Находясь в постоянном взаимодействии с Востоком (Россией)
и Западом (Польшей), белорусский этнос вырабатывал свои
специфические восточно-западные, присущие только ему, характеристики.
Поэтому все попытки отнести белорусский этнос только к Востоку или
только к Западу обречены на трагическое разочарование. Такой
драматичностью наполнено эссе И. Абдираловича «Адвечным шляхам»,
изданное в 1921 году в г. Вильно. Отметим, что время издания эссе
пришлось на один из самых трагических периодов в истории белорусского
этноса. В это время в результате мирного рижского договора значительная
часть восточной территории Беларуси вошла в состав Российской
Федерации, западные белорусские территории вошли в состав Польши.
Территория Беларуси состояла практически только из территории Минской
губернии. Беларусь действительно оказалась расколотой на «Восток» –
Россию и «Запад» – Польшу. Исходя из вышеизложенного, И. Абдиралович
ретроспективно рефлексирует, что «мы, беларусы, вагаліся паміж двума
культурнымі тыпамі, няведаючы, да якога прытуліцца. Нам падабалася
ўсходняя прастата, шчырасць, адпаведнасць выгляду нутранай сутнасці,
якія вызначаюць чалавека ўсходу. Калі ен добры да няго, дык можа
палажыць за яго сваю душу; калі ен кажа, што любіць, дык не зробіць
ніякае прыкрасці... Гэта грунтоўная рыса Ўсходу нам вельмі падабалася,
але ўгледжваючыся ў жыццевыя абставіны, мы прыкмецілі, што правесці
ее цалкам у жыцці – немагчыма» [1, с. 15].
Альтернативой восточному, великорусскому вектору с его
максимализмом, И. Абдиралович выстраивал западный, польский вектор
с его либерально-демократическими ценностями. «Заходняе цьвярозае
пачуцьце здавалася нам зусім адпаведным да сапраўдных абставін жыцьця.
З гэтага пачуцьця выплывае зах.-эўрапэская цярпімасць да розных кірункаў
людскай думкі і яе праявіў, з гэтага вынікае і тое вельмі прыемнае асабістае
захаваньне заходняга эўрапейца, якое сваей далікатнасьцю так адзначае яго
ад простага і грубага Ўсходу...
Ен прынес нам найлепшыя ідэі: гуманістычныя, ліберальныя,
демакратычныя, але разам с пэкнымі словамі заўседы зьмяшчаліся гвалт
духоўны і эканамічны, эксплеатацыя, уціск, зьнявага. Пэклыя словы
і благія дзеі неяк дзіўндзіўна і незразумела для нас ўжываліся ў заходнім жыцці»
[1, с. 15-16].
Некорректная формулировка проблемы альтернативного выбора
между «душевным, но простым и грубым» Востоком и «гуматистичным,
но расчетливым и эксплуататорским» Западом привела И. Абдираловича
к драматическому выводу, что «жыцьце вымагала сінтэзу, згарманізаваньня
абодвух кірункаў, але гэта, як убачым, зрабілася немагчымым» [1, с. 15].
В этой связи следует отметить, что, не разделяя взглядов
А.Ф. Рогалева по поводу нединамичности, пассивности белорусского
этноса, нельзя не согласиться с ним в том, что как русификация, так
и полонизация белорусов, в конечном счете, способствовала «сохранению
белорусами своей этнической самобытности. Импульсы с Запада
и Востока, из Европы и Руси-Евразии, объективно уравновешивая,
нейтрализуя в определенном смысле друг друга, создавали тот
необходимый «микроклимат», который и обеспечивал существование
Беларуси на протяжении семи веков на стыке двух миров. Беларусь всегда
была открыта и Западной Европе, и России, поэтому и сохранила себя как
культурная этническая и политическая целостность» [31, с. 243]. Во-
первых, при отсутствии динамичности, неактивности белорусы не смогли
бы сохранить свою целостность.Полагаю, что автор здесь, скорее всего,
непредумышленно произвел подмену понятий активность
и агрессивность. Белорусский этнос действительно никогда не был
агрессивным, но «памяркоўная» активность, способность не инициировать
активные конфликты совсем не эквивалентна пассивности и покорности.События Великой Отечественной войны, когда вся Беларусь стала
24
«партизанской» республикой, более чем достаточная доказательная база
конструктивной активности белорусского этноса. Во-вторых, Беларусь не
только сохранила свою целостность и самобытность, находясь
под влиянием двух миров – Европы и России-Евразии, но и сами эти миры
смогли пережить страшные времена средневековых межэтнических,
межконфессиональных и межнациональных катаклизмов в значительной
мере и благодаря неагрессивной активности белорусского этноса.
https://elib.gstu.by/bitstream/handle/220612/18678/gl_1.pdf?sequence=15&isAllowed=y