Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
21 Июль 2025, 06:00:28
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Страниц  : 1 2  Все   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Re: Бои у Гродно в 1812 году ?  (Прочитано 33691 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Jendrus
Настоящий гродненец
****

Репутация: +55/-1
Offline Offline

Сообщений: 451

Просмотр профиля Email
« Ответ #60 : 17 Март 2013, 12:09:50 »

Думаю, будет интересно...


Гродненский архив почти библейская история
Сергей Канунников http://www.proza.ru/2012/04/10/1519
 8 апреля 2012года

 АННОТАЦИЯ
 Жанр:   историческое расследование
 Место действия:   Гродно и окрестности
 Время действия:   весна 1813 года и вся наша эра
 Действующие лица: М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, император Александр I, поэт-полковник Денис Давыдов, граф М.Милорадович, гродненский комендант Кленовский и другие лица
 Фабула:   по доносу «о распространении слухов», в нарушение указа императора Александра I, без проведения объективного расследования в многонациональном Гродно казнены поляки-мещяне Варфоломей Агло и Ян Дыминьськи; причём повешены они 2 апреля 1813г по приказу (Конфирмации от 29 марта 1813г) главнокомандующего М.Кутузова. Сам же Кутузов скончался 3 апреля 1813г… К сожалению, причины данной трагедии не искоренены и проявляются в XXI веке (например, дело «тулузского стрелка», март 2012г). В основе этих причин лежит двойная мораль: она тождественна греху «Ложь»
 Резюме: оригинальный анализ и подходы автора позволили исключить исторические аберрации при оценке личности М.И.Кутузова, оболганных полководцев (адмирала П.В.Чичагова и других), ментальности гродненских социумов начала XIX века и отдельных индивидов. Впервые публикуются три десятка архивных документов периода наполеоновского нашествия
 Состав книги: 7 глав с Эпилогом; библиография – 146 наименований
 Назначение книги: для всех, кому небезынтересна история Отечества

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ
 Глава 1   Макушка Гродненского АЙСБЕРГА                                       -- с.3
 Глава 2    Привходящие обстоятельства                                                       -- с.20
 Глава 3    Гродно: декабрь 1812 – апрель 1813-го                             -- с.28
 Глава 4    История экспансий в Принеманский край                             -- с.39
 Глава 5    Три стратега                                                      -- с.56
 Глава 6    Война и евреи                                                     -- с.82                             
 Глава 7    Виселица                                                          -- с.92                                 
 Эпилог                                                                       -- с.97                                             
 ПРИЛОЖЕНИЯ
                                    К Главе 3                                -- с.100                                         
                                    К Главе 4                                -- с.102                                         
 Список использованной литературы                                            -- с.107 

Добавлено: 17 Март 2013, 12:11:05
Гродно: декабрь 1812—апрель 1813-го

                                                                                         
«Самое для меня важное – это ввязаться 
                                                                          в сражение. А там посмотрим!»
                                                                                                               (Наполеон БОНАПАРТ)
                                                                        «Прикасаясь к Истории, соприкасаешься с Творцом»
                                                                                                                                               (С.К.)   
                                   
                                                                                                                                                             

    Поляки надеялись: Наполеон восстановит независимость Польши. И среди них были очень сильны про французские настроения.
    Ярко это видно, например, из  опубликованной в 1834г поэмы «Пан Тадеуш» классика польско-белорусской литературы Адама Мицкевича (A. Mickiewicz, 24.12.1798--26.11.1855) -- поэт (друг Пушкина) был очевидцем описываемых событий. Необходимо учитывать: мать А.Мицкевича – крещёная еврейка. Отчасти, возможно, потому Мицкевич рисует идиллическую, не вполне адекватную (как мы лично убедились) картину совместного бытия принёманских этносов: корчмарь Янкель – оружие из его арсеналов, советы «не вполне далёким» полякам в 1811 году, а также информация о войсках из корчмарско-иудейской почты (строки 250 и 374 поэмы «Пан Тадеуш», ПРИЛОЖЕНИЕ к гл.3; плюс см. и «Евреи Гродно. Очерки истории и культуры», Гродно, 2000г, с.2-115).
    Но у прагматика Наполеона на сей счёт были свои планы. Напомним, он активно использовал поляков, например, в Египетском и Итальянском походах (легионы генералов Домбровского и Красиньського, князя Юзефа Понятовского и князя  Сулковского, дивизия Хлопицького – «всегдашнего сопутника Наполеона в Египте» -- это цитата). Однако реалии 1812-го оказались до неожиданности иными…
    Отметим: к принёманским полякам – это в конце 1980-х подчёркивал академик-биохимик белорус Ю.М.Островский (его дядя по отцу, Радослав Островский, был членом организованной немцами Белорусской Рады в 1942-1945гг), относились и окатоличенные белорусы, состав генофонда которых до сих пор  существенно отличается от поляков центральных воеводств Польши. Оно и понятно: Принёманский край нынешней Беларуси в VI веке начали осеменять (житом -- понимай, рожью) пассионарные (по Л.Гумилёву) славянские племена дреговичей, местами и кривичей, но в прилегающей к Беларуси Польше в то время уж как век-два благоденствовали балтские племена мазуров (см. П.Глоба, Жребий Белой Руси, ААОО «Астра», Минск, 2006г, с.3-40, с.18, Рис.2 «Важнейшие племена славян», с. 21 Рис.4 ВКЛ XIV-XV ст.)   
    Юзеф Иодковский (Jozef JODKOWSKI, GRODNO, 1922г; переиздано: Гродно, 2009, ЧПУП «Издательство «Ламарк», с. 12-59 -- перевод с польского Авт.) писал: «Год 1812 принёс надежду …, ожидания тяжёлые и радостные. В последних днях июня того года Платов с казаками оставил Гродно, уничтожив мост на Немане, и вслед за ним вступил Иероним, брат Наполеона //двоюродный – прим. Авт.//, король Вестфальский, во главе объединённых франко-польских войск. Первыми вошли в Гродно уланы князя Jozefa Poniatowskieuj (Юзефа Понятовского). Иероним … неделю развлекался в Гродно… Энтузиазм по поводу прихода французов среди жителей был большой. Уже 4 июля опубликовали «Отклик Рады Конфедерации гродненской», где во вступлении сказано: «Переполнена есть чаша нашего терпения, пришёл час освобождения…»…Позднее в «Курьере Литовском» (№55—1812) был оглашён «Акт к Конфедерации жителей Гродненского повета/уезда», подписанный Ружницким, генералом дивизии Людвика Панцержиньськего, маршалка Конфедерации, скреплённый 182 подписями. 15 августа 1812 г. Гродно торжественно праздновал день именин Наполеона... После форсирования Березины, когда Фрелих, генерал австрийский, оставил Гродно, вступил Давыдов во главе своего отряда //отряд вступил в Гродно 20 декабря, а Давыдов – 21 декабря 1812г – прим. Авт.//. Разрушил обелиск в честь французов на Рынке поставленный //ныне Советская площадь – прим. Авт.//, к польской общественности отнёсся враждебно, доверил управление городом евреям, кагалу… На конгрессе Венском (1815 г) рядом с Гродно прошла граница Королевства Польского /Царства Польского/, на 3 км от Гродно удалённая (Лососно)».
    Из выступления полковника, партизана и поэта Д.В.Давыдова (похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва) перед гродненцами 21 декабря 1812г: «…По приёму, сделанному русскому войску польскими жителями Гродны, я вижу, что до них ещё не дошёл слух о событиях; вот они: Россия свободна, все наши силы выступили в Вильну 1-го декабря, теперь они за Неманом. Из полумиллионной неприятельской армии и тысячи орудий, при ней находившихся, только пятнадцать тысяч солдат и 4 пушки перешли обратно за Неман. Господа поляки! В чёрное платье! Редкий из вас не лишился ближнего по родству или по дружбе: из 80 тысяч ваших войск, дерзнувших вступить в пределы наши, пятьсот //человек из корпуса князя Понятовского и отряда генерала Домбровского – прим. Авт.// только бегут восвояси; прочие – валяются на большой дороге, морозом окостенелые и засыпанные снегом русским. Я вошёл сюда по средству мирного договора: мог то же сделать силою оружия, но я пожертвовал славою отряда моего для спасения города, принадлежащего России, ибо вам известно, что битва на улицах кончается грабежами в домах, а грабёж – пожарами…»
 СПРАВКА 3  Данные по количеству неприятельских войск разнятся. Так (Брокгауз и Ефрон), перед нашествием у французов было более 600 тыс. чел. с первоклассной артиллерией плюс войска союзных Австрии и Рейнского союза; Россия же смогла противопоставить лишь 210 тыс. чел. (см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.43, с. 405).
 По М.Голденкову: Наполеон сосредоточил против России около 450 тыс. солдат, из которых собственно французы составляли половину; Австрия и Пруссия выделили корпуса общей численностью в 50 тыс.  чел., по союзным соглашениям с Наполеоном; Польша собрала армию в 100 тысяч воинов; Испания, связав партизанским сопротивлением около 200 тыс. французских солдат, оказала тем самым косвенную помощь России; таким образом, у Наполеона в общей сложности (не считая испанского корпуса) имелась армия в 640 тыс. солдат, но почти 200 тысяч из них оставались в гарнизонах центральной Европы (см. М.Голденков, «Наполеон и Кутузов, неизвестная война 1812г», Минск, «Букмастер», 2011г, с. 18-19).

       Вот что пишет «КРОНОН», с. 50-51, «об освобождении Гродно» и настроениях жителей города: «20 декабря. Русские войска генерала А.П.Ожаровского и авангард партизанского отряда Д.Давыдова под руководством майора Чеченского  освобождают Гродно от австрийских войск посредством переговоров».   
    И далее (отметим это!): «Начальником высшей гродненской полиции Д.Давыдов назначает гродненского кагального («кагального дела – выбирать из евреев помощников для надзора как за полициею, так и за всеми польскими обывателями города»)».
 /Александр Николаевич Чеченский, по национальности черкес, впоследствии генерал-майор, воин храбрый, предприимчивый и очень честный, прекрасный друг -- по оценке Д.Давыдова; австрийцы имели в Гродно 4 тыс. пехоты и кавалерии под командованием  генерала Фрейлиха – прим. Авт.//.
    Чеченский, войдя в Гродно, поставил караулы у магазинов и госпиталей…

    СПРАВКА 4 Далее не коротко, извините, цитируем В.В.Шведа и Донских, с.172-173, (перевод с белорусского -- Автора): «Давыдову он (Чеченский) доложил об антироссийских настроениях польских жителей города. Сам Д.Давыдов въехал в Гродно 21 декабря. Из плена было освобождено 467 рядовых и 14 раненых русских офицеров. Одновременно было взято в плен 661 вражеский солдат //видимо, это были раненые, лечившиеся в гродненских госпиталях и не смогших уйти вместе с австрийским отрядом ген. Фрейлиха – прим. Авт.// При въезде в город Давыдова встретили евреи. Чтобы подчеркнуть своё доброе к ним отношение за отзывчивость к русским, Давыдов сказал им несколько добрых слов и «въехал в Гродно под еврейским балдахином» //см. также: Давыдов Д.В. Военные записки, М. Воениздат, 1982, -- 358 с. – прим. Авт.// На Парадной площади (ныне Советская пл.) он слез с коня и приказал бить в барабан городской полиции. Когда собралась толпа горожан, было зачитано заранее заготовленное Обращение к жителям //см. выше – прим. Авт.//. Затем шли распоряжения об управлении городом и обеспечении порядка. Подполковник Храповицкий //ошибка в фамилии? не Кленовского ли имели в виду Швед и Донских? – прим. Авт.// был назначен начальником города, а еврейский кагальный – начальником полиции. Всё население в короткий срок (два часа) должно было сдать всё огнестрельное оружие и сжечь аллегоричные картины, что прославляли французов, а на их место разместить те, что «славят освободителя России от нашествия образованных варваров» //24 декабря день рождения Александра І -- прим. Авт.//... Для патрулирования по улицам города «дённо и нощьно» была выделена сотня казаков //запрещено где бы то ни было собираться позднее 5 часов вечера – прим. Авт.//. Ксёндзу приказано сказать в костёле проповедь, где проклясть Наполеона, его войска и союзников, «восхвалить российского императора, народ и войска». Все магазины (склады) были опечатаны и рядом с ними поставлены караулы. Кагальный должен был составить список всех чиновников и жителей, что записались на службу Княжества Варшавского. Позднее они пришли к Давыдову, и он «говорил им буйно, без запятых и точек, и завершил свой монолог приказом идти вместе с ним в русскую церковь молиться за царя русского и поблагодарить Господа за спасение России»…В Гродно Давыдов жил напротив ратуши //ныне на месте ратуши расположен общественный туалет – прим. Авт.//, в покоях старинного дворца Радзивилов, …занимался службой, а свободный час проводил с боевыми друзьями… 25 декабря Давыдов получил приказ идти на Ганёндз (теперь местечко в Ломжинском воеводстве, РП). Его отряд выступил без задержки, но сам он заболел и был вынужден задержаться в Гродно ещё на 5 дней. 25 декабря 1812г в Гродно прибыла кавалерия генерал-лейтенанта Ф.К.Корфа, а 26 декабря – пехота М.А.Милорадовича. В это время Давыдов переехал к нему на жительство и как литератор помогал ему писать любовное письмо к графине Орловой-Чесменской... Милорадович не обращал внимание на управление городом, не принимал даже коменданта города и чиновников корпуса. Давыдов писал: «Давний приятель Милорадовича, генерал-маиор Пассек, жаловался на него всякому, подходившему к неумолимой двери //дверь в кабинет гродненского генерал-губернатора Милорадовича в конце декабря 1812 года несколько дней была закрыта для посетителей (отметим -- и для коменданта Кленовского!), так как граф сочинял любовное письмо к графине Орловой и городскими делами ему заниматься было некогда; это – для нас это важно! -- привело к некоторой напряжённости в Гродно – прим. Авт.// Комендант города и чиновники корпуса также подходили к оной по нескольку раз в сутки и уходили домой, не получа никакого ответа, от чего корпусное, так и городское управление пресеклось, госпиталь превратился в кладбище //сейчас мы как раз и занимаемся вопросом месторасположения гродненского госпиталя в 1812-1813гг – прим. Авт.//, полные хлебом, сукном и кожами магазины упразднились наехавшими в Гродну комиссариатскими чиновниками, поляки стали явно обижать русских на улицах и в домах своих, словом, беспорядок дошёл до верхней ступени //что-то в это не очень верится – прим. Авт.//. Наконец Милорадович подписал свою эпистолу… и ускакал на бал плясать мазурку, а я сел в сани…»  18/30 декабря Давыдов был в Тикотине (сейчас в Польше). В Сокулку специальный нарочный доставил ему от генерала П.П.Коновницына //генерал, не слишком отличавшийся умом, но очень храбрый в баталиях, по оценке ген. А.П.Ермолова – прим. Авт.// пакет с наградами – орден Св. Георгия 4-го класса и Св. Владимира 3-й ступени. Последний – за освобождение Гродно. Гродненская операция помогла знаменитому партизану в марте 1813г, когда его увольняли со службы за деяния, не согласованные с высшим командованием //Д.Давыдову не могли простить и его острую поэтическую сатиру 10-летней давности – прим. Авт.//. М.И.Кутузов в разговоре о службе Давыдова напомнил царю Александру I освобождение Гродно,  тот смилостивился и вернул в армию боевого офицера….До января 1813г в Гродно подтягивались всё новые и новые российские полки. 29-30 декабря 1812г сильно потеплело. Дороги раскисли… Русский артиллерист И.Т.Радожицкий так описывает Гродно тех дней: «Жители города, шляхта и цивильные французы с приближением русских уехали в Варшаву. Потому многие дома были пусты… Вместо жителей встречались чаще свои солдаты и австрийцы или венгры, что вышли из госпиталей. Больных неприятелей оставалось в городе множество; но на улицах не было видно трупов или обгорелых развалин домов». В городе оставались большие провиантские магазины с белыми сухарями, которые раздавались солдатам….на улицах города шло братание русских и австрийских воинов … Работали рестораны и «обержы» -- рестораны с бильярдом, где российские офицеры пили за победу да угощались…зразами, бигусом и «густым чёрным кофе со сливками – лучший кофе в Европе», как подчёркивает Радожицкий, который прошёл всю Европу до Парижа. Всё стоило довольно дёшево… Радожицкий вспоминает, что войска занимали лучшие квартиры, так как в Гродно остались только евреи и беднота, а все «энтузиасты-патриоты» сбежали и вернулись только после царской амнистии… 14 января 1813г в Гродно был организован бал…Понятно, что никто из местных шляхтичей, получивших приглашение, не отказал победителям.
    Вот как русский офицер Ф.К.Глинка описал первый послевоенный гродненский бал: «Дом дворянского собрания был освещён. Красавицы патриотки, фальшивые сторонницы Отчизны, сначала весьма неласково глядели на своих красивых победителей – русских офицеров. Они хотели бы выглядеть горячими сторонницами вольности, которые расстроенные томно вздыхают о её потере; хотели плакать… но вдруг заиграли мазурку – и все пустились кружиться»… 2 января 1813г российские войска начали двигаться дальше – на Варшаву-Дрезден…»

    Таким образом, судя по приведённым отрывкам, к началу марта 1813г в Гродно ещё не созрело организованное сопротивление поляков: нелояльная к русским шляхта сбежала в Варшаву до «освобождения Гродно» русскими войсками. Возможно и были элементы недовольства польских низов некоторой безалаберностью новых властей (исконно русская черта!) –  гродненцы тогда даже не смели предполагать, что император России Александр I всего через два года дарует Польше Конституцию -- в 1815-м! Как и  вновь приобретённым губерниям -- Эстляндской, Курляндской, Финляндской, Лифляндской (в 1818г, см. С.П.Трубецкой, Записки 1844-1845гг, Москва, Сов. Россия, 1983г, с.21-27).
    Возможно, местным – гродненским католикам резала глаз широта души и некоторое административное разгильдяйство русских командиров -- в сравнении с менее-более чёткой организацией оккупационного корпуса французов. (Хотя известны достаточно частые случаи мародёрства наполеоновских солдат  в Литовско-Гродненской губернии летом-осенью 1812г, вплоть до убийства поселян, но французская администрация всё спускала «на тормозах», фактически не наказывая виновных – заметим, тогда гродненская шляхта и мещане публично не роптали!). Однако мы считаем: начале 1813г было далеко до массового сопротивления новому режиму (в то прифронтовом Гродно, набитом русскими войсками!) и жёсткие меры не требовались. Принятые русским военным губернатором «Х» санкции (казнь двух поляков 2 апреля 1813г) были неадекватны ситуации в Гродно.
    …К тому же, ох уж эти обольстительно-юные гродненские паненки, вошедшие во вкус русских декабрьско-февральских 1812-1813гг балов и темпераментных российских гусар, ну совсем бы не одобрили воинственный пыл своих неюно-престарело-польских мужей (заметим, поляки обычно женились поздновато) – немаловажный местный фактор!! (Очевидец Денис Давыдов: «…Тяжкий для России 1831 год, близкий родственник 1812-му, снова вызывает Давыдова на поле брани. И какое русское сердце, чистое от заразы общемирового гражданства, не забилось сильнее при первом известии о восстании Польши? Низкопоклонная, невежественная шляхта, искони подстрекаемая и руководимая женщинами, господствующими над её мыслями и делами, осмеливается требовать от России того, что сам Наполеон… совестился явно требовать, силился исторгнуть – и не мог!», см. Д.В.Давыдов, «Дневник партизанских действий 1812г», с.267.)
     …И Россия, заметим, в Этом вопросе не стоит на месте: за последние 200 лет и здесь дамы поднабрали вес.  Это подметил -- не очень, правда, прилично --  наш личный знакомец и извечный кандидат в Президенты России (выборы 1991-2012гг), сын русской женщины и  юриста, В.В.Жириновский, сверх эмоционально выплеснув: «Русские женщины хуже Гитлера!...» (чем-то они его, видать, сильно задели -- см. российский журнал «Тайны света», февраль 2012г).
 Чрезмерную власть русских женщин над нынешними русичами отмечают, к сожалению, и чеченские полевые командиры.  («Нельзя, однако, на зеркало пенять, коли рожа крива»…)
    К тому же необходимо учесть: польское (точнее – католическое) население Гродно значительно уступало по численности еврейскому – отметим, пророссийски настроенному -- и более, кстати, чётко на тот момент организованному кагалом (см. ниже СПРАВКУ 5).
    Итак, мы считаем: не было острой необходимости в весенних 1813 года в Гродно жестоких экзекуциях. Кутузов (судя по всему, не разобравшись) был неправ, подписав убойную Конфирмацию от 29 марта 1813г.

 СПРАВКА 5 Статданные за 1795-1999гг.       
 В Таблице 4 ПРИЛОЖЕНИЯ (с.241) к книге В.В.Швед, С.У.Данскix
 имеется по городу Гродно следующее:
 -- Мещане-христиане: 1201 чел (1811г) и 1119 чел (на август 1813г)
 -- Мещане-евреи:          1875 чел (1811г) и 1788 чел (на август 1813г)
         Всего:                         3076 чел                   2907 чел

    До середины XVIII в. России вообще не было иудейского населения, а евреям-иностранцам въезд в страну, как правило, был запрещён. И в 1810-х годах перемещаться по России жителям вновь присоединённых территорий было непросто (см. ПРИЛОЖЕНИЕ к Гл.3). И это несмотря на то, что ещё со времён Екатерины II евреи из-за границы настойчиво хлопотали о допуске их в Россию – на новые для них ёмкие рынки с низкой конкурентоспособностью небогатого местного населения, у которого тогда ещё не было иммунитета на предприимчивых, небедных, сплочённых толковых пришельцев. Заметим, после инспекции в начале 1820-х годов уральских заводов, Александр I запретил евреям вообще появляться на Урале – не хотел делиться своим царским -- золотым -- пирогом?..
    После первого раздела Речи Посполитой (1772 г) к Российской империи отошла Восточная Беларусь со 100-тысячным еврейским населением. После третьего раздела (1785г) – ещё 400 тысяч, проживавших в Западной Беларуси -- до Немана. А в Королевстве Польском в 1813г  ожидал Россию ещё 1 млн…
     О.Соболевская, Вл.Гончаров, «Евреи Гродненщины: жизнь до катастрофы», изд. НОРД-ПРЕСС, Донецк, 2009г, с.348:
 Количество евреев в Гродно в 1795г:   всего   755 евреев.
          Количество евреев в Гродно в 1807г:   всего   2651 еврей,
          в том числе: - купцы – 24 чел.;
                              - мещане -- 1719 чел.;
                              - фабриканты и ремесленники – 785 чел.;
                             - земледельцы – 10 евреев

      В.Сабалеўская, Спрадвечныя іншаземцы: старонкі гісторыі гарадзегскіх яўрэяў. Гародня, 2000, с.6:         
    В 1848г в Гродно жило 8.375 евреев, в 1852 г. – 8.678, а в 1897г – 46.919 евреев.
  В процентном отношении к христианам Гродно, евреи составляли:
 1816г – 85%; 1859г – 53%; 1887г –68,7%, 1898г. – 50%.
     Из книги «Евреи Гродно. Очерки истории и культуры», Белорусский государственный музей истории религии и др., Гродно, 2000:         
 По переписи 1999г численность жителей Гродно составляла 301, 6 тыс. чел. 87 национальностей. В Гродно проживает 56,1% белорусов, 22,1% поляков (понимай, католиков), 17,8% русских, 2,7% украинцев, 0,2% евреев и по 0,1% литовцев и татар.
       В 1770 годы в Гродно действуют школы землемеров, воскресная (для рабочих), еврейская торговая, немецкая и французская.
    В Гродно в 1834 г была 1 синагога и 10 молитвенных домов; в 1853 г. – 1 синагога и 19 молитвенных домов; в 1890 г. – 2 синагоги и 32 молитвенных дома; в 1932 г – 43 синагоги.
    Из СПРАВКИ 5 следует: основные обитатели Гродно в течение 19 века – это пришельцы евреи. Даже по официальным данным их численность в 1,5 и более раз превышает численность гродненских христиан. Следовательно, аборигены (а кто они?? – смотри ниже) постепенно вытеснялись из города. Однако необходимо учесть: реальное количество жителей-евреев в Гродно было значительно выше – в 6-7 раз (данные А.Солженицина, 1995г). Таким несложным образом, не очень заботясь о процветании приютившего их государства -- занижая данные о рождаемости, руководители гродненского кагала экономили на выплачиваевых русскому правительству душевых податях и налогах, разницей укрепляя свой карман (см. ниже, например, универсал польского князя Вишневецкого).
    Заметим, власть кагального (и равина) в кагале была практически неограниченной, вплоть до изгнания неугодного незнатного, небогатого еврея из кагала. Ныне ситуация в корне изменилась. Так, прошедшие в относительно демократическом (по сравнению с некоторыми соседями) Израиле массовые шествия лета-осени 2011 года показали недовольство рядовых граждан неэффективной (с их точки зрения) внутренней экономической политики правительства (высокие налоги, запредельные цены на ходовые товары, продукты и услуги) при одновременых больших преференциях правящему классу ( зарплаты, дачи, льготы, яхты-самолёты и т.п.) – в кагале 19-го века были бы невозможны в принципе! Такое воздействие на правительство неизбежно приведёт к прогрессивным переменам во внутренней жизни Израиля. В Беларуси же (например, в Гродно) некоторый сосед скорее напакостит соседу (отведя от своего дома, например, паводковые воды), чем обеспокоит власть предержащих. -- Боязнь? Холуйство, раболепие??  -- 9-й грех по Кодексу древних ариев.
    Можно проанализировать менталитет народа -- сравнив его типичные огрехи с Кодексом древних ариев -- и в результате понять почему в данной стране (в Израиле, например, России, Польше, Литве и исторически близкой к ним Беларуси) люди живут именно таким образом, но не иначе... 
    …Однако в 19-м веке удельный вес евреев в Гродно постепенно начал снижаться – с 85% (в 1816г)  до 50% (в 1897г), достигнув к концу 20 века всего 0,2%. Почему!?.. Чрезмерная конкуренция? Или  Гродно перестал быть доходным рынком?.. (На днях услышал такую шутку: “А чукчи всё же мудрее евреев! Те всю жизнь тянулись из Африки на север, а вот чукчи молодцы – только на юг!”)
    А аборигены-то кто они были в Принёманском крае – доисторические евреи? поляки? белорусы? Кто именно, так сказать, исторически -- в полном вправе смел обижаться на беспринципно-коварных “набродней”-- пришельцев? Кто тысячелетиями впитывал соки и Дух родной Матери-земли, её сакральность?!... Кто Призван был обеспечить стабильное, эволюционное развитие Принёманского края?.. Иначе -- духовная пустота.
Записан
Страниц  : 1 2  Все   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2025, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,301 секунд. Запросов: 20.