для mchy3.Ну а теперь, собственно, по теме

"Жертвоприношение" Исаака это лишь небольшой эпизод отношений Бога с Авраамом. Это важно. Авраама впоследствии назовут отцом верующих. Вера, как пишет греч. богослов Христос Яннарас - это не просто убежденность в существовании. Вера в библейском смысле, это то что можно передать англ. словом
credit, т.е.
доверие. Доверие же рождается из опыта отношений. Раз тебя человек не обманул, другой, тертий и ты ему начинаешь верить. И даже если кто то тебе говорит о нем плохое, соотносишь это со своим опытом общения с ним и говоришь "он не может так поступить. вы лжете".
История отношений Авраама и Бога была похожа на синусоиду. Сначала он Ему поверил и 75 лет вышел из насиженного места чтобы идти неизвестно куда. Потом он усомнился в Нем когда просил Сару предстваится нескольким царям его сестрой а не женой. Он не поверил что если Бог обещал что он будет благослевен, то Он сам защитил бы его от насилия. Бог ему доказал обратное. Ну и так далее.
... ну не просто представил сестрой ... цари её ещё и "познали" ... зато сам жив остался.
Так у Авраама из опыта (а не из догматов) сложилось представление о Боге, как о Боге верном своему слову, сильном, милосердном, заботливом и т.д.
Тут вы лукавите. Как минимум слово "милосердном" здесь лишнее. В силу того, что вы написали ниже (что убить ребёнка для Абрама не было психологической травмой в силу ханонейского контекста его существования), Абрам не мог иметь зелёного понятия о милосердии. Поскольку ни о каком милосердии в историческом контексте существования Абрама не могло быть и речи, то и представления о милосердном Боге у него сложиться не могло. Это вы уже необоснованно наш нынешний контекст переносите на те "суровые" времена.
Но Бог решает испытать его, ибо всякое было с этим Авраамом

Скажем, женщине удобнее любить мужчину с деньгами. А что если кризис и все деньги пропадут? Останется ли любовь. Если останется - знач она действительно любит. Если нет - значит любила не мужчину а его деньги.
Нечто похожее происходит и здесь. Испытание в Ветхом Завете понимается как средство познания коголибо. Испытание ставит человека в такие условия где он должен показать себя, где он откроется таким каким есть на самом деле.
... на мой взгляд, очень неудачная аналогия ... именно в свете того что творится в Европе последнее время

И Бог испытывает его даром. Он дарит ему, неплодному единствнного сына и говорит что от него произойдет много народов. Для человека того времени небыло большего счастья. И вот Бог говорит ему отдать этот дар обратно. Заметьте, Аврааму не было сложно принести человеческую жертву. Несложно было принести в жертву даже именно своего сына. В этом нет никакой психологической ломки, как вы утверждаете. Для хананейских племен среди которых он жил это было обычным делом. В Уре Халдейском откуда он родом это было как сходить позавтракать. Даже цари приносили в жертву своих наследников. Так что проблема не в этом.
Аврааму нужно было отказаться от всего того что Бог ему обещал в Исааке. Если откажется - значит любит Бога. Если нет - значит любит только Его подарки.
... ну ладно, Абрам на уровне хананеян, для которых убить своего ребёнка обыденнейшее дело ... но Бог? Получается он тоже на уровне хананеян ... он требует от Абрама в качестве испытания то, что требовали от "идолопоклонников" их племенные божки. Это больше похоже на дьявольское искушение: "прыгни с горы и не разобьёшься. Испытай веру свою." Это Бог-Творец всего сущего, дарующий людям энергию любви бескорысно? ... или племенной божок "семени Авраама" - евреев (сефардов) и арабов? Какое отношение он имеет к нам? Воспитать нас агнцами на заклание тем, для кого резать и возжигать "агнцев" обычное дело ... хоть в овечьем, хоть в человечьем обличьи?
... "значит любит Бога" - вы опять лукавите. В исходнике "ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня." Севершенно чётко и однозначно написано, что Богу нужен страх ... если, конечно, с переводом не напутали.
Следует отметить еще кое что. Интересен диалог Авраама с сыном:" И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 22:8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе." Авраам из собственного опыта знал, что Бог другой, Он не может такого просить. Поэтому он до последнего надеялся, что "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения". Это как если жена услышит разговор мужа с молоденькой девочкой, которая приглашает его ночью в номер отеля с вином и кофетами но всеравно отпускает своего супруга. Потому что она его знает. Он не способен на измену и значит они будут заниматься чем то другим. Хотя все свидетельствует об обратном.
На мой взгляд всё проще и очевиднее. Исаак заподозрил неладное, а Авраам элементарно обманул его (вернее завуалированно умолчал о правде), чтобы Исаак не сбежал по дороге и не помешал осуществить "волю божью". Если бы Авраам сказал, что хочет сделать, то ему пришлось бы связать Исаака и тащить на себе вместе с дровами ... а так Исаак шёл сам, ещё и дрова на себе тащил для собственного сожжения. Наверное, после случившегося, мальчик до конца жизни прятал от отца ножи
