованы..."
Записан

So wie ich mein Land liebe, so wenig mag ich meine Landsmänner...
паляўнічы на пярэвараценя
Гродненец
**

Репутация: +7/-0
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Сообщений: 230

Просмотр профиля
« Ответ #468 : 12 Ноябрь 2018, 20:49:31 »

Анхела Эспiноса: «Каб пачаць цаніць сваё, беларусам патрэбны добрыя словы ад чужынца»

Аднойчы Анхела Эспiноса Руiз, iспанская дзяўчынка, закахалася ў беларускую мову — ды так, што ўзяла i вывучыла яе. Цяпер Анхела пiша на беларускай вершы i робiць пераклады Максiма Багдановiча на iспанскую. Дзяўчына расказала Kvadrat.io, чаму валоданне беларускай мовай — гэта вельмi карысны бонус для любога чалавека, якiя ў беларусаў ёсць агульнанацыянальныя комплексы i за якi беларускi футбольны клуб яна заўзее.

«Я гаварыла з люстэркам, каб чысціць сваю фанетыку па-беларуску»

Скрытый текст (нажмите, чтобы показать/спрятать)


Добавлено: 12 Ноябрь 2018, 19:52:17
— Якiх беларускiх аўтараў чытаеш? У тым лiку сучасных?

Скрытый текст (нажмите, чтобы показать/спрятать)
Записан
vetka 6
Почетный гродненец
*****

Репутация: +172/-9
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Сообщений: 2387


Просмотр профиля
« Ответ #469 : 12 Ноябрь 2018, 21:10:40 »

Анхела Эспiноса: «Каб пачаць цаніць сваё, беларусам патрэбны добрыя словы ад чужынца»
Я русский. От меня добрые слова подойдут? А можно сначала посмотреть на Анхелу Эспиносу? Будем-ли знакомиться, позже решим.
Записан
лукич_кирпич
Гродненец
**

Репутация: +9/-1
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 218

Просмотр профиля Email
« Ответ #470 : 12 Ноябрь 2018, 22:34:21 »

Какой вы русский, если  в паспорте не указана национальность? Могу выдать себя за якута или француза. Проверить невозможно. Очень удобно мимикрировать.  Смеющийся
Записан
redbird
Почетный гродненец
*****

Репутация: +532/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2731


Просмотр профиля
« Ответ #471 : 14 Ноябрь 2018, 02:12:11 »

Нармальная цётка і вершы харошыя. Улыбка
Паварушыла Багдановіча, дык кажуць, новыя вершы знайшліся.
Аднак, па рускай літаратуры я з ёй не згодная. Традыцыя рускай літаратуры - духоўнасць, рэдкая ў сусветным масштабе.
Записан

Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править.  ©
паляўнічы на пярэвараценя
Гродненец
**

Репутация: +7/-0
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Сообщений: 230

Просмотр профиля
« Ответ #472 : 18 Ноябрь 2018, 22:53:01 »

Пан сахі і касы

Экстрапаляцыя ідэалогіі заходнерусізму, як і іншых вялікадзяржаўных канцэпцый, на гуманітарныя навукі была жорсткім цэнзурным патрабаваннем для даследчыкаў гісторыі, мясцовай этнаграфіі, вусна-паэтычнай творчасці. Як ні дзіўна, падобная формула захоўвалася на працягу многіх дзесяцігоддзяў, у тым ліку і ў савецкую эпоху.

Цитировать
Але ад «афіцыйна-цэнзурнага» вобразу беларуса адрозніваюцца краязнаўчыя нататкі тых, хто жыў сярод народа і меў магчымасць непасрэдна назіраць паўсядзённы побыт жыхароў, працоўны і святочны рытм жыцця, паводзіны ў розных жыццёвых сітуацыях, духоўныя памкненні, інтарэсы, звычаі. Іван Эрэміч бачыў у экзатычных абразках Палесся, у немудрагелістым і практычна вывераным ладзе жыцця беларуса-палешука, як і ў спосабах уладкавання культурнага асяродку, манеры апранацца і інш., рацыянальны кансерватызм і мэтазгоднасць, адвечную гармонію мясцовых жыхароў і прыроды. «Стагоддзі праляцелі над імі, амаль не закрануўшы іх сваім разбуральным крылом. І ў вядзенні дамашняй гаспадаркі, і ў будаўніцтве хаты, і ў мове, і нават у правах і звычаях — усё ідзе так, як гэта было ў часы дахрысціянскія».

Аўтар з цеплынёй узнаўляе духоўны склад палешука, надзяляе яго лепшымі маральнымі якасцямі. «Паляшук, — піша ён, — істота даволі добрая, адкрытая, паслухмяная, удзячная, цнатлівая, цярплівая, працалюбівая. Паляшук вельмі рэдка наносіць крыўду, яшчэ радзей помніць яе… Ён падзеліцца з бедным апошнім кавалкам свайго чорнага хлеба… У выпадку цяжкасці жыццёвай ношы, вы не пачуеце ад палешука ні папрокаў, ні стогнаў. Цярплівасць, з якой ён нясе крыж свой, унікальная… Працавітасці палескага прасталюдзіна нельга не надзівіцца. Ён працуе не толькі з ранку да вечара, але і раніцай, і вечарам, і нават уначы».

Нават дзіўна, што праца І. Эрэміча была надрукавана ў часопісе «Вестник Западной России» (1867), які зусім не славіўся дэмакратычнымі традыцыямі.

Не менш пераканаўча і праўдзіва, хоць і з прыязным гумарам, падае замалёўкі этнаграфічнага тыпу беларусаў-літвінаў, карэнных жыхароў міжрэчча Сожа і Дзясны, Марына Косіч. Яна звяртае ўвагу на багацце і непаўторную архаіку вусна-паэтычнай творчасці, народны характар і этнічную псіхалогію, пластычнасць і вобразнасць мыслення, адаптацыю да існуючай этнасацыяльнай рэчаіснасці. «Літвін, — піша яна, — з выгляду непаваротлівы, рухі яго замаруджаны, ходзіць, «як пень праз калоду», непрадпрымальны, бестурботны, аднак пры неабходнасці працуе шмат для свайго пражытку. А як толькі міне крайняя патрэба, заўсёды лічыць за лепшае пагуляць, чым шукаць заробкаў». Аднак жа на падзёншчыне, заўважае Косіч, літвін робіць «абы як, цяп-ляп», «робе і паглядае, як вол з-пад ярма; цюкне разоў паўдзісятка, ды барджэй люльку ў зубы».

Шмат увагі яна надае звычаям і абрадам, дапасаваным да каляндарных свят, народным песням і аўтэнтычным мясцовым гаворкам. «Змусьце беларускую жанчыну, — піша яна, — расказаць што-небудзь, услухайцеся ў гэтую мову, і вы знойдзеце ў ёй своеасаблівую мяккасць і лёгкасць гукавых спалучэнняў».

Аналагічныя характарыстыкі беларусаў мы сустракаем у П. Баброўскага, М. Без-Карніловіча, М. Дамантовіча, Р. Эркерта і іншых расійскіх аўтараў. М. Дамантовіч вылучаў чарнігаўскага літвіна ў асобы этнаграфічны тып, што складае «супрацьлегласць стэпавіку», жыхару паўднёвай часткі губерні. Ён адзначае незвычайную вынослівасць мясцовага літвіна ў экстрэмальных сітуацыях, кемлівасць, хітрасць, мудрагелістасць у адказах, суровасць і «апатычную бестурботнасць».

Мінула паўтара стагоддзя — час немалы нават па гістарычных мерках, аднак цяпер з вуснаў расійскіх палітычных і культурных дзеячаў зноў гучаць словы пра ўкраінцаў, беларусаў і расіян як адзін народ, нібыта гістарычна з’яднаны навекі — тэзы, што не адпавядала навуковым крытэрам нацыянальнай ідэнтыфікацыі яшчэ стагоддзі таму.
Записан
redbird
Почетный гродненец
*****

Репутация: +532/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2731


Просмотр профиля
« Ответ #473 : 19 Ноябрь 2018, 00:16:00 »

Я болей чакаю і шукаю інфармацыі пра Паўла Шпілеўскага, ягоную біяграфію, бібліяграфію (перапіску), лёс і абставіны смерці.
Удзячная буду вечна. Улыбка
Записан

Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править.  ©
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #474 : 19 Ноябрь 2018, 21:08:29 »



При голосовании родителей первоклассников в гомельской школе №5 129 из 130 высказались за русский язык обучения (https://news.Тут/society/615452.html). Один сьвядомы бомбанул и решил пойти в суд. Суд послал его в попу, ибо змагар имеет право отдать ребёнка в гимназию №36 - это единственное учреждение образования Гомеля, где есть беларускамоўныя классы. Хочешь - пожалуйста. Создавать отдельный класс из одного человека, отгораживать ребёнка от коллектива, делать дитё изгоем, напрягать преподавателей и платить им надбавки, то есть тратить бюджетные средства нецелесообразно, никто не собирается.

Но больше всего мне понравились цифры, озвученные в суде. Представитель отдела образования зачитала статистику, согласно которой в Гомеле с населением около 500 тыс. человек работают три белорусских класса в гимназии № 36, там обучаются 62 ребенка, из них 22 — в первом классе. Всего в Гомеле в этом году созданы 324 первых класса, в которых обучается около 6 тыс. школьников.

То есть во втором по величине городе Беларуси (по населению - как Лион, Гаага или Ливерпуль) сьвядомыми оказались 0,36% родителей. Все возможности для того, чтобы сформировать беларускамоўныя клясы, есть - были бы желающие (речь не идёт про одного городского сумасшедшего, набирайте 20-30 человек - будет вам "кляс", только не соберёте ведь ).

Итого, что имеем?

 В начале XX века белорусы, по версии нашаніўцаў, "несьвядомыя", "зракаюцца мовы". В 1917 году на съездах белорусы всячески высказываются за русский язык и против введения в делопроизводство мовы, в том числе по причине того, что эта мова непонятна населению. Сьвядомыя бомбят, белорусы снова "несьвядомыя", "тупыя", ничего не понимают, не хотят на "роднай мове" размаўляць.

 1920-е годы, "белорусизация". Народ массово протестует против этой пагубной политики. Беларускія газэты рабочие и крестьяне не выписывают, даже члены партии и комсомольские активисты саботируют курс собственных верхов.

 Навязывание и вдалбывание мовы в 1920-1930-х ни к чему не приводит, и в 1950-х власть ослабляет хватку. Родителям разрешают выбирать язык обучения своих детей, русский язык постепенно допускается наравне с мовой в прессу, госорганы, на вывесках, дают больше свободы книжным магазинам (те, исходя из спроса, активно толкают русскоязычную литературу, а не ненужную людям беларускамоўную складскую макулатуру). В 1970-х Беларусь уже русскоязычная республика (правда, беларускамоўнасьць всё равно поддерживается сверху искусственно).

 1990-е. СССР распался, Беларусь получила независимость, но змагаров народ прокатил на своём шершавом. К власти пришёл Лукашенко, который О УЖАС просто не стал навязывать мову. Хочешь класс? Собирай группу. Хочешь читать беларускамоўную газэту? Покупай в киоске. Хочешь писать "звароты" на мове? Пиши. Только не надо пихать повсюду свою лицьвинскасьць, как пидоры свою ЛГБТшность или веганы свой образ жизни. И это для сьвядомых самое страшное. В концлагере навязать мову... нет, не могу сказать, что можно - можно попытаться, но вряд ли придешь к успеху. А вот в свободном обществе хер тебе прилетит в зубы.

Исходя из вышесказанного, только один вопрос: может что-то не так с мовой, а не с белорусами? Может, пора перестать называть "роднай" мову, которую народ таковой не считает. Моя мама-белоруска говорила на русском, моя бабушка - на белорусском наречии, которое сьвядомыя пренебрежительно называют "трасянкой" ("помесь русского с белорусским", угу, прям как помесь немецкого с саксонским и польского с мазурским), моя прабабушка - на точно такой же "трасянке". Но они НИКОГДА не говорили на мове, не использовали синтез полонизмов, идишизмов и заскорузлых диалектизмов. Литературная русская речь была для них ближе, чем то, что сваяли на коленке змагары в начале XX века. И история это доказала со всей наглядностью.
Записан
redbird
Почетный гродненец
*****

Репутация: +532/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2731


Просмотр профиля
« Ответ #475 : 20 Ноябрь 2018, 11:23:07 »

Оў, Чэд.
1.На сённяшні час і дзень сучасная сярэдняя школа страціла ўплыў і аўтарытэт, які мела раней, а для гэтага былі і ёсць вельмі аб'ектыўныя прычыны. Адукацыя змянілася назаўжды.
2.На сённяшні час і дзень няма патрэбы на беларускамоўныя класікі ў школках. Ёсць патрэба на адзіную беларускую гімназію, з цэнтрам у Мінску і філіяламі ў гарадах, і вяшчаннем праз сеціва ў вёскі. Яна не мусіць быць шматлікаю вучнямі, замілаванаю і папулярнаю, але яна папулярнаю гарантавана будзе. Гэта будзе.
3.На сённяшні час і дзень, амаль усё цікавае, таленавітае і здольнае да развіцця ў Беларусі і ў беларускім замежжы існуе ў беларускамоўным сегменце.  Улыбка А менавіта ў культуры і адукацыі.
4.Адукацыя і культура - два кані беларускай нацыянальнай ідэі. Трэці конь сакрэтны. Лошадь
Записан

Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править.  ©
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #476 : 20 Ноябрь 2018, 16:48:07 »

Адукацыя і культура - два кані беларускай нацыянальнай ідэі. Трэці конь сакрэтны.
Ніякі ён не сакрэтны.

Сакрэтная частка беларускай нацыянальнай ідэі - гэта тое, што "беларусаў" з рускага народу зрабілі бальшавікі, каб раз'яднаць рускі народ і аслабіць Расію.

Записан
vetka 6
Почетный гродненец
*****

Репутация: +172/-9
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Сообщений: 2387


Просмотр профиля
« Ответ #477 : 20 Ноябрь 2018, 19:58:01 »

каб раз'яднаць рускі народ і аслабіць Расію.
большевикам нужна была дружба народов. А где этих народов набрать-то было? Туркменбаши в своей Альма-матер прямо сказал: "Мы жили в первобытно-общинном строе. Вы нас хотели затащить в социализм. Так не бывает. Каждый народ должен пройти все стадии развития. Поэтому я сейчас строю еодализм." Вот и решили разделить русских на несколько разных народов. На Украине строил "великий украинский народ" небезызвестный Лазарь Моисеевич Каганович. Да-да. А вы думали какой-нибудь Пердунишко? В Харькове, Киеве, Херсоне итд, было запрещено брать на работу даже уборщиц, если они не говорили на волынском наречии - "страшной мове".
Записан
Чеслав Дембицкий
Гродненец
**

Репутация: +6/-1
Offline Offline

Предупреждения: у пользователя 1 предупреждение
Пол: Мужской
Сообщений: 228


Просмотр профиля WWW
« Ответ #478 : 20 Ноябрь 2018, 22:07:37 »

В Харькове, Киеве, Херсоне итд, было запрещено брать на работу даже уборщиц, если они не говорили на волынском наречии - "страшной мове".
Рускі Харьків прыядналі да УССР так жа, як рускія Віцебск, Магілёў і Гомель таксама прыядналі да БССР у 1924,1926 гадах...
Гэта прывяло да грамадзянскай вайны ў Украіне у 2014 годзе...
Добра, што Беларусія не ваюе з Расіяй і польскія крэсавякі з Гродна ня едуць абстрэльваць Гомель, як едуць украінскія бандэраўцы з Львова абстрэльваць Данецк...
Записан
redbird
Почетный гродненец
*****

Репутация: +532/-4
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 2731


Просмотр профиля
« Ответ #479 : 21 Ноябрь 2018, 00:01:07 »

Русахвобішча лютыя. Смеющийся
Навошта такую харошую старонку скасавалі, таўкачы.


Добавлено: 21 Ноябрь 2018, 00:13:32
Я не магу любіць Расею нароўні з рускімі, бо я панурая дзікая злапомная беларуска. Пардон! Аднак з усялякіх замежнікаў расейцы мне найбольш падабаюцца, бо яны супрацьлегла вясёлыя, дзівосна лёккія і безбаязныя. Гэта адзіная нацыя, якая не лякаецца жахлівых беларусаў і ўмее іх не крыўдзіць звыш меры. Смеющийся Так зразумела?
 Лошадь
Записан

Правитель про поэта чаще всего не знает ничего. У поэта, безусловно, больше власти, чем у правителя. И главное — эта власть истинная, данная сверху. Он не самозванец. Он не узурпировал власть от жажды всеми править.  ©
Страниц  : 1 ... 14 15 17 18 ... 24 Далее»   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2024, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,294 секунд. Запросов: 19.