Хотелось бы оставить отзыв о туристическом продукте «Приключения юных белорусов в Италии» от «ЗориТур» (поездка организовывалась минской туристической фирмой «Элдиви»). Подробности и программу тура можно видеть по ссылке:
http://www.zoritour.by/puteshestvie-iz-grodno-v-italiyu-detskiy-otdyh-na-more/priklyucheniya-yunyh-belorusov-v-italii-2015Начнем с того, что вначале нас заинтересовала довольно насыщенная программа тура с посещением европейских городов и отдыхом на побережье Италии в г. Римини. Отдых на море и посещение европейских городов (не всех из программы тура) нам и вправду очень понравился, но все же нужно остановиться на правдивом описании молодежного отдыха глазами взрослых людей.
Итак, обо всем по порядку.
Тур начинался в г. Минске с заездом в г. Гродно за группой из 12 человек, что было оговорено в заключенном с фирмой договором. Однако впоследствии не раз было сказано, что во всевозможных бедах виноваты именно гродненцы, за которыми пришлось заезжать. Деньги за отдых мы вносили в офисе компании «Зоритур» в г. Гродно, за что им отдельное спасибо. Дело в том, что впоследствии оказалось, что с «негродненских» участников тура деньги собирались прямо в автобусе! Представьте себе детей от 9 до 18 лет, у которых «на кармане» с собой должно быть порядка тысячи евро! Руководитель группы Галина Сергеевна (из Минска) собирала эти деньги прямо в автобусе! Нарушения одно на одном: где чек на внесенные средства? где заключенный договор на оказание туристической услуги? Как оказалось впоследствии, после общения с детьми, никто никакого договора с ними вообще не заключал. Дальше лучше: с участников тура практически в принудительном порядке собирались деньги на дополнительное питание в дороге (что составляло не мало – 55 евро). Гродненская группа практически в полном составе проигнорировала данное требование, хотя требовали очень настойчиво. Увидев это питание, мы поняли почему: оно явно не стоило этих денег, максимум половину этой суммы, интерес минской фирмы налицо.
Далее – еще интереснее: программой тура предусмотрено посещение г. Варшавы с экскурсией по городу (следовательно, в стоимость тура входила стоимость этой экскурсии, дорожные расходы). Однако на подъезде к Варшаве руководитель группы Галина Сергеевна совместно с водителями (о компетенции которых далее) принимает решение не заезжать в Варшаву! На возмущение детей и взрослых впоследствии было сказано, что мы не успели в Варшаву … из-за заезда в г. Гродно! и, возможно!, посетим этот город или г. Люблин на обратном пути, чего так и не случилось. На неоднократные просьбы вернуть деньги за экскурсию в г. Варшава Галина Сергеевна уходила от ответа. На обратном пути экскурсия в г. Варшава или г. Люблин так и не состоялась, а наши деньги так и остались у Галины Сергеевны.
Конечно же, необходимо остановиться на компетенции водителей. Всем, конечно, нужно учиться, набираться опыта и т.д., но отправлять в настолько дальнюю заграничную поездку 2-х водителей, которые не могут, не заблудившись, доехать даже до Варшавы, как минимум, непрофессионально! К слову, одновременно по такому же туру ехал автобус с польскими водителями, так этот автобус посетил Варшаву и приехал на 2 часа раньше! Неужели в наше время нельзя было подготовить водителей к поездке, есть же карты, навигаторы и т.п. вспомогательные средства? Таким образом, благодаря неорганизованности руководителя группы, которая устраивала неограниченные санитарные остановки, а также благодаря неопытности водителей мы потеряли практически целый первый день на море.
Мы уже не надеялись, что приедем в Прагу, но благо после нескольких потеряшек нашего автобуса, мы все-таки добрались. Экскурсия по Праге, мне кажется, не оставила равнодушным никого.
Далее был долгий переезд в г. Римини с новой серией потеряшек нашего автобуса. Когда мы наконец-то приехали и увидели «отель», а также пообщались с людьми, которые выезжали из него, сразу же возникло желание сбежать. Нам, 4-м отдыхающим из Гродно, существенно повезло, т.к. нас поселили в другом, к слову, тоже 3-х звездочном отеле в самых, как нам сказали позже, худших номерах. Здесь стоит остановиться подробнее. Всех отдыхающих поселили в отеле «Rinaldi», нам же повезло проживать в отеле «Crosse del sud». Разница оказалась кардинальной не только в обслуживании, но и в питании и отношении персонала. Наши «худшие» номера оказались в несколько раз лучше любого номера в отеле «Rinaldi».
В первый же день, когда нас должны были накормить обедом, нам пришлось его ожидать около столовой, на вопросы, почему так происходит, нам ответили: «Это же итальянцы». Но извините, мы же не под столовой стоять приехали, а на море! После высказанного недовольства, итальянцы стали более пунктуальны. Далее стоит сказать о самом питании. Его даже детям не хватало, не говоря уже о взрослых, которые, к слову, за это оплатили на 25 евро больше за поездку. Чтобы отхватить лакомый кусочек, нужно было бежать сломя голову. Что это за голодные игры для детей? В отеле, где мы жили, был предусмотрен завтрак для нас, так это небо и земля завтрак в этих двух отелях. В нашем отеле (напомню, это те же 3 звезды) обслуживающий персонал был всегда дружелюбен, разнообразной еды было вдоволь, никто косо не смотрел и как подачки еду на подносах в минимальном количестве не выносил. А вот обедать и ужинать мы вынуждены были в отеле «Rinaldi». О качестве еды говорить не буду, т.к. на вкус и цвет… Но обслуживание и порции оставляли желать лучшего.
Что же касается мероприятий для детей, работы аниматоров, то со стороны этой работы в полной мере заметно не было. При общении с детьми, сразу становилось понятно, что они сами себя развлекают. Несколько раз представитель минской фирмы Николай пытался провести мероприятия, но впоследствии дети на мероприятия не являлись, что уже говорит о качестве их проведения. Затем Николай не в совсем тактичной форме высказывал претензии детям, но как можно заставить детей ходить туда, где им не интересно, притом порой эти мероприятия они должны были посетить именно в то время, когда могли бы без вреда для здоровья позагорать и искупаться в море. За дополнительную плату все тот же Николай организовывал выездные мероприятия для детей, что понравилось им гораздо больше. Во время посещения парка развлечений дети отсутствовали во время обеда и ужина, за что им был выдан сухой паек, который, на взгляд любого здравомыслящего человека, вряд ли мог заменить полноценный обед или ужин и уж тем более насытить растущий детский организм.
Нами дополнительно были оплачены экскурсии (60 евро). Они, конечно, понравились всем, но на нас снова же решили сэкономить: экскурсия в Венецию была предусмотрена, как отдельная поездка, но мы, потеряв последний день на море и обед (в качетсве компенсации за который нам был выдан пресловутый сухой паек!), вынуждены были ее посетить по дороге домой, вымученные после очередных потеряшек нашего автобуса в Венеции. Отдельно стоит сказать об экскурсии в Сан-Марино, где была предусмотрена дегустация вин в одной «избранной» лавочке. На дегустацию повели и детей, что само по себе в голове не укладывалось. Конечно, они же купят что-то домой родителям и принесут прибыль магазину и представителю фирмы «Элдиви» Николаю. Как оказалось, при выходе из магазина после дегустации Николай получил денежное вознаграждение, что сопровождалось фразой «Приводи еще!» Все бы ничего, если бы все тот же Николай утром не стал отчитывать детей за то, что они принимали участие в дегустации и затем в отеле шумно себя вели! Но это же дети, они и без дегустации выехали подальше от родителей, чтобы отдохнуть и пошуметь!) Отдельно стоит вспомнить и о лифте в гостинице, который уже когда мы приехали едва работал, так впоследствии оказалось, что дети и лифт сломали и должны скинуться Николаю по евро с человека, чтобы он заработал в день отъезда, чтобы не тянуть тяжелые чемоданы! Но разве это проблема детей, что этот советского периода лифт итак едва работал? Или это очередной способ положить детские деньги себе в карман? Об уборке в номерах «отеля» говорить не приходилось, она там производилась хорошо если раз или два за время отдыха. «Это же итальянцы», – скажут представители фирмы, но ведь нельзя любое недоразумение так оправдывать! Эти итальянцы работают с нами, белорусами, и должны приспособиться к нашим требованиям за наши деньги. Для сравнения: в том отеле, где жили мы, уборка производилась ежедневно с заменой всех 4-х полотенец. В том же «отеле» полотенце хорошо если было одно на двоих. А ведь это все те же итальянцы, к слову…
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что, несмотря на все отрицательные организационные моменты (самые яркие описаны выше), отдых все-таки удался и прекрасное побережье Адриатического моря мы будем еще долго вспоминать. А отправлять детей или нет по подобной программе, связываться с данной туристической фирмой или нет, здесь уже личное дело каждого.