Хороший анализ по заданной теме от уважаемого журнала...
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/03/interview_konflikt_s_belorussiey/Торговые отношения России с Белоруссией были крайне выгодны для режима Лукашенко. Новые договоренности с белорусской стороной носят компромиссный характер — субсидирование по-прежнему остается, хотя и в меньших размерах, и к 2011 году будет плавно сведено почти на нет...
... Что получается в результате всех трех соглашений и как их можно оценить? На наш взгляд, крайние оценки здесь не очень уместны, а случившееся определенно походит на компромисс. Чистое субсидирование белорусской экономики уменьшится почти на 3 млрд долларов, к 2011 году объемы субсидирования снизятся как минимум еще вдвое. Очень важно и то, что ситуация наконец сдвинулась с мертвой точки — белорусская сторона наконец перестала получать энергоносители на тех же условиях, что и российские потребители.
Вместе с тем конфликт протекал не лучшим образом и немало нам стоил. Вновь пострадал имидж России, на которую посыпались обвинения в энергетическом шантаже и агрессии. У нас возник очередной повод задуматься, чем же могла быть обусловлена столь колоссальная экономическая помощь соседней славянской республике? С одной стороны, понятно, что для России в постсоветский период геополитически был очень важен послушный друг и стабильный транзитер углеводородов в лице Белоруссии. Эта страна представляла собой единственную брешь в сформировавшемся к западу от нас «санитарном поясе» антироссийски настроенных режимов от Эстонии до Грузии. Белоруссия в союзе с Украиной могла бы контролировать около 90% маршрутов экспорта российских углеводородов, что точно привело бы к ухудшению условий наших поставок и сильно ограничило бы наши возможности по «выбиванию» из соседей справедливых рыночных условий торговли, особенно в недавнем конфликте с «незалежной».
Но ведь и Россия для Белоруссии в политическом плане значила не меньше, а может, даже и больше. На фоне резкой критики и санкций в адрес лукашенковского режима со стороны мировых грандов — в первую очередь ЕС и США — Россия была уже даже не брешью, а главной опорой и единственным выходом во внешний мир. Наша страна признавала законность многочисленных переизбраний белорусского диктатора и поддерживала его режим на плаву. Большинство политологов убеждены, что без российской поддержки режим Лукашенко вообще вряд ли сохранился бы до сих пор (см. «А наш ли сукин сын?»).
Субсидирование белорусской экономики во многом было связано и с идеей союзного государства, а точнее, грядущим ожиданием создания единой страны с общей валютой, товарным пространством и тому подобными прожектами. За будущие ожидания и красивые слова о нашем величии мы, как это не раз бывало в истории, щедро платили нефтью, газом и деньгами. Однако никаких подвижек за последние десять лет в этом направлении так и не произошло, обещания остались обещаниями, а сразу после того, как Александр Лукашенко почувствовал, что нескончаемая халява подходит концу, он и вовсе определил цену своим прошлым заявлениям. «Независимость и суверенитет — это святое, как постулаты христианства, независимость и суверенитет за нефть и газ не продаются!» — провозгласил в рождественскую ночь главный идеолог союзного государства.
Наверное, поэтому нынешние действия российских властей и не вызывают глубокого удовлетворения. Мы лишь исправляем, запоздало и далеко не полностью, свои прежние ошибки. По-прежнему щедро платим за временные обещания временных людей. По-прежнему не зарабатываем ничего, кроме обид и неприязни торговых партнеров.
А ещё вот....
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/03/qa_a_nash_li_sukin_syn/И фото на долгую память...
