Трудный подросток или Клиент прав не всегдаУ Вас были клиенты, которые сводили Вас с ума?
Несколько лет назад мне в руки попалась интересная статья. Автор статьи, веб дизайнер, поднимал вопрос – что нужно делать, когда желания клиента диаметрально противоположны Вашим вкусам, представлениям и убеждениям? В выражениях автор не стеснялся, поэтому диллему обрисовал так:
- Откажетесь от клиента? Будете дураком.
- Поступитесь собственными убеждениями из-за денег и станете делать все, чего бы клиент не попросил? А не смахивает ли это на проституцию?
Так кем же Вы предпочтете быть, дураком или… ну, Вы поняли.
Решение проблемы автор предлагал такое – не быть ни тем, ни другим, а стать УЧИТЕЛЕМ для клиента, объяснить ему, почему именно Ваш путь верен, а его – нет. Конечно, Ваши аргументы должны быть вески, основаны на фактах и статистике и изложены в дружелюбной, доходчивой форме.
Когда клиент видит, что Вы желаете ему добра и пытаетесь уберечь от возможных ошибок, он проникается к Вам таким доверием, что становится Вашим ПОСТОЯННЫМ клиентом и начинает рекомендовать Вашу фирму всем своим друзьям и знакомым.
Срабатывает почти всегда. Почему «почти»? Признаюсь честно, однажды не удалось мне переубедить клиента. Вы читали книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»? Я – еще нет, но собираюсь. Так вот, если мужчины и женщины – хоть и с разных планет, но, к счастью, из одной солнечной системы, то подростки, по моему мнению, родом из другой галактики, причем очень отдаленной.
Моим самым тяжелым клиентом был 18-летний парень. Мама – владелица цветочного магазина, милейшая женщина, китаянка. А так как китайский язык я не знаю, а она не владела ни русским, ни английским, то все переговоры о веб сайте для ее цветочного магазина она доверила вести своему сыну. Сын оказался не только полиглотом, но еще и… готтом. Представления о красоте у нас с ним были кардинально противоположные. Мой первый набросок он отправил в корзину. За ним – второй, третий… Обычно мы просим клиентов прислать нам 5-10 ссылок на веб сайты, которые им нравятся. Таким образом легче разобраться со вкусами. Сын цветочницы эту просьбу долго игнорировал – как и все подростки, домашние задания он не любил. Когда же мы наотрез отказались предпринимать какие-либо дальнейшие шаги, пока не получим от него ссылки на любимые веб сайты – он прислал нам список сайтов, которые все выглядели примерно
так.
Я не имею ничего против дизайна FindCoolClothes или GoodGoth, но согласитесь, дизайн рассчитан на определенную аудиторию, и подобная черно-серая цветовая гамма с цветочным бизнесом как-то не уживается. Но попробуйте доказать это подростку с большим кошельком. В конце-концов, с клиентом пришлось расстаться. Благо, в нашем бизнесе ничего в корзину насовсем не выбрасывается, и все скопившиеся наброски были по достоинству оценены последующими клиентами.