Der Schatten
|
Дворец Радзивиллов в Гродно
Известно, что род Радзивиллов имел свои резиденции практически во всех крупных городах ВКЛ, в некоторых даже по-несколько. Одним из самых больших дворцов был огромный комплекс в Гродно, который занимал всю сторону ратушной площади и целый квартал за ней. По своим размерам дворец был одной из значительных и больших построек Гродно.
Дворцовый комплекс просуществовал практически до нашего времени и был очень сильно поврежден во время последней войны. Окончательно дворец исчез в послевоенные годы реконструкции площади.
К сожалению, во время недавней реконструкции мы не чуть не лишились его фундамента, который хотели разбить для подземного пешеходного перехода. Кстати, тогда, в октябре 2007 года, власти Гродно согласились с мнением общественности о необходимости восстановления в историческом центре города фары Витовта, дворца Радзивиллов и ратуши. Это следовало из ответа Гродненского горисполкома на письмо ТБМ.
В частности, в письме за подписью председателя горисполкома Александра Антоненко отмечалось: “Работы по реконструкции Советской площади не носили радикального характера, что позволяет при благоприятных экономических условиях восстановить утраченные архитектурные объекты на ее территории (ратуша, дворец Радзивиллов, фара Витовта)”.
Но сейчас прекрасно видно, что в ближайшее время этому не суждено быть. Ведь глава Ленинского района Гродно считает, что большинскво гродненцев против восстановления Фары Витовта. Но вернемся к истории дворца.
Архивные материалы, представляющие планы дворца и его описание, впервые были опубликованы профессором Е.Ковальчиком. По его мнению, архитектурный проект дворца был выполнен в 1738 году итальянским архитектором Доменико Фонтаной, а строительными работами руководил штатный, придворный архитектор князя Августин Рошкович. Можно предположить, что указания этих двух архитекторов и были основными для художника-декоратора, украшавшего интерьер дворца. Геский закончил работу во дворце 12 марта 1744 года. В этом же году осенью в Гродно должен был состояться сейм Речи Посполитой.
Сохранившийся инвентарь за 1749 года содержит следующие описание зала Гродненского дворца. “Сама Зала покрыта разного цвета красками с представлением разных фигур на стенах между колоннами…”Люстр” шестнадцать, они покрашены в белый цвет, висят на двух крюках железных. Высота той залы в два этажа. Потолок в ней гипсовый гладкий с рамой вокруг гипсовой, в нем три приспособления для подвешивания люстр. На двух из них шнуры обвиты зеленым …»
Этот зал располагался на втором этаже дворца, и к нему вела парадная лестница, также пышно украшенная. Убранство зала дополняли камины и портреты. Польский исследователь Т. Бернатович предполагает, что четыре резных деревянных подсвечника изысканной формы, которые сегодня находятся в интерьере бернардинского костела Гродно, могли принадлежать радзивилловскому дворцу на рынке. Подсвечники эти имеют сложную рокайльную форму и включают гербовый картуш с изображением орла и трех труб. Возможно, в полихромии подсвечников были использованы геральдические цвета радзивилловского флага — красный, голубой и желтый. В настоящее время раскраска подсвечников полностью утрачена.
Добавлено: 09 Март 2009, 18:56:50 Комнаты и залы второго парадного этажа дворца, расположенные справа и слева от главного двухсветного зала, имели стены, обитые полотном. Как следует из инвентарной описи, — это были “плотяные” обои, такие, какие использовали Фулчи и Геский в Бяла-Подляске. Плотяные обои с изображением “качек” (уточек) украшали и стены комнаты, расположенной рядом со столовой. Рамки-лиштевки, закрепляющиеся полотно на стенах, были золочеными.
Ламперия, декоративная обкладка нижней части стены, в Гродненском дворце была “лакерована белым покостом”, который часто использовался для окраски различных предметов: деревянных подсвечников, мебели. Многоцветие, покрытых белым, черным, красным лаком предметов в залах дворца дополнялось многоцветием каминов.
Камины были разных цветов и форм. “Белая фарфоровая печь с золотистым орнаментом на каменных столбиках”; “зеленая кафельная печь с камином в виде шкафа”; “печь белая, на кафле большой герб орел, камин шафястый”; “печь мраморного цвета из больших кафлей, камин шафястый, над ним деревянный орнамент резной позолоченный” — так описывает инвентарь гродненского дворца колористическое богатство каминных печей.
Залы и комнаты первого этажа Гродненского дворца на Рынке были оформлены скромнее, чем помещения второго. Декор представлен не на ткани, а на штукатурке стен. Техника исполнения “альфреско”. Во всех комнатах установлены кафельные печи белого и зеленого цвета. Цвет росписи красный и серый.
Весьма любопытным является цветовое декорирование фасада здания: в окраске фасада, выходящего на рынок, использованы телесный и серый цвет, выделены орнаменты около окон, гербы резные с разными инсигниями (знаками власти).
Добавлено: 09 Март 2009, 19:00:07 продолжения по техническим причинам пока не будет, читайте по ссылке
|