image
|
А автобус №15 ? Он же шел по участку Буденного от вокзала до переезда
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
А автобус №15 ? Он же шел по участку Буденного от вокзала до переезда
15 ходил с Врублевского на Маслобазу именно мимо ж/д вокзала, по Будённого, через переезд. Я на нём с БЛК к бабке на Маслобазу всё время ездил в 70-х. Возле "Дружбы " выходил.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
ятвяг
|
Когда Советская улица стала пешеходной, Единица поехала на Советскую площадь через переезд по Будённого и Кирова. А 15 первоначально ходил через переезд по Ожешко, площадь Ленина (теперь Тызенгауза), по Горького, мимо погрянотряда, мимо роддома, до прядильно-ниточного комбината ("Шпульки" в народе). Конечная остановка была напротив улицы Комарова. Со временем железнодорожный переезд стал вызывать постоянные, часто длительные простои автотранспорта и 1 и 15 развернули на улицу Пролетарскую. В годах, наверно, семидесятых. А на Рогатке ещё долго стояли в ожидании переезда через железную дорогу. Вздохнули все с облегчением, когда построили путепровод.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Виктор Саяпин "История общественного транспорта Гродно" Стр.44.-46 "...В январе 1963 года был введён маршрут №14"Горького(роддом)-Вокзал"...Следующий по счёту маршрут №15 "Площадь Ленина-завод силикатных изделий" был открыт в апреле 1964 года. Этот год в истории Гродно знаменателен тем, что он положил начало постепенному превращению ул. Советской в пешеходную зону.20 мая горисполком принимает решение "О движении транспорта по ул. Советской и Ожешко": ".............. С 25 мая сего года городской автобусный маршрут №1 установить а) по маршруту "Ст. Лососно-Маслобаза" от ост. Советская пл. по ул. К.Маркса, Социалистической, с выездом на ул. Ожешко и далее по своему маршруту. б) По маршруту "Маслобаза-Ст. Лососно" движение автобусов оставить без изменения...."
На 1965 год были установлены следующиемаршруты: №1 "Ст. Лососно_Мастобаза" ........................................ №15 "Силикатный завод- ул. Пролетарская"
Вторым этапом по превращению ул. Советской в пешеходную зону стало решение горисполкома от 31 мая 1972 года "О запрещении движения автотранспорта по ул. Советской и Ожешко": "....Определить движение городских автобусов маршрута №1 на участке от Советской до ж/д вокзала по ул. К.Маркса, Будённого и Кирова.
14 февраля 1973 года составлен план график работы автобусов на городских маршрутах, который выглядел следующим образом: "№1 "Маслобаза- ст. Лососно" ................................ №15 " ХПФ-Маслобаза"
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
ятвяг
|
А 15 первоначально ходил через переезд Ошибка. 15 всегда ходил по Пролетарской улице.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
МАСЛОБАЗА. Напротив магазина "Дружба" был Вторцветмет. Правее, напротив Райпотребсоюза был Вторчермет. Свозилось сюда всё: устаревшая сельскохозяйственная техника, колесная и гусеничная, отработанные станки, мотоциклы, велосипеды, различное оборудование. В 60 годах здесь ещё встречалась военная техника с полей сражений, с немецкими крестами. На входе был плакат, на котором были закреплены граната "лимонка", противотанковая мина, ржавый автомат, с надписью, что всё это небяспечна для жыцця. Весь металлолом безжалостно резался гильотиной, прессовался и грузился в вагоны. Резали здесь и винтовки. На три части. И почти у каждого был свой обрез. Стреляли в Секрете и на Собачьей горке. Медь валялась под ногами и никому она не была нужна. Другое дело -магний. Пилили напильниками самолёты напротив Дружбы.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ФитилЬ
|
магний. Пилили напильниками самолёты нормально он и с бензопил натирался.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ingener
|
нормально он и с бензопил натирался. [/quote]
Я конечно извиняюсь,но где вы в 60-70х годах видели бензопилы на свалке ?А вот магний с самолётных дисков и прочих элементов помню.Мы всем двором ездили на Озёрское шоссе на свалку добывать всякие интересные штуковины.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Mikola gorodenski
|
Я конечно извиняюсь,но где вы в 60-70х годах видели бензопилы на свалке ?А вот магний с самолётных дисков и прочих элементов помню.Мы всем двором ездили на Озёрское шоссе на свалку добывать всякие интересные штуковины. ...ну да, ....еще и в аптеках одно время прекратили продавать детворе марганцовку.....
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
После войны государство широко поощряло индивидуальное строительство Достаточно было написать заявление и без проблем получить 6 соток для строительства дома. До 1939 года размеры участков были побольше. Но давали землю только католикам. Православным при "польском часе" в городе не разрешали строится. Строительство поощряли, но материалов не хватало. После войны всё строилось, всё восстанавливалось. "Материка", "Геммы" не было. Маслобазе с материалами повезло. Рядом строился Азот. Вместе с заводом построились Маслобаза, Каплица, Путришки. Азот строил Кицис Борис Маркович. Человек легенда. Без строительного образования он почти четверть века возглавлял строительный трест №11, который потом стал Гроднопромстроем. Злые языки говорили, что диплом Кицис получил в ресторане "Неман" . До Кициса на стройке механизации никакой. Всё вручную. Лопата, тачка и кирка. Кирпичи носили на этажи на плечах. Первая техника начала появляться при Кицисе. Инженером у Кициса Б.М. был Арон Моисеевич Мехлис. Потом уехал в Израиль. Печное отопление, газа нет, водопровода нет, телевизора нет, интернета нет. Все на улицах. Футбол, драки. Это теперь можно пройти весь город и никто тебя не тронет. А раньше совсем было по другому. Ты кто? Что ты тут делаешь? Кого знаешь? Дай закурить. Дай копеек. А в зубы хочешь? Обычные вопросы того времени. Наш квартирант уже на второй день пришел без шляпы, без бумажника и с синяком. Маслобазовская прописка. Обычное дело. Житейское. Милицию никто не вызывал. Считалось нормальным провожать своих засидевшихся гостей до автобуса. В целях безопасности. Маслобазовские считались самыми сильными в городе. Из достойных противников Переселка. Постоянные драки в Клетке. После армии разошлись по ресторанам. Маслобаза отдыхала в Беларуси. Потом в Парламенте. Гоняли там Маркиза и шпану поменьше.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
До Кициса на стройке механизации никакой. Всё вручную. Лопата, тачка и кирка. Кирпичи носили на этажи на плечах. Первая техника начала появляться при Кицисе. Следует ли из этого , что в других строительных организациях , где не было такого чудесного руководителя, продолжали применять кирку и лопату ?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
В Советском союзе техника шла по разнарядке. Я думаю, что Кицис Борис Маркович получал её раньше других. Надо отдать должное этому человеку, он умел договариваться. Четверть века возглавлять строительную отрасль это весьма значительный срок. Есть шансы у Вагабова Абдулвагаба Исаковича. Он возглавляет "Гроднопромстрой" с 2000 года. И даже может стать героем Беларуси за строительство Островецкой АЭС.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
Но давали землю только католикам. Православным при "польском часе" в городе не разрешали строится. Как же мой дядя на Николаева дом построил? Наверное веру продал, укленчыу в каплице на Августовке и ему пан пляц за так отдал
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Чтобы получить пляц в Гродно нужно было перейти на польскую веру. Народ перегоняли из православия в католичество благодаря и таким административным мерам.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
igor47
|
Но давали землю только католикам. Православным при "польском часе" в городе не разрешали строится. Не согласен,в частности Новая Колония(Шанхай,ул.Пригородная),в 20-23 году участки при Пилсудском,давались всем желающим православным,возвращавшимся из беженства из России после ПМВ,несмотря на вероисповедание и никто никого не заставлял переходить на другую веру.Мои деды и родственники получили 5 участков подряд и все построились,кто побогаче,а кто скромнее.И служили в церквях Гродно и окрестностях.Тот же пример Рабочая колония(ул.Братская и рядом),стройся кто желает и кредит на 60 лет,под маленький процент.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ingener
|
Моя родня построила дом в 1925 году на нынешней улице Бертеля,все они были православные,а дед в добавок служил в царском флоте до революции.
Добавлено: 19 Декабрь 2017, 03:07:13 Маслобаза отдыхала в Беларуси. Потом в Парламенте. Гоняли там Маркиза и шпану поменьше.
Что-то я не помню свободно гуляющих в 70-80х годах ребят с маслобазы в районе Гагарина,Мира и Поповича.....
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Вы же не будете отрицать процессы католизации и русификации на этих землях. Город был польским, еврейским, русским. Белорусской была деревня. Она сохранила своё прошлое и свой национальный облик. Строились в городе и православные. Нужно было за одну ночь сложить стены и вывести дымовую трубу. Тогда дому давали домовой номер. Наверно были и другие варианты, если не хотел укленчить в каплице. С любой властью можно договориться. С тех пор как появились деньги это не проблема. Что-то я не помню свободно гуляющих в 70-80х годах ребят с маслобазы в районе Гагарина,Мира и Поповича..... Ресторан на Поповича построили в 1984. В народе прозвали Парламент. Культовое место в начале. Теперь наверно забегаловка. Принимали заявки с кем разобраться. За это и кораблик сожгли. А свободно в вашем районе маслобаза не гуляла.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Не путайте "процессы католизации" и выдачу земли под строительство которую Вы к ним "притянули". "За одну ночь сложить стены и вывести дымовую трубу"-такие темпы я видел только по каналу "Дискавери", все эти сюжеты были сняты после 2000 года. Неужели в Гродно в 20-30 годы строители были лучшими в мире...? А если дом решили сделать основательный и стены каменные, тоже "за одну ночь" кирпич ложили? Как гномы в сказках?
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
tomasz
|
За одну ночь сложить стены и вывести дымовую трубу" Такие байки давно распространяются пра "польски час",с детства слышал такое, особенно про Палестыну и Шанхай. Там, видимо, в самом деле появлялись самозахватные строения в оврагах при Немане, но конечно не в одну ночь. Есть у меня газета "Гродненская правда" за 1959г. там материалы к 20-летию"воссоединения" Про угнетение трудящихся, про события в Скиделе и Гродно. Однако ,надо отдать должное, таких примитивных пропагандистских штампов про дымоход в одну ночь или про запрет "православным" на строительство в городе, тогда наша областная газета себе не позволяла. В отличие от современных печатных изданий. Как-то недавно прочитал,что печально известное семейство Бертелей так свой дом за ночь выстроила. P.S. Про моего честной памяти дядечку с Николаева , надеюсь, всем понятно что написано с иронией. Думаю , что он меня простит. Он сам был человек не лишённый чувства юмора.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
ятвяг
|
Конфессиональный состав населения Гродно в 1931 году: католиков - 43,4 % иудеев - 42,6 % православных - только 12,6 %. Гродно был польским городом и всё в нем было польским. Православное население подлежало полонизации. Хочешь жить в городе - пожалуйста, нет проблем, становись католиком. Что тут не так? Хороший гешефт. Чему вы возмущаетесь? Из бревен разобранный и пронумерованный дом за одну ночь складывается легко, как лего. И капитальный дымоход на глине тоже быстро.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ФитилЬ
|
Из бревен разобранный и пронумерованный дом за одну ночь складывается легко мы семеро целый день разбирали - нумеровали потом четвером неделю собирали так что за ночь нереально
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Поднимал фундамент и менял нижний венец. Не хотел возиться с домкратами. Да и не было. Разобрали за полдня вчетвером. Собрали не спеша за три дня вдвоём. Шесть окон, двое дверей. Только балки попросили соседа помочь закинуть. Да ещё отвлекался - мох сфагнум возил велосипедом с соседнего болота. Совет - нумеруйте брёвна с внутренней стороны.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
католиков - 43,4 % иудеев - 42,6 % православных - только 12,6 %. Гродно был польским городом и всё в нем было польским. Православное население подлежало полонизации. Хочешь жить в городе - пожалуйста, нет проблем, становись католиком. А почему не иудеем? вероятность заселиться в город после обрезания примерно такая же Может есть какие-то более убедительные и удивительные доказательства, что условием заселения в город была смена веры? А то мне кажется что Вы связываете между собой "кислое" и "сиреневое".
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
Mikola gorodenski
|
ВИК Согласно первой Всероссийской переписи 1897 года по критерию родного языка население города (46 919 человек) распределялось следующим образом (указаны языки, имеющие более 100 носителей): еврейский язык — 22 384 человек (47,7 %), русский — 10 515 (22,4 %), польский — 6 814 (14,5 %), белорусский — 5 434 (11,6 %), татарский — 804 (1,7 %), немецкий — 375 (0,8 %), чувашский — 151 (0,3 %), черемисский (марийский) — 128 (0,3 %). При анализе указанных абсолютных численностей и долей носителей тех или иных языков следует учитывать, что в отношении русских, белорусов, татар, чувашей, и марийцев значительную долю составляли военнослужащие гарнизона города Гродно, что сказалось на соотношении полов у носителей этих языков: у носителей белорусского языка в городе Гродно на 1 женщину приходилось 2 мужчин, у русских на 1 женщину 3 мужчины, у татар на 1 женщину приходилось 88 мужчин, а у чувашей и марийцев женщин не было вообще. В то же самое время у евреев, поляков, немцев женщин, как это и следует из законов демографии, было несколько больше мужчин. Поэтому этнический состав коренного населения города (без военного гарнизона) лучше характеризует соотношение долей среди женского населения: евреи — 57,7 %, поляки — 18,2 %, русские — 13,4 %, белорусы — 9,2 %, немцы — 1,0 %[11].
Что касается конфессиональной принадлежности гродненцев, то по данным переписи 1897 года население города было распределены по вероисповедания следующим образом: 22 684 человека были иудеями, 14 086 — православными и 8695 — римо-католиками[к 1].
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
Из бревен разобранный и пронумерованный дом за одну ночь складывается легко, как лего. И капитальный дымоход на глине тоже быстро. Даже не знаю, что и думать. Печь кладут обычно 3-4 ряда в день, больше просто невозможно физически да и нельзя - может поплыть. В средней печи 30-40 рядов до распушки под комин, +комин.Комин технически, конечно,быстрее,класть если без лежаков, но не за день. Чудеса просто.Срубы за полдня переносят, комины выводят тут же за ночь.
|
|
« Последнее редактирование: 20 Декабрь 2017, 17:51:54 от tomasz »
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Печь кладут обычно 3-4 ряда в день Да, печь не любит спешки. Я писал про дымоход или комин. Он может быть самостоятельным, капитальным, стоять на своем фундаменте. Сложить его за ночь вполне. Строили его, наверно, без выдры и оголовка.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
philosof
|
А спустя 100 лет построили Азот. Первая железная дорога и Гигантский завод на краю страны Советов. Что общего? Место для строительства завода было выбрано не случайно. Азот строился для "располячивания" Гродно. Необходимо было разбавить местную породу рабочим классом, который съезжался сюда со всей страны. Здесь была работа, строились общежития. Скопление рабочего класса должно было изменить идейный облик города, который считался властью оплотом антисоветских и антисоциальных элементов. Про гродненских хиппи наверно все слышали. В конце 1960-ых хиппи были кроме Гродно в Питере, Москве (тусовка в арбатских двориках и в Метле), В Екатеринбурге (тогда Свердловск). Это места явно выраженного движения хиппи. Наиболее сильно все-таки в городе Ленина Добавлено: [time]Сбт 10 Мар 2018 11:57:35[/time]
Конфессиональный состав населения Гродно в 1931 году: католиков - 43,4 % иудеев - 42,6 % православных - только 12,6 %. Гродно был польским городом и всё в нем было польским. Православное население подлежало полонизации. Хочешь жить в городе - пожалуйста, нет проблем, становись католиком. В Гродно можно было жить и православным. И жили же 13,6%. Это не так уж и мало. Добавлено: 10 Март 2018, 13:11:06
После войны государство широко поощряло индивидуальное строительство Считалось нормальным провожать своих засидевшихся гостей до автобуса. В целях безопасности. Маслобазовские считались самыми сильными в городе. Из достойных противников Переселка. Постоянные драки в Клетке. После армии разошлись по ресторанам. Маслобаза отдыхала в Беларуси. Потом в Парламенте. Гоняли там Маркиза и шпану поменьше. Это все касалось пацанов до армейских, как и везде. После армии мозги менялись, и можно было работать с тем, с кем до армии дрался. На взрослых людей как правило, не нападали, хотя по пьяни, когда добавить хочется, почему нет. Особенно пьяного проводить, снять часы, изъять бумажник. Во всем СССР это называлось "Добрый вечер"
|
|
« Последнее редактирование: 10 Март 2018, 13:11:06 от philosof »
|
Записан
|
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Что касается узаконивания возведенного за ночь дома с печью, то это скорее миф. Такие случаи были, но при этом строили совсем маленькие хибарки, типа сарайчиков. Строили так на небольших пятачках совсем нищие люди на рабочих окраинах, их скорее из жалости не трогали.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Практика - критерий истины. Давайте построим что-нибудь(баню или сарай) и вы увидите, что это возможно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|