А как отучили, если не ждали и не объясняли?
Объясняла, ждала, но понимала, что долго ждать нельзя, потому что кусание может войти в привычку.
Отучила тем, что пару раз сразу после укуса ударила по губам. Несильно, но ощутимо. И тут же объяснила, что мне больно от ее укусов, а если она будет кусаться - будет и ей больно.
У сестры племянница кусалась больше года. В садике ее называли "плохой" (чего лично я категорически не приемлю). Сестра объясняла, пыталась отвлекать, ставила в угол - ничего не помогало. А когда племяшка однажды очень сильно укусила сестру за щеку (так укусила, что у сестры слезы из глаз потекли), сестра укусила племяшку. Девочка заплакала, сестра пару минут подождола, а потом объяснила, что другим так же больно, как и ей. После этого племяшка перестала кусаться сама и другим объясняла, что кусаться нельзя.
Это, конечно, экстремальные методы. Знаю, что сейчас на меня могут наброситься с оскорблениями и обвинениями в жестокости, но если нет другого выхода, можно рискнуть.
Кстати в этом возрасте (1,5 -3г) на психику ребенка оценка других детей мало влияет. Они эгоцентристы и каждый интерсуется только собой. А вот оценка родителей влияет очень сильно.
Вы считаете, что постоянное вдалбливание ребенку в сознание того, что он плохой, никак на ребенке не скажется? Ребенок может решить: все считают, что я плохой, так зачем мне хорошо себя вести, буду плохим. Когда племяшке постоянно твердили в садике, что она плохая, я приходила в гости и говорила: "Ты же у меня хорошая девочка!" А в ответ: "Нет! Я плохая! мне в садике говорят, что я плохая, значит я плохая!" В четыре годика ребенка пришлось вести к психологу из-за поведения.