sembat
|
 |
« Ответ #0 : 24 Сентябрь 2007, 22:43:16 » |
|
Начало первой информации. Источник тот же- профессор Черепица В. И.:"Вплоть до начала XX века экономическое развитие г. Гродно серьезно сдерживалось отсутствием постоянного сообщения между центральной частью и занеманской, так называемым Форштадтом. Существовавший с начала 1860-х годов железнодорожный мост в этом плане практически был не в счет, ибо обеспечивал только движение товарных и пассажирских поездов. Общение же жителей города, живших по обе стороны Немана обеспе¬чивалось лишь посредством лодочников-перевозчиков да парома. О том, что такое гродненский паром, хорошо рассказал Всеволод Крестовский в своих "Очерках кавалерийской жизни": "Паро-ом!.. ге-ей! Да-вай жи-ве-я па-ро-ом! - рупором приставив руки к губам, звучно подает вахмистр голос на тот берег. - И -де-ет, - протяжным откликом доносится к нам из тумана с середины реки - и вот минут через десять, выплывая из белесоватой мглы темной массой, паром неуклюже и медленно причаливает к берегу. - Переправа повзводно. Первый взвод вперед, шагом - марш! Люди спешно двинулись к парому. - Не жмись! Не напирай! Куды вас, дьяволы, всех разом поперло! - распоряжался и хлопотал ротмистр. - Вводи в порядке поочередно, на лошадь дистанции, по одному!.. Да осторожнее! Под ноги гляди! Ставь коней рядом, головами в поле, к воде, задом к середине!.. Да без суеты! Потонешь! Не бойсь, никого не забудем, всех возьмем!.. Ну? Готово, что ли? - Готово! - Ну, отчаливай с Богом! Господь с вами!.. И паром, как-то скрипя и кряхтя, грузно и тяжело отчаливает от берега и уплывает в редеющую мглу тумана. С реки слышно, как иногда тревожно топнут о настил парома конские копыта и вслед за тем резко и коротко взвизгнут сердитые жеребцы. Паром придет обратно не ранее, как минут через двадцать, а то и через полчаса. Переправа - дело довольно скучное, потому что, пока последовательно перевезутся все четыре взвода, пройдет по крайней мере часа полтора времени, в течении которых сиди себе на берегу и, что называется, жди погоды. Скучно. Смотришь рассеянно на скучающих и потому понуривших головы коней, и на топчущихся с холоду солдатиков, на возы и фурманки, которые скопляются все более и которым долгонько-таки придется дожидаться своей очереди на пароме... " Сюжет, замечательный в историко-литературном произведении, охватывает лишь маленький эпизод из жизни уланского полка, отправляющегося на маневры, а вот что творилось на пароме не ранним зимним утром, а весной - летом - осенью, да еще в базарные дни или в церковные праздники. Думается, что под пером бытописателя рассмотрение неудобств, связанных с гродненским паромом, могло бы занять значительно большее число страниц, чем у Крестовского. Проклятия в адрес парома и его владельцев были на устах у всех гродненцев от мала до велика."
|