Пра "Радасны пераход униятау у правваслауе".
Подлясские мученики.
Подлясская земля находится на востоке Польши. Жители подляшья это носители оригинальной культуры, весьма отличной от польской и беларуской культур. Язык жителей подляшья больше похож на украинский, хотя и беларуский и польский языки более распространены в этом регионе.
В период когда подлясские земли вошли в состав Российской империи, и произошли события вписавшие одну из самых трагических страниц в историю подлясского края.
Период насильственного упразднения унии на польских и литовских землях ознаменовался в на подлясских землях кровавыми расправами над не желавшими принимать «Государево православие». Казалось уже наступила эпоха «либерализма», уже много лет как в России отменили крепостное право. Уже многие из бывших крепостных стали купцами «стотысячниками» а то и «миллионщиками». Прекратились открытые гонения на старообрядцев. Но этот либерализм был весьма и весьма избирателен.
Описанные ниже факты мало известны в российской историографии. Российская история всегда старалась игнорировать факты, которые свидетельствовали не в пользу «государя» и государственного православия. К сожалению традиция пропагандистской подтасовки фактов, для российской историографии дело более чем привычное.
Итак, была официально «упразднена» церковная Уния 1596 г. В Петербурге состоялись торжества посвященные этому событию. Высочайшим повелением была выбита памятная медаль с надписью: «отторжены насилием, воссоединены любовью». С точки зрения событий произошедших на подлясских землях, надпись на медали была изощренным и циничным издевательством над людьми ружьями и нагайками загоняемыми в синодальную церковь.
Так в селе Дрелов, состоялась кровавая расправа над крестьянами не желавшими переходить в «православие». За отказ пустить «синодального пастыря» в храм было нагайками выпорото все население села, включая стариков и малолетних детей. Там мужчин приговорили к 500 ударам нагайкой, женщин к 200, детей к 100. Один человек был убит, и несколько умерло в результате порки казачьими нагайками. Видимо слухи о Дреловской карательной акции имперской администрации доходили и до села Пратулин.
В 1874 г, в селе Пратулин, стоящем на противоположном берегу Буга от г. Бреста, священник Иосиф Курманович не хотел переходить в «государеву схизму». Не медля власти арестовали пастыря и заключили его в тюрьму г Седлецы. На место арестованного священника власти прислали нового, -из синодальной церкви.
На коленях и со слезами жители Пратулина умоляли нового настоятеля не совершать службы. Староста прихода забрал ключи от храма, и не хотел отдавать их. Женщины на все требования «пастыря», говорили что не отступят от единства с Апостольским Римским престолом. Каковы бы не были увещевания нового священника, они твердо не допускали его в храм. Однако новый «пастырь», видя несостоятельность своих доводов против католической веры, прибегнул к самому «твердому» аргументу.
24 января в Пратулин пригнали роту солдат во главе с офицером Котовым и урядником Кутаниным. Встретивши отпор со стороны селян, урядник вызвал еще две роты солдат и сотню казаков. 26 января царские войска окружили храм, вокруг которого уже двое суток дежурили прихожане. Урядник потребовал разойтись. Кутанин предложил селянам посетить Дрелов, где «каноничное православие» уже было водворено штыками солдат и нагайками казаков.
«Зачем мы должны идти и на чужую кровь смотреть, -ответили ему, -пусть лучше они придут, и на нашу кровь посмотрят, тогда и поймут, что тот самый дух, который в них живет, и нас животворит, и та самая вера и нам дорога».
Офицер принял решение о штурме церковного здания. После первых выстрелов погибли сразу девять человек. Солдаты стали избивать верующих прикладами и колоть штыками. Раны получили 184 прихожанина, 4 умерли от ран дома. Всех взрослых мужчин урядник велел арестовать и этапировать в Седлецкую тюрьму. В Седлецкой тюрьме места было недостаточно, и потому всех арестованных распределили по тюрьмам Бреста, Седлец и Бялой Подляски.
Убитых закопали в общей могиле. Во всех остальных селах было объявлено, что с ними поступят так же, если они откажутся от перехода «в святое православие». Что бы ничто не напоминало о подвиге пратулинскихь верующих, приходская церковь была срыта.
Все это творилось тогда, когда в Петербурге на шеи идеологов «дезуниации» вешали медаль с надписью «…воссоединены любовью».
В 1990 г. Папа Иоанн Павел II причислил Пратулинских мучеников к лику блаженных. Честные мощи страдальцев за подлинное Единство Церкви были торжественно перенесены с места захоронения в Пратулинскую римо-католическую приходскую церковь.
Часть мощей мучеников из Пратулина, находится в единственной на подляшьи греко-католической церкви св Никиты, в Костомлотах.
Ежегодный праздник в честь мучеников за Единство Церкви, проходит в Костомлотах в первое воскресенье после праздника Евхаристии.