И, наверное, нет смысла искать мораль этого произведения - для каждого она своя. Для меня лично - в каждом человеке сидит его собственный "ужас", которому мы даже боимся посмотреть в глаза...и приходит такой момент, когда "либо сейчас, либо никогда"...вот тогда-то и соберешь все силы, поднимешь глаза...и окажется, что это и не ужас вовсе...
А я пока не прочла концовку, думала: автор, по всей видимости, хотел сказать, что жизнь человеческая наполняется смыслом только тогда, когда он верит во что-то, в какую-то идею.
Ведь именно вера в свои идеалы помогла этим многочисленным группкам людей сплотиться, дала шанс выстоять, выжить в том диком новом мире.
А когда жрец сказал, что Великого червя не существует, помните, как упал духом Дрон: «Если Великого червя нет... Значит... Мы совсем одни...»
Или взять, к примеру, размышления Артёма:
Кому верить? Во что? В Великого червя – людоедского бога, перекроенного из поезда, заново населяющего бесплодную выжженную землю, в гневного и ревнивого Иегову, в его перевёрнутое вверх ногами отражение - Сатану, в победу коммунизма во всём метро, или в превосходство курносых блондинов над курчавыми смуглыми брюнетами?
Что-то подсказывало Артёму, что никакого различия между этим не было.
Вера была просто палкой, которая поддерживала человека, не давая ему оступиться, и помогая подняться на ноги, если он споткнулся и упал.
А вот дочитав до конца... :-/
Мне кажется, мораль произведения такова: человек – это жестокое, упрямое, неразумное, недоверчивое, амбициозное и высокомерное существо, считающее, что только он – господин природы и мира, что только его мировоззрение является исключительно правильным, а все «кто не с нами, тот против нас». К нему с «миром», с добром и лаской, а он во всём подвох видит и, как баран, боднуть норовит. Вечно с кем-то за что-то спорит, что-то у природы нагло отвоёвывает.
И даже когда ему будет дан самый последний шанс одуматься, посмотреть на себя со стороны, и на других их глазами, он им не воспользуется.
Армаггедон – наше будущее?