Про русского князя Ольгерда, который родился на Руси
Политику Гедимина по расширению ВКЛ на Восток продолжил Ольгерд, один из его семи сыновей. Родился Ольгерд в 1296 году от православной полоцкой княжны Ольги Всеволодовны и в 1345 году стал Великим князем Литовским.
Между тем литовские историки преподносят Ольгерда-Альгирдаса как этнического литовца. В этой связи они утверждают, что имя Альгирдас (Algirdas) происходит от литовских слов «alga» — вознаграждение и «girdas» — слух, известие, и буквально означает «известный вознаграждением». Налицо явная несуразица.
Несравненно обоснованнее представляется версия о том, что княгиня Ольга назвала сына своей радостью, то есть «Олге» — «рд». Эту расшифровку приводим, дабы показать к каким бессмыслицам не стесняются прибегать литовские историки для того, чтобы «доказать» литовское происхождение Великих князей Литовских.
Помимо этого еще раз напомним надпись на печати Ольгерда. Она сделана на старославянском языке и Ольгерд там именуется не Альгирдасом, а «ОЛГЕРом».
Значительную часть жизни Ольгерд прожил в православном Витебске. Был крещен в православии под именем Александр. В двадцать два года женился на православной витебской княжне Марии Ярославне. После смерти ее отца княжил в том же Витебске.
Здесь необходимо сделать отступление. В Литве упорно утверждают, что Ольгерд был язычником. При этом ссылаются на Германа Варберга автора «Ливонских хроник». Между тем известно, что немцы всегда представляли литвинов язычниками для оправдания своей экспансии на их земли.
Густынская летопись утверждает иное. Ольгерд был крещен еще до вступления в брак с Марией. Это естественно. В православном Витебске мог княжить только православный князь. Не говоря о том, что православная Ольга, без сомнения, постаралась бы крестить сына Ольгерда после рождения, дабы ребенок рос здоровым.
Для разрешения спора обратимся к уже упомянутому Конраду Кибургу. В своем дневнике он писал об отношении Ольгерда к католикам: "Они в княжение Ольгерда были малочисленны и презираемы" и испытывали «противодействие правительства».
Особо Кибург акцентировал, что при этом князь Ольгерд вовсе не сочувствовал язычеству и «исповедовал христианство по восточному обряду, которого, как известно, держалась и великая княгиня Юлиана (вторая жена Ольгерда, княгиня Тверская. — В. Ш.)».
Объяснил Кибург и приписываемую Ольгерду казнь трех будущих святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, распятых в Вильно на крестах. Оказывается, однажды в отсутствие Ольгерда Вильно поразила «какая-то зараза и люди умирали с необыкновенною быстротою». Родился слух, что в этом виноваты монахи. Возбужденная толпа горожан расправилась с ними. Некоторых зарубили, других бросили в воду, а троих распяли.
Вернувшись, Ольгерд жестоко наказал виновных в мятеже и убийствах. Было казнено более тридцати человек «как литовцев, так и русских», а гарнизон замка был полностью заменен. Тем не менее, ответственность за распятие мучеников почему-то пала на Ольгерда.
Добавлено: 17 Март 2017, 13:24:29
Про русского князя Ольгерда, который родился на Руси
Политику Гедимина по расширению ВКЛ на Восток продолжил Ольгерд, один из его семи сыновей. Родился Ольгерд в 1296 году от православной полоцкой княжны Ольги Всеволодовны и в 1345 году стал Великим князем Литовским.
Между тем литовские историки преподносят Ольгерда-Альгирдаса как этнического литовца. В этой связи они утверждают, что имя Альгирдас (Algirdas) происходит от литовских слов «alga» — вознаграждение и «girdas» — слух, известие, и буквально означает «известный вознаграждением». Налицо явная несуразица.
Несравненно обоснованнее представляется версия о том, что княгиня Ольга назвала сына своей радостью, то есть «Олге» — «рд». Эту расшифровку приводим, дабы показать к каким бессмыслицам не стесняются прибегать литовские историки для того, чтобы «доказать» литовское происхождение Великих князей Литовских.
Помимо этого еще раз напомним надпись на печати Ольгерда. Она сделана на старославянском языке и Ольгерд там именуется не Альгирдасом, а «ОЛГЕРом».
Значительную часть жизни Ольгерд прожил в православном Витебске. Был крещен в православии под именем Александр. В двадцать два года женился на православной витебской княжне Марии Ярославне. После смерти ее отца княжил в том же Витебске.
Здесь необходимо сделать отступление. В Литве упорно утверждают, что Ольгерд был язычником. При этом ссылаются на Германа Варберга автора «Ливонских хроник». Между тем известно, что немцы всегда представляли литвинов язычниками для оправдания своей экспансии на их земли.
Густынская летопись утверждает иное. Ольгерд был крещен еще до вступления в брак с Марией. Это естественно. В православном Витебске мог княжить только православный князь. Не говоря о том, что православная Ольга, без сомнения, постаралась бы крестить сына Ольгерда после рождения, дабы ребенок рос здоровым.
Для разрешения спора обратимся к уже упомянутому Конраду Кибургу. В своем дневнике он писал об отношении Ольгерда к католикам: Они «в княжение Ольгерда были малочисленны и презираемы» и испытывали «противодействие правительства».
Особо Кибург акцентировал, что при этом князь Ольгерд вовсе не сочувствовал язычеству и «исповедовал христианство по восточному обряду, которого, как известно, держалась и великая княгиня Юлиана (вторая жена Ольгерда, княгиня Тверская. — В. Ш.)».
Объяснил Кибург и приписываемую Ольгерду казнь трех будущих святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, распятых в Вильно на крестах. Оказывается, однажды в отсутствие Ольгерда Вильно поразила «какая-то зараза и люди умирали с необыкновенною быстротою». Родился слух, что в этом виноваты монахи. Возбужденная толпа горожан расправилась с ними. Некоторых зарубили, других бросили в воду, а троих распяли.
Вернувшись, Ольгерд жестоко наказал виновных в мятеже и убийствах. Было казнено более тридцати человек «как литовцев, так и русских», а гарнизон замка был полностью заменен. Тем не менее, ответственность за распятие мучеников почему-то пала на Ольгерда.