Советский идеал, представляется совсем не плохой. Один основной язык, русский – по
основному населению и естественный для «межнационального общения». Основной
провозглашаемый принцип – это развитие национальных культур. Каждый человек учится в
школе на родном языке, растет и живет в своей национальной культуре. А русский он учит из
естественной необходимости общаться с другими жителями страны, для удобства жизни в
одной стране. Если же русский живет среди другого народа, он учит в школе язык этого народа, не забывая, естественно, свой язык. Иногда были просто экономические ограничения. При советской власти для многих народов действительно была создана письменность, и начали работать национальные школы. Но не для всех. На всех не хватало денег и энергии. Поэтому не у всех малых народов была письменность. Например в Дагестане почти сорок дагестанских языков, а письменность существует, кажется, только для
шести. Для остальных народов естественно нет национальных школ, и в школах в качестве «родного языка» учат аварский.А уж за пределами «национальных образований» вообще нет никаких национальных
школ. Больше половины тех же татар живет вне Татарии, в частности, несколько сот тысяч в Москве. Уже после советской власти одно время начали говорить, что неплохо бы и в Москве
иметь татарские школы, но не уверен, что открыли. Т.е. нерусские, живущие за пределами
своей «национальной территории», поневоле становятся русскими, ассимилируются.
Но все же повторяю – в этой модели, в ее идеале, национальная культура, язык
провозглашались ценностями, которые нужно холить и лелеять.В Америке же почти ни у кого (по крайней мере, у среднего человека) и идеи такой не возникает, что национальная культура, язык – это богатство.И решение «национального вопроса» в Америке – это melting pot, «плавильный котел», в котором все эмигранты должны «переплавиться» и стать американцами.Но как-то обидно, что люди лишаются своего языка и своей культуры. Ведь язык, культура – не меньшее богатство, чем дом или автомобиль. Обидно именно то, что большинство эмигрантов готово смириться с этой потерей, по крайней мере – для своих
детей. Сохранить свою культуру, свой язык можно, в общем-то, при одном условии – если есть национальные школы. Т.е. школы, в которых национальному языку, национальной
культуре уделяется достаточно внимания. Я спрашивал у многих знакомых, в основном
лингвистов, есть ли в Америке национальные школы. Никто не знал.В Америке есть классификация по этническому принципу – белые, черные, «азиаты» и «латинос» – выходцы из Латинской Америки. Так вот процент пользователей Интернета выше всего у «азиатов», потом идут «латинос», а уже потом –
белые. Хотя средний уровень образования и благосостояния у «латинос» существенно ниже,
чем у белых. Ясно, что «азиаты» и «латинос» предпочитают смотреть свои сайты – на своих
родных языках, про свои проблемы (как я смотрю, в основном, русские сайты).
https://people.umass.edu/borschev/Russian/dnev/US_d/National_culture1w6.pdf