-DiMoN-
|
 |
« Ответ #0 : 27 Октябрь 2006, 21:57:24 » |
|
А для кого проще и доступнее пойти в казино – тот пойдёт в казино.
Есть одна мания, одна зависимость, которая принимает разные формы. Если вылечить от одного, то переедет в другое. Задача сменить любую манию на другую, но на ту, которая без разрушительных побочных эффектов. Или на несколько других меньшей интенсивности.
Как формируются те же самые лудомании? Элементарно.
Ребёнок в детстве мастерит машинку, например. Приходит мама и говорит: «Что ты сученыш делаешь вообще, разбросал колёсики и шестерёнки! Зачем паскудник у папы инструменты забрал?». Приходит папа, даёт затрещину: «Ты зачем мои инструменты взял!». Всё. Ребёнок за машинку больше не возьмётся. Купили ему, скажем самолётик какой-нибудь. Он с ним поиграл и разобрал его. Пришла мама: «Ты что паскудник! Мы тебе игрушки покупаем, а ты их ломаешь!». Пришёл папа, хлоп затрещину: «Я зарабатывал на этот самолёт, а ты его разобрал!». Всё. Ребёнок больше игрушки разбирать не будет, и интересоваться, как они устроены тоже. Купили ему компьютер. Начал он в него резаться целыми днями. Пришла мама, хрясь по голове, не сиди за компьютером. Пришёл папа, хрясь туда же, не сиди за компьютером. А если он ещё и куда-то не туда ткнул, его к компьютеру вообще не подпустят.
Чем бы ребёнок ни занимался, любые его интересы отбиваются родителями на корню. Почему? Потому что для большинства родителей идеален тот ребёнок, который лежит 24 часа в сутки, не просит ни жрать, ни пить, ни спать. Им не надо заниматься. Ему не надо уделять внимания. Можно заниматься своими делами.
В большинстве своём детей заводят как игрушку. Идеален тот ребёнок, который можно выключать. Такой ребёнок с кнопкой. Нажал на кнопку, ребёнок лежит. Захотелось маме или папе посюсюкать с ребёнком, поучить жизни – нажал кнопку на животе, ребёнок включился. Общается, спрашивает, задаёт вопросы о том, как устроен мир. Надоело, раз нажал на ту же кнопку – ребёнок выключился. Всё прекрасно. Игрушки по полу не разбросаны. Беготни в доме нет. Шума нет. Гама нет.
Любая деятельность, которой занимается ребёнок, в большинстве своём родителями не приветствуется. А очень часто даже и бьёт по рукам. Естественно, что ребёнок вырастает без каких бы то ни было интересов. А если к тому же он ещё и не озабочен выживанием, ну т.е. родители из среднего класса, более или менее кормят-поят. От голода ребёнок не умирает. И начинается развлечение себя суррогатными способами.
Подойдите к людям на улице, и спросите, любят ли они такие искусственные ценности, такие как свою работу? Ответ большинства будет очевиден.
У подавляющего большинства людей не жизнь, а так, существование. Поэтому на фоне этого серого существования «пороки» расцветают бурным цветом. Какая-то часть тихо спивается. Какая-то часть тихо старчивается. Какая-то тихо сыгрывается. Результат один, причины одни и те же.
Если мы какому-нибудь Васе поменяем «шило на мыло», ему от этого легче не станет. Раньше Вася бухал, а сейчас играет. Раньше играл, сейчас торчит.
Задача терапевтов «социализировать» человека. Покопаться в его детстве. Вернуть ему утраченный интерес к жизни. Если, допустим, любил товарищ выпиливать лобзиком. И тут пришла мама и сказала: «Что ты Петенька дурака валяешь, там вон товарищ Аарон уже на бирже играет, а ты здесь лобзиком выпиливаешь!». Пришла Клава, жена Пети и сказала: «Ты что, сука, охренел, у тебя дети, а ты лобзиком выпиливаешь! Иди, работай!». И всё. У Пети всякий интерес накрылся медным тазом. Быт заедает. Петя ищет какой-то вариант развлечения. Когда у него появляются какие никакие свободные деньги, он идёт либо в бар, либо в казино, либо в игровой зал. И получает там свою порцию положительных эмоций. Причём даже не важно каких, положительных или отрицательных. Главное – эмоций. Потому что ни с Клавой, ни с Люсей, ни со своим ребёнком, ни на работе, ни с друзьями он этих эмоций не получает.
Социализировать – это значит вернуть человека к жизни. Вернуть ему интерес к жизни. Чтобы он занимался чем-то интересным и конструктивным. А для этого, как правило, бывает надо покопаться в детстве, выяснить, чем человеку нравилось заниматься, и раскручивать оттуда. Если, например, нравилось мастерить аквариумы – пусть мастерит аквариумы. Если нравилось лазить в компьютере – пусть лазит. Если нравилось играть на бирже – пусть играет на бирже. И т.д. Опять таки – свои цели! Истинные! А всё остальное подтянется само собой.
Представьте жизнь того же самого Пети, который в один прекрасный момент скажет: «Всё хватит! Мне вот в детстве нравилось играть в хоккей, вот всё! Кладу я на вас на всех болт и иду играть в хоккей!». Щас! Отпустят его в хоккей играть. А на 5-10 минут забежать в игровой салон после работы, это пожалуйста.
Среднестатистический человек не способен выбраться самостоятельно из этого болота. Потому что даже если у него будет очень сильное желание изменить свою жизнь и избавиться от зависимости, жена и родители вернут его в привычное русло. Т.е. с одной стороны жена будет пилить и орать, что муж играет. А с другой стороны, попытайся муж заменить эту пагубную привычку на более позитивную (та же самая игра в хоккей) – она просто покрутит пальцем у виска, и этого будет достаточно, чтобы он снова пошёл играть.
Здесь нужен человек, который будет жёстко держать того же самого Петю, пока новая поведенческая привычка не привьётся. Нужен "гид" в новую жизнь. Самостоятельно это сделать может мало кто.
|