«Три плана оппозиции»: взгляд изнутри
17:25, 30 Марта | Алесь Стрельцов, член ЦК БСДП (Грамада),
www.ucpb.orgЯ участвовал в организационном комитете празднования Дня Воли от БСДП «Грамада». В связи с появлением все новых трактовок подготовки и планов проведения Дня воли, считаю необходимым рассказать о действительных планах организаторов, тем более что скрывать нам нечего, да и не лишним будет дать своеобразный отчет участникам празднования. К тому же, 25-го произошло несколько событий, молчать о которых я не имею права.
Итак, организаторами на самом деле рассматривалось несколько вариантов:
Вариант А: власти «одумаются» и не будут препятствовать сбору людей на Октябрьской площади, проведению там праздничных мероприятий. Конечно, в дальнейшем были возможны различные провокации, серьезные претензии к организаторам и т.п., однако говоря «мы все будем на площади» заявители имели в виду именно свою готовность выйти на площадь вместе с людьми, несмотря на возможную ответственность для себя лично.
Вариант Б: Октябрьская площадь перекрыта. Власти настаивают на проходе собравшихся к разрешенному месту сбора на Академии наук. Красивое, праздничное шествие в центре города в общем совпадало с целями орг. комитета. Впрочем, было очевидно, что вряд ли найдутся желающие шествовать с Академии наук на Бангалор, учитывая, что год назад право на проведение митингов в центре города было оплачено более чем тысячей задержанных.
Я лично считаю, что в этой ситуации все зависело от количества собравшихся. При наличии у Академии наук нескольких десятков тысяч мирно настроенных человек организаторы вполне могли бы обратиться к властям, чтобы согласовать более подходящую площадку для проведения праздника, например Национальная библиотека или площадь Якуба Коласа.
Именно этот вариант и рассматривался наиболее серьезно, было сделано все, чтобы обеспечить порядок и организованность, чтобы была достигнута главная цель: проведение в центре Минска красивого общенародного праздника, в котором без опасений и эксцессов могло бы принять участие большое количество людей.
A праздник обещал стать действительно многолюдным. Привожу консервативные оценки:
- до 7 тысяч человек собралось в момент наибольшего скопления людей (на Академии Наук);
- более 12 тысяч так или иначе приняли участие в событиях, которые фактически имели место (т.е. включая тех, которых рассеяли, вытеснили с проспекта Независимости к станции метро "Фрунзенская");
- более 20 тысяч имели намерение присоединиться к празднованию, однако были остановлены кордонами на дальних подступах, проехали мимо закрытых станций метро и т.п. Как обычно, многие увидели, что власти не допускают проведения мероприятия и решили "не искушать судьбу";
- итого, не пожалей власти для граждан нескольких тысяч квадратных метров пустого пространства, в мероприятиях 25 марта участвовали бы 25 - 30 тыс. человек (с учетом стихийно присоединяющихся к празднованию). Это же количество – до 30 тыс. человек прогнозировали за несколько дней до 25-го и спецслужбы.
Я лично отвечал за то, чтобы обеспечить в 12-10 начало движения людей из района ГУМа по согласованному маршруту к цирку, для последующего перехода к Академии наук.
5 групп были готовы направлять людей, собирающихся со стороны ГУМа по согласованному с властями маршруту. Основная задача: чтобы в районе Немига – вокзал – стадион «Динамо» не остались несколько сотен человек, которые, не зная маршрута, могли бы "блуждать" вокруг перекрытых объектов вроде Резиденции, возбуждая ненужную организаторам панику и неадекватные действия со стороны силовых структур. Все группы получили указание избегать конфликтов с милицией, напротив – идти на общение и конструктивное сотрудничество («Куда нужно отойти?», «Как пройти на разрешенное место сбора?»).
Тем не менее, выполнить задачу мирного проведения людей по согласованному маршруту мы не смогли, т.к. в нарушение договоренностей, уже в 11-20 практически начался разгон еще не начавшегося (!) праздника. Проход по улице Интернациональной оказался перекрыт, как и площадь Свободы. Начались задержания, в т.ч. и помощников организаторов. Фактически, власти избрали вариант В: «все разгоняются и вытесняются». Было понятно, что при таком раскладе говорить о какой-либо организации либо влиянии организаторов на проведение мероприятия не приходится.
К 12 часам я попытался все же пройти к ГУМу, что мне не удалось, поскольку в радиусе километра было перекрыто уже всё: каждая арка, каждый переулок были перегорожены силовыми структурами.
Генерал Кулешов в интервью белорусскому телевидению высказал заботу об участниках празднования Дня Воли, в особенности о детях. Весьма правильные слова! Но кому как не генералу, понимать, что для обеспечения безопасности и организованности людей на улице необходима помощь организаторов, особенно в условиях, когда из каждой подворотни на мирно собирающихся людей накатывают волны бойцов непонятных спецподразделений в полной боевой оснастке.
К сожалению, слова генерала разошлись с делами. Вероятно, в действия профессионалов охраны общественного порядка вмешались известные нам «любители» из более высоких кабинетов. Так, 2-я группа, отвечающая за направление Немига - ГУМ, выполняя распоряжения сотрудников в форме, спускалась к ст.м. «Немига» от уже оцепленной площади Свободы.