Rampat
|
Раньше эгоизм подталкивал нас сзади и сбоку, всегда оставляя свободным путь вперед. Однако сегодня барьеры вырастают не по бокам, а перед нами. Впереди словно встает стена, и нам больше некуда бежать, нечего делать.
Это состояние проявляется всё отчетливее: мне особо ничего не хочется, я не чувствую, что могу и дальше расти в своем эгоизме. Он не в силах дать ответы на те вопросы, которые возникают во мне сегодня. Я перерос предыдущие стадии и вышел на следующий уровень вопросов, на ступень возмужания и новых потребностей.
Пища, секс, семья – всё это распадается, принимает какие-то странные, "мутационные" формы. Богатства, слава, знания – в них я тоже не вижу ничего многообещающего.
Наука находится в кризисе и не отвечает на мои вопросы, хотя всего лишь 50-60 лет назад казалось, что мы получим от нее ответы на всё.
Власть измельчала в наших глазах: мы видим, что это власть только ради денег.
А деньги… Неужели на них стоит потратить всю свою жизнь?! Мои вопросы уже переросли любое количество нулей, которым может похвастаться банковский счет.
Когда человек лишается необходимого "топлива", в нем возникает пустота: "Для чего жить? Для себя? Мне недостает наполнения. Для детей? Но ведь и они, повзрослев, покинут гнездо. И потом, для чего вообще их растить? Что им светит? Распадающиеся семьи и разлагающееся общество?" Человек не чувствует привязанности ни к чему и не возлагает надежд ни на что. Вот в какой тупик завели нас наши вопросы.
Но есть и совершенно иная причина тупикового состояния – мы истощаем природные ресурсы. Сегодня уже ясно, что прогресс человечества не будет нескончаемым, – и с точки зрения наших запросов, и с точки зрения нашего существования в целом. Если мы продолжим растрачивать земные богатства в тех же темпах, то в короткие сроки у нас не останется сырья даже для товаров первой необходимости.
90% из того, что мы сегодня производим, состоит из нефти: будь то энергия, пластмассы и пр. Когда запасы нефти подойдут к концу, мы останемся у разбитого корыта. И тем не менее, мы продолжаем транжирить ее.
Итак, с одной стороны, природа ставит перед нами барьер экологического, климатического и ресурсного характера, а с другой стороны, эгоизм больше не толкает нас вперед. Он задает нам такие вопросы, на которые мы не можем найти ответа здесь, в нашем мире, в этой маленькой детской комнате, где мы так "весело" игрались до сих пор.
Сегодня ситуация уже напоминает суицид: мы неразумно используем последнее, что у нас еще осталось.
Нужно понимать, что тем самым мы оказались в зоне выбора. Здесь-то и проявляется свобода воли. Свобода эта заключается в том, чтобы мы начали понимать программу нашего развития: "К чему мы? Зачем мы? Для чего?" А вместе с нами – и весь остальной мир. Именно сейчас мы должны решить эту задачу, а иначе человечество окажется в по-настоящему безвыходном тупике.
Ведь проблема на самом деле заключается не в финансовом кризисе, не в кризисе технологий или семьи. Мы находимся в кризисе сами с собой. Нам нужно понять, кто мы, для чего мы, – и с точки зрения природы, которая обязывает нас к этому, и с собственной точки зрения. Лишь тогда мы сможем навести порядок в себе и в мире.
|