Что бы было всё понятно, читайте:
БИБЛИЯ О СОДОМЕ И ГОМОРРЕ
1.Историко--географические данные
Содом. Название города переводится как «горящий». Гоморра. Название города переводится как «переполненный водой» или «погружённый».
Содом и Гоморра – два из пяти городов окрестности Иорданской, которые были уничтожены огнём и серой. Пять городов окрестности Иорданской – Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим (Цевоим). Упоминание о них находится в Бытии 10:19 «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, Отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши».
Все эти города находились в долине Сиддим, где ныне находится Мёртвое море: Бытие 14:1-3 «И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое».
Что собой представляла эта местность?
Бытие 13:10 «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская».
Бытие 14:10 «В долине же Сиддим было много смоляных ям».
2. Библия о жителях Содомы и Гоморры:
Злы и весьма грешны: Бытие 13:13 «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». Бытие 18:20-21 «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю».
В городах этих не нашлось десяти праведников, ради которых Бог не истребил бы эти города: Бытие 18:23-32.
Горды, пресыщены, праздны, немилосердны и совершающие мерзости: Иезекииль 16:48-50 «Живу Я, говорит Господь Бог; Содома, сестра твоя, не делала того сама и ее дочери, что делала ты и дочери твои. Вот в чём было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их».
Гордятся своим грехом: Исаия 3:9 «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло».
Сексуальный разврат достиг апогея в Содоме и Гоморре: Бытие 19:4-9.
3. Уничтожение Содома и Гоморры.
Нечестие и беззаконие жителей Содома и Гоморры привело к испепелению этих городов. Картина уничтожения Содома и Гоморры описана в Бытии 19:15-26.
Особо нужно обратить внимание на картину уничтожения городов: Бытие 19:24-25 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Также Бытие 19:27-29 «И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи. И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот».
Отношение Лота к случившемуся описано в Бытии 19:30 «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его».
Известно, что в долине Сиддим находилось пять городов: Содом, Гоморра, Сигор, Адма и Севоим. Сколько же городов было уничтожено в тот день: два, три, четрыре или все пять? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо внимательно прочесть историю выведения семьи Лота из Содома: Бытие 19:15-26.
Во-первых, особое внимание нужно обратить на разговор Лота и ангелов Бытие 19:15-22 «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор».
По замыслу Бога все пять городов долины Сиддим должны были быть уничтожены огнём и серой. По этой причине ангелы предупредили Лота, чтобы он не останавливался ни в одном городе окресности Иорданской, а бежал в горы: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (стих 17).
Лот опасался не успеть убежать в горы и просил ангелов разрешить ему укрыться в Сигоре – одном из пяти городов долины Сиддим. Ангелы пообещали Лоту, что Сигор не будет уничтожен ради него: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (стих 21).
Во-вторых, следует обратить внимание на стихи 23-25: «Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли». Здесь описывается уничтожение Содома, Гоморры, а также всей окрестности Иорданской, за исключением Сигора. Таким образом мы видим, что кроме Содома и Гоморры в тот день было уничтожено ещё два города.
Об этом же повествует отрывок из книги Второзаконие 29:23 «...сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей».
4. Символизм Содома и Гоморры
А. Эти два города являются символами разврата и беззакония:
Бытие 18:20-21 «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма». Римлянам 9:29 «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре».
Не смотря на то, что отрывок из книги Иезекииля 16:49 обвиняет Содом в гордости, эгоизме и праздности, главным грехом жителей Содома и Гоморры является гомосексуализм, который в Библии называется «мерзостью перед Господом» (Иезекииль 16:50). Точно таким же словом («мерзость») назван грех гомосексуализма в Левите 18:22 «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».
Гомосексуальные связи были общепринятыми взаимоотношениями у Хананеев – языческих племён и народов, населявших Ханаан. Опасаясь, что их греховный стиль жизни может быть заимствован евреями, Господь Бог, вводя Израильский народ в землю обетованную, заповедал ему уничтожить все эти народы, что они, кстати, не сделали. Но это будет намного позже описываемых событий. В Бытии 15:16, «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась», но разврат двух городов в долине Сиддим – Содома и Гоморры – ужё перешёл все границы.
Б. Разрушение Содома и Гоморры является примером того, что ожидает безбожников: 2 Петра 2:6 «…и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам». Иуда 1:7 «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример».
Разрушение Содома и Гоморры является примером и доказательством того, как Господь Бог судит и наказывает грех.
В. Разрушение Содома и Гоморры является символом конца света.
Лука 17:28-30 «Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится».
Г. Развращение Содома и Гоморры стало притчей во языцах:
Иными словами, названия Содома и Гоморры стали нарицательными для всякого рода беззакония и мерзости перед Богом.
Исаия 1:9-10 «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!»
Иеремия 23:13-14 «И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра».
Д. Беззаконие Содома и Гоморры может быть превзойдено:
Матфея 10:14-15 «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому».
Марка 6:11 «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу».
Иными словами, наказание за отказ принять Благую Весть о спасении через жертву Иисуса Христа, будет намного страшнее, чем разрушение Содома и Гоморры.
Что бы совсем стало понятно, то почитайте тут:
История гомосексуализма в России. Гомосексуализм (содомия) в Древней Руси (XI-XVII века)
Гомосексуальность существует ровно столько, сколько существует человечество. В законах библейского Моисея сказано: "Не ложись с мужчиной, как с женщиною - это мерзость". Но ложились и древние евреи, и древние греки, и римляне. Жители тогда еще не открытых Америк, точно так же, как и чернокожие обитатели Африканского континента находили особый изыск в мужских ласках. Эллины сумели возвести педерастию (от греческого pederasty - "любовь к мальчикам") в своеобразный культ, наделив богов собственными пристрастиями, и небожители на Олимпе могли предаваться оргиям, так же как Сократ и эпикурейцы на грешной земле.
От греков гомосексуальность перекочевал к римлянам на западе и к скифам и сарматам на востоке. Отец истории Геродот двусмысленно повествует о скифских женоподобных предсказателях судьбы, а золотые украшения из курганов сохранили для потомков пикантные сценки отдыха скифских воинов. Древние славяне, в силу географического положения и тяжести климатических условий, не располагающих к любовным игрищам на свежем воздухе, несколько позже познакомились с содомским грехом, но то, что гомосексуальность существовал в их среде в качестве обычного полового действия между согласными на то партнерами, сомнению не подлежит.
Понятие "содомии" в Древней Руси (также о понятии "содомии" в Древней Руси см. здесь) было таким же расплывчатым, как на Западе, обозначая и гомосексуальные отношения, и анальный секс независимо от пола партнеров и вообще любые отклонения от "нормальных" сексуальных ролей и позиций, например совокупление в позиции "женщина сверху". Самым серьезным грехом считалось "мужеложство", когда сношение с неподобающим партнером усугублялось "неправильной" сексуальной позицией (анальный секс). Однако на Руси к этому пороку относились терпимее, чем на Западе; церковное покаяние за него колебалось от одного года до семи лет, в тех же пределах, что и гетеросексуальные прегрешения. При этом во внимание принимали и возраст грешника, и его брачный статус, и то, как часто он это делал, и был ли он инициатором действия или его объектом. К подросткам и холостым мужчинам относились снисходительнее, чем к женатым. Если анального секса не было, речь шла уже не о мужеложстве, а о рукоблудии, которое наказывалось мягче. Лесбиянство обычно считалось разновидностью мастурбации. Новгородский епископ Нифонт (XII в.) даже считал сексуальный контакт двух девушек-подростков меньшим грехом, чем блуд с мужчиной, особенно если девственная плева оставалась целой.
Как указал В.Розанов во второй редакции своей книги "Люди лунного света" (1913), примеры гомосексуализма можно найти уже в житийной литературе средневековой Руси. В "Сказании о Борисе и Глебе" (11 в.), при описании убийства князя Бориса приспешниками его единокровного брата Святополка Окаянного, упоминается его любимый "отрок, родом угрин" (т.е. венгр), именем Георгий. Борис "возложил" на Георгия изготовленное для него золотое ожерелье, потому что любил его "паче меры". Когда убийцы пронзили Бориса мечами, Георгий "повергся" на его тело, говоря: "Да не остану тебя, господин мой драгый! Да идеже красота тела твоего увядаетъ, ту и азъ съподобленъ буду животъ свои съконьчати". После такого заявления Георгия закололи и выбросили из шатра. Позже убийцы не смогли справиться с застежкой золотого ожерелья, подаренного Борисом Георгию, и, чтобы им завладеть, отсекли голову Георгия и забросили ее так далеко, что нельзя было воссоединить ее телом для христианского погребения. Из всей свиты Бориса уцелел от резни только брат Георгия Угрина, Моисей. О его дальнейшей судьбе рассказано в "Житии преподобного Моисея Угрина", содержащегося в Киевском Патерике. Моисей был взят в плен слугами Святополка и продан в рабство знатной польке. Эта женщина, как сообщается в житии, влюбилась в Моисея из-за его богатырского сложения. Целый год она умоляла его жениться на ней, однако его женщины не интересовали, и он предпочитал проводить время в обществе русских пленных. По истечении года его насмешливые отказы разозлили польку,в чьей власти он находился. Она приказала, чтобы Моисею дали сто ударов плетью и ампутировали его половые органы, добавив: "Не пощажу его красоты, чтобы и другие ею не наслаждались!" Со временем Моисей Угрин добрался до Киево-Печерской лавры, где он принял монашество и прожил еще 10 лет, предостерегая молодых людей от греха и женского соблазна. православная церковь причислила Моисея Угрина к лику святых как героя стойкости и целомудрия. Однако, как считал В.В.Розанов, сквозь шаблонную житийную формулу, унаследованную от Визинтии и сквозь влияние библейского рассказа о Иосифе и жене Пентефрия в "Житии преподобного Моисея Угрина" просвечивает повесть о средневековом гомосексуалисте, наказанном за отказ вступить в гетеросексуальный брак. Еще один пример указывает на наличие гомосексуализма в Киевской Руси: князь Георгий, сын Андрея Боголюбского (12 в.) женился на знаменитой грузинской царевне Тамаре, но был ею отвергнут и отослан обратно в Россию, когда выяснилось, что он ей изменял с мужчинами из ее свиты. Однако широчайшее распространение этого явления наблюдается в эпоху Московской Руси, особенно в 15, 16 и 17 веках. Об этом пишут, иногда с удивлением или негодованием, почти все иностранные путешественники, оставившие свои описания пребывания на Руси, начиная с наиболее известных - Герберштейна, Олеария, Маржерета и т.д. Причем гомосексуальные склонности, по показаниям иностранцев, встречались во всех слоях населения, от крестьян до царствующих особ.
Богатый в культурном отношении Киевский период русской истории (с 11 по 13 век) был прерван 250 годами монгольского ига и набегами кочевых племен. Русь, восстановившая свою независимость с новой столицей в Москве, восприняла многое из нравов и обычаев монгольских захватчиков. Теперь женщины начали подвергаться сегрегации, были удалены от общественной жизни, и, по-существу, не получали никакого образования (в Киевской Руси знатные женщины могли читать и писать, зачастую знали более одного иностранного языка, участвовали в деловой жизни). Браки на Руси устраивались по договоренности семейств, супруги обычно были незнакомы друг с другом и в первый раз встречались во время церемонии их венчания. Отсутствуют какие-либо письменные свидетельства романтических или чувственных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, если они могли быть вообще на Руси в 16 веке. Вместо этого имеется множество свидетельств, как иностранных, так и местных наблюдателей, которые сходятся во мнении о поразительной распространенности мужского гомосексуализма.
Православную церковь очень заботило распространение гомосексуальности в монастырях, но к бытовым ее проявлениям относились довольно равнодушно. В "Домострое" содомия упоминается вскользь ("И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху Божию и хранили во всякой чистоте и блюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и рукоблудия и ото всякой нечистоты..." Предающиеся же содомии "Царствия Божия не наследят"). В "Стоглаве" (1551) ей посвящена специальная глава "О содомском грехе", предписывающая добиваться от виновных покаяния и исправления, которые не исправляются, ни каются, и вы бы их от всякие святыни отлучали, и "в церковь входу не давали". Однако, как не без иронии подметил Леонид Хеллер, пьянство осуждается там гораздо более темпераментно.
Однако, похоже, увещевания действовали плохо. В епископском поучении, помещенном в "Кормчей книге" XV века, сборнике церковных и государственных правил, автор гневно обличает содомскую пагубу. Уставы преподобного Ефросия и преподобного Иосифа Волоцкого запрещают допускать в монастыри подростков мужского пола. Правда, монастырские уставы составлялись по примеру греческих, но русская действительность показывала, что постановления святых отцов подразумевали не столько гипотетическую опасность, сколько регистрировали печальные реалии монастырского быта. Содомии был подвержен даже тогдашний глава русской церкви митрополит Зосима.
Старец Филофей из Трехсвятительского монастыря в Пскове умолял великого князя Василия Ивановича искоренить из своего православного царства горький плевел содомии.
Преподобный считал необходимым писать об этом правителю Русского государства потому, что порок принял широчайший размах. О том же говорят и другие источники. В сочинениях митрополита Даниила (XVI в.) содержится множество обличении против половой невоздержанности его современников, и в том числе обличение содомии. Протестуя против обычая многих мужчин румяниться и выщипывать волосы из бороды и усов, Даниил дает понять, что это делается с определенными нечистыми намерениями. По словам Даниила, в то время в стране господствовали грубые чувственные пороки.
Аскетичный монах высказывал мнение, противное христианской нравственности: Даниил требовал оскопления всех гомосексуалов для достижения и сохранения целомудрия.
Против содомии направлено "Слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных" Максима Грека. Видно, что в груди преподобного кипело негодование. Он находил, что занимающихся мужеложством необходимо сжигать на кострах и предавать вечной анафеме.
В 1552 году митрополит Макарий в послании царскому войску, стоявшему под Казанью, в Свияжске, гневался, что государевы воины "содевали со младыми юношами содомское зло, скаредное и богомерзкое дело". Не гнушались православные богатыри и пленными, используя их в качестве наложников
В июле 1994 г. на вопрос ВЦИОМ "Как вы относитесь к гомосексуалистам?" (опрошено 1779 человек) благожелательную позицию ("очень положительно" и "скорее положительно") заняли около 9%, нейтральную - 23, негативную ("очень отрицательно" и "скорее отрицательно") - 46% мужчин и женщин; 12% затруднились ответить. На вопрос "Как вы считаете, должны ли гомосексуалисты обладать равными со всеми правами?" голоса разделились: около 38% сказали да", 41% - нет" и 21% затруднились ответить.
В опросе Игоря Кона 16-19-летних молодых людей в 1995 г. на вопрос "Как вы относитесь к гомосексуалам?" 29% юношей и 37% девушек ответили "Никак не отношусь, никогда об этом не думал". Вариант "С симпатией и пониманием" выбрали 2,6% юношей и 9,3% девушек, нейтральное отношение ("не вижу в этом ничего особенного") - 19,2 и 32,5% и отрицательное ("испытываю к ним отвращение") - 48,4% юношей и 21,2% девушек. В опросе учащихся 7-9-х классов 16 школ в 1997 г. с суждением "Гомосексуальные отношения не должны осуждаться, это личное дело каждого" полностью согласились 37,7% мальчиков и 53% девочек, скорее согласны, чем не согласны 17 и 19%. Подростки в этом вопросе значительно, в 2-3 раза, терпимее своих родителей и учителей.
Хотя тенденции развития в России в этом вопросе те же, что и в странах Запада, вопрос о сексуальных меньшинствах остается чрезвычайно сложным и политически острым. После провала августовского (1991) путча и затем отмены статьи 121.1 их положение заметно улучшилось. Однополая любовь стала модной темой средств массовой информации и искусства. Проблемы геев и лесбиянок открыто обсуждаются на ТВ и в массовых газетах. В кинотеатрах и по телевидению идут классические фильмы Джармена, Висконти и др. Гомосексуальные аллюзии уже мало кого шокируют. Широкий читатель впервые открыл для себя поэзию Михаила Кузмина и его роман "Крылья". Опубликовано исследование покойной С. В.Поляковой о взаимоотношениях Марины Цветаевой и Софьи Парнок. На русский язык переведены произведения Жана Жене, Джеймса Болдуина, Трумэна Капоте, Юкио Мисимы, Уильяма Берроуза, стихи Кавафиса, воспоминания Жана Марэ и т. д. Опубликован двухтомник талантливого русского писателя, актера и режиссера Евгения Харитонова (1941Ч1981). Проблемы однополой любви сочувственно обсуждаются в произведениях Василия Аксенова, Владимира Маканина и Евгения Попова. Шумный успех имела поставленная Романом Виктюком пьеса Николая Коляды "Рогатка". Яркий и психологически точный стихотворный цикл "Мой нежный ласковый друг" опубликовал Дмитрий Александрович Пригов. Привлекает внимание лирика Александра Шаталова. В 1990-х годах в русской литературе "по теме" появились молодые имена Дмитрия Кузьмина, Ярослава Могутина, Александра Ильянена, Алексея Пурина, Дмитрия Волчека, Александра Анашевича, Натальи Шарандак и др. Хотя творчество этих авторов очень различно и рассчитано на разных читателей (например, Могутин больше известен как скандальный журналист), в каком-то смысле они делают общее дело, прорывая многолетний заговор молчания и делая однополую любовь объектом художественного творчества. Интерес к этой проблематике проявляют не только собственно геевские издания, но и органы молодежного художественного авангарда, такие, как "Митин журнал" и "Птюч".
Я не ставлю за цель сеяние вражды между католиками и православными, т.к. эти две конфессии реально как две сестры, и нет наверное почти у нас на Гроднинщине таких семей где кого нибудь в роду не было бы православного или католика. Различия между нами минимальны, а те что есть, никак не перечёркивают нашу принадлежность а Христу. Но к сожалению есть люди, которые часто путают принадлежность к нации (в данном случае к россиянам) с принадлежностью к церкви Христовой, (в данном случае к православию), ведь не церковь учит что там все Садомиты а мы вот тут блин 3-ий Рим, а амбиции людские. Так вот, выше приведённый мною текст, показывает, что "канонические" земли РПЦ МП не такие уже невинные, и современная ситуация не что иное как порождение отступничества от Бога во времена ССР, а сегодня всё что творится там, в принципе не иначе как Садом и Гоммора не назовёшь. Ниже приведу текст о состоянии Садомского греха НЕ на западе.
Что бы было понятно, я не оправдываю ни Запад и не собираюсь очернять Восток, просто подход ЕСТЬМ в данном вопросе, ни что иное, как популизм, и уже точно духом христианским тут не пахнет. Если я не прав, исправьте.А вот слова православного верующего, его анализ жизни в России и на Западе (Голландия). Предлагаю внимательно почитать и задуматься, а вдруг Содома уже у вас за окном?))))
Владимир Мельник
"СВЯТАЯ РУСЬ" И "РАЗВРАТНЫЙ ЗАПАД"
Оп.: "Религия на Украине", religion.in.ua, февраль 2011 г.
См. Голландия - Россия - 21 век.
Ищите же прежде Царства Божия и правды его
(Мф. 6:33)
Миф одинаково создается о предмете любви и предмете ненависти, в нем сильные эмоции достигают большой напряженности и конкретности.
Н.А. Бердяев
О выгодном мифотворчестве
"Ложь, признанная социально полезной, сейчас достигает в мифе столь небывалых размеров и настолько деформирует сознание, что ставится вопрос о радикальном изменении отношения к истине и лжи, об исчезновении самого критерия истины", — отметил Н.А. Бердяев в своей малоизвестной статье "Парадокс Лжи". И он прав: жизнь общества сплошь пропитана ложью и неискренностью, бесконечными шаблонами, клише, формами, лишёнными содержания, взаимными и утерявшими всякий смысл пожеланиями "мирного неба над головой"… Из-за всего этого обилия лжи и неправды устаёшь и начинаешь испытывать голод по правде, по искренности, по подлинности, по содержанию, соответствующему форме, по самой мысли даже…
Всякий стереотип есть ложь, пусть и несёт функцию упорядочивания и упрощения, всё же по сути своей есть попрание истины, потому что не отражает правды, или отражает её условно и ущербно. Многие склонны высказываться безальтернативно о вещах, о которых не только не имеют даже смутного представления, но даже не считают нужным хоть как-то пополнить свои знания по данному вопросу. Люди часто вещают с позиции собственных или навязанных извне стереотипов. Стереотипы — вещь вполне естественная и нормальная. Всегда ведь проще воспринимать то и оперировать тем, что объединено во вполне разумные группы. Проблема начинается тогда, когда стереотип становится доминантным и незыблемым в сознании человека.
Стереотипы могут возникать как в отрицательном, так и положительном смысле, "против" или же "в защиту". Например, о русском православии судят по "невежественным попам" и "агрессивным бабкам" (отрицательно) или же по искусно написанным иконам, изумительному пению и прекрасно расшитым облачениям (положительно). Также о Голландии судят по кофе-шопам и улице красных фонарей (отрицательно) или же по тюльпанным полям, "пряничным домикам" и чудесным каналам (положительно).
Живя несколько лет за пределами Отечества (вначале в Италии, а затем в Королевстве Нидерландов) мне часто приходится сталкиваться с мифами, рождёнными в недрах каждой из сторон. Да, голландцы с присущей им прямотой озвучивают свои мифы о нас, но необходимо признать, что по собственному опыту мне никогда не приходилось слышать от них безальтернативных и "непогрешимых" суждений, столь привычных для нашего общества. Зато в каждый свой приезд домой, в Украину, мои знания о Голландии неимоверно "обогащаются", причём чаще источником таких знаний являются люди, включая людей церковных, которые никогда не пересекали западные рубежи Отечества. Объяснить и достучаться до таких "истцов правды" невозможно: если вдруг что-то из того, что говоришь, противоречит или просто даже не совпадает с их представлением, всё отвергается как неправда и ересь: "Да что ты мне рассказываешь? Ведь всем известно, что…", и далее приводятся мнения этих "всех", под коими скрываются собственные единомышленники.
Бургомистр: Да вы любого спросите! Где любой? А, вот он! (обращается к прохожему) Ты хочешь, чтобы Ланцелот уехал?
Горожанин: А то как же! Это уж само собой!
Бургомистр: Вот! Все в один голос! Все!!!
(К/ф "Убить дракона")
…Именно ВСЕМ известно! Все в один голос! Все!!! И чаще, и снова, и снова! Это золотое правило любого воздействия на массы, в искусстве которого достигли вершин фашистские правители. Собственно, в основу жизнедеятельности фашистской системы легли слова Гитлера из "Майн Кампф": "Любая ложь может стать правдой, если ее часто повторять, снова и снова подчеркивать, говорить ее всем подряд на каждом углу". Кроме того, чтобы усилить психологический эффект, стереотипам приписываются идеи, базирующиеся на инстинктах, такие как образ врага или собственная правота или даже непогрешимость.
По этим же принципам сконструированы многие социальные мифы современности. К образу врага часто прибегают политики, не чужд он и церковным пастырям. Часто случается, что архиерей, приходя на новую кафедру, срочно изыскивает некоего врага, и тут же начинает бороться против, например, сектантов, раскольников, либералов, ИНН, антихриста, политических партий… Как верно отмечает Бердяев: "Враг есть функция, необходимая для взвинчивания энтузиазма, для оправдания насилия, для возрастания могущества". В результате мир делится на два противоборствующих лагеря: "мы" и "они", а сам архипастырь становится вождём и знаменем такой борьбы. К слову сказать, ещё в конце XIX века английский философ Хьюстон Чемберлен в своей книге "Основания XIX века" доказывал, что люди гораздо проще объединяются против, чем за. Книга эта приглянулась Гитлеру, и, кажется, далеко не только ему… Увы.
Одним из самых устойчивых мифов, особенно в околоцерковной среде, является представление о "Москве — Третьем Риме", воспроизводимое в различных изводах как "Святая Русь", "хранительница веры православной", "оплот нравственности", "спасение цивилизации". Фантазия человеческая щедро украшает предложенную идею, приятную для собственного слуха и сознания. Длительное время в имперской России бытовала ошибочная версия, что в явном виде эта концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Филофея из Псковско-Елизарова монастыря великому князю Московскому Василию III Ивановичу (первая половина XVI века): "Храни и внимай, благочестивый Царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а четвертому же не бывать".
Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно раньше — митрополитом Зосимой в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии" (1492), а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшими тогда запросами русского общества. Конечно, такая идея (по сути, так и не воплотившаяся наяву) приятна для собственного слуха и сознания. Однако Россия не только не одинока в этой концепции, но даже не она её изобрела.
В XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, тоже объявили себя наследниками Рима. В болгарских рукописях преподается идея, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица Болгарского государства. Концепция "Третьего Рима" всплывает и на Западе. Так, итальянский патриот Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима во время объединения Италии. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен смениться Третьим Римом — народным.
Идея translatio imperii (переноса метафизического "царства" из страны в страну) вовсе не нова. Однако всякий миф лучше заиграет красками, если его оттенить неким врагом. И вот, на просторах бывшего СССР уже популярно противопоставлять "Святой Оплот" некоему "развратному Западу", в частности, "содомско-вавилонской Голландии". Как мне удалось выяснить, Голландия будит вполне конкретные и однозначные ассоциации: "сыр", "наркотики", "голубизна", "все кругом занимаются сексом", и "шприцы вместо газонов", которым, конечно же, противопоставляется наша "нравственная высота" и "чистая вера".
Киевский православный миссионер и публицист протоиерей Андрей Ткачёв восклицает: "Культура Европы — это культура распавшихся семей. Это — культура узаконенного разврата, где плохо не столько то, что разврат есть, сколько то, что развратничают, не краснея. Европейцы умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру. Называя аборт прерыванием беременности, воровство — восстановлением справедливости, а разврат — уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога".
Что ж, посмею напомнить отцу Андрею мудрые слова "Прежде, нежели исследуешь, не порицай — узнай прежде, и тогда упрекай" (Сир. 11:7). Сейчас же, следуя приведённым словам, мне бы хотелось взглянуть на существующие ассоциации и, приводя вполне конкретные данные, показать, насколько ошибочным может быть даже самый "непогрешимый миф". Хотя, конечно же, я отдаю себе отчёт в том, что посягательство на любимый и лелеянный миф многими может быть воспринято как посягательство на веру. И что всякий довод, всякий факт или разумный аргумент, несмотря на то, что без труда может быть проверен самим читающим, будет отброшен как "сомнительный" и "ничего не значащий".
Итак, по порядку о стереотипах про Голландию…
"Нарко-столица Европы"
Эта ассоциация вызвана тем, что с 1976 г. в Голландии легализована продажа т.н. лёгких наркотиков, например, марихуаны. Существует ряд ограничений на продажу легких наркотиков: только в специализированных кофе-шопах, находящихся не ближе 500 метров от школ, не более 5 грамм "травы" в одни руки; запрещена продажа несовершеннолетним; запрещена любая реклама каких бы то ни было наркотиков (включая табачные и алкогольные товары).
Что касается посетителей кофе-шопов, то там едва ли можно сыскать голландцев, зато без труда можно повстречать бельгийцев, немцев, французов, и, конечно же, наших соотечественников. Действительно, показатели опыта употребления и регулярного употребление даже лёгких наркотиков среди голландцев одни из самых низких в Европе и мире, и цифры эти снижаются с каждым годом. Например, Отчёт Европейского центра мониторинга за наркотиками 2003 года приводит следующие данные. Марихуану хоть раз в жизни(!) пробовали около 12% голландцев и финнов, 25% датчан, 30% англичан, а в целом в Европе этот показатель колеблется около 18-20%. Этот факт лишь подтверждает, что фактором, определяющим потребление наркотиков в той или иной стране, является не наличие предложения, а ограниченность спроса, т.е. попросту люди не желают потреб##ть наркотики.
Вопреки бытующему мнению, сильнодействующие наркотики и их компоненты, например, кокаин и героин, в Голландии запрещены. Процент людей, хоть раз пробовавших этот тип наркотиков, гораздо ниже. Амфетамины хоть раз в жизни в Европе пробовали от 1% до 5% взрослого населения (голландцы, опять-таки, в аутсайдерах — менее 1%); кокаин и экстази — соответственно 0,5% и 4,5%. Тех же, кто хоть раз в своей жизни употребил героин, оказалось менее 1%. Отметим также, что по данным Европейского центра по контролю за наркотиками, Нидерланды имеют самый низкий в Европе показатель смертности из-за применения наркотиков любых видов.
Для сравнения, только по официальным данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в России регулярно употребляет наркотики (включая сильнодействующие) до 4% от всего населения РФ, хотя бы раз в жизни их пробовали 11% россиян. При этом около 140 тысяч наркозависимых — несовершеннолетние, из них 8 тысяч детей до 14 лет. По потреблению тяжёлых наркотиков Россия занимает одно из первых мест в мире, потребляя, в частности, 75–80 тонн афганского героина. Ежегодно только от передозировки наркотиков в стране погибает до 100 тысяч человек. Ежедневно от употребления наркотиков погибает 80 человек, и более 250 становятся наркозависимыми. Напомню, что это только официальная статистика. По результатам эпидемиологических исследований ООН, реальное число потребителей наркотических веществ, включая "скрытых" наркоманов, может втрое превышать официальные цифры (П.П. Огурцов, H.В. Мазурчик. "Лечение хронического гепатита С у лиц с наркотической зависимостью". "Гепатологический форум", 2007, № 3).
По личному опыту могу сказать, что за все пять лет, которые живу в Голландии, ни разу не доводилось видеть использованный шприц, хотя в Украине или России этот "элемент пейзажа", увы, уже давно не шокирует. Кстати, в Голландии давным-давно запрещена реклама табачных изделий и алкоголя, как, впрочем, и курение в общественных местах (клубах, барах), и распитие спиртных напитков за пределами специализированных зон (ресторанов, баров, кафе).
Не стану приводить подробную статистику о самых распространенных тяжелых наркотиках, которые разрешены законодательством большинства стран и, пожалуй, нигде не имеют такой свободы распространения, как в России, я имею в виду этанол (т.е. алкоголь) и никотин (сигареты). Уверен, что любой читатель прекрасно знает о масштабах проблемы алкоголизации на Руси. Отметим лишь, что по оценкам экспертов, потребление спиртного составляет от 14 до 18 литров этанола на человека в год, что более чем вдвое превышает порог физической деградации нации.
Если кратко выразить "курение в цифрах", то, по оценкам Минздрава Голландии, курят около 25% голландцев, и процент этот снижается ежегодно, а курение имеет ярко выраженную классовую особенность: курят, прежде всего, люди с низким социальным уровнем. По оценке Российского Минздрава, 65% российских мужчин и 30% женщин – заядлые курильщики, из них соответственно 80% и 50% начали курить в подростковом возрасте (средний возраст начала курения 10-12 лет). При этом, за последние 10 лет продажи сигарет населению выросли в среднем на 25%.
При этом в Нидерландах широко распространена анти-реклама табачных и алкогольных изделий. В стране существует бесплатная врачебная и социальная помощь желающим бросить курить и пить. Как и в любой стране Евросоюза, здесь запрещено курить в любом закрытом общественном месте, или разрешено в обозначенных местах. Для кого-то может показаться невероятным, но в Голландии запрещены даже фильмы, демонстрирующие курение. Кстати, это одна из причин того, почему хорошие старинные фильмы можно увидеть лишь в поздние часы, когда дети спят.
Гомосексуальность
Да, известно, что в Голландии с 1998 года узаконены однополые "зарегистрированные партнёрства". Дания стала первой страной в мире, узаконившей такие партнёрства в 1989 г. Однако речь здесь идет в первую очередь о том, чтобы юридически регламентировать такие однополые союзы, поскольку для представителей юриспруденции всегда было проблемой выяснять имущественные, наследственные и проч. споры таких пар.
Примеру Дании последовали Норвегия (1993), Швеция (1994), Исландия и Гренландия (1996), а уж затем Нидерланды (1998) и Финляндия (2001); похожий закон приняла в 2001 г. Германия. К настоящему времени "однополые партнёрства" или "гражданские союзы" узаконены во многих странах Западной и Северной Европы (Великобритания, Дания, Гренландия, Швеция, Исландия, Франция, Андорра, Германия, Финляндия, Люксембург, Португалия, Чехия, Словения, Венгрия, Швейцария, Хорватия), а также в Израиле, Новой Зеландии и в некоторых штатах Австралии. Кроме того, в некоторых странах Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Среди стран, предоставивших однополым парам идентичные права с браком гетеросексуальным находятся Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия и Колумбия. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному; различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов.
Что касается количества гомосексуалов (мужчин и женщин), то их процент в обществе стабилен (7-10%) и не зависит от степени развития и уровня благосостояния самого общества, или уровня религиозности, или возраста полового созревания, исторического периода (военное или мирное время), или уровня толерантности.
"Сексуальный разврат"
Во время приездов в Украину меня часто спрашивают, как я хожу в Голландии по улицам, "ведь все кругом занимаются сексом". Признаться, за всё время, что живу в Голландии, такого разврата, какой можно увидеть в нашем Отечестве, встречать не доводилось. Я достаточно часто путешествую по Голландии, но ни разу не видел, чтобы кто-то занимался на улице сексом или "квази-сексом", а в нашем "оплоте высокой нравственности" достаточно пройтись через парк. Вероятно, и здесь это где-то есть, но мне не доводилось видеть. Более того, здесь даже чувства — пусть даже самые светлые, но все, же интимные — проявлять публично не принято, — на то они и сокровенные чувства.
Начало сексуальной жизни
По данным, которые приводит в своей публикации Т.М. Резер (2003), в России средний возраст начала активной сексуальной жизни около 15 лет (при этом ежегодно эта цифра снижается), в то время как в США — в 16 лет, а в "развратной Голландии" — почти в 18 лет (стабильный показатель). По числу подростковых беременностей Голландия занимает одно из последних мест в мире — 7 на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет. Для сравнения во Франции – 9. В то время, как в России по официальным данным аналогичный показатель – 56 рождений. И благо, если рождений, а не абортов! Беременность и аборты именно в подростковом возрасте стали в последние годы острейшей медико-социальной проблемой для России.
Аборты
По данным ООН, Россия уже многие годы находится на первом месте по количеству абортов. По неофициальным данным, в России ежегодно делается от 3 млн. (что примерно равно численности населения Молдовы) до 6,5 млн. абортов (население Швейцарии), то есть в среднем около 13 тыс. абортов ежедневно, при том, что 7 млн пар – бездетные. По официальным данным Госкомстата РФ, в 2000 году национальный уровень абортов составлял 61 аборт на 1000 женщин фертильного (детородного) возраста от 15 до 49 лет, а в 2008 ещё больше – 87. Этот показатель в семнадцать раз выше, чем в Нидерландах (5 абортов) и в девять раз выше, чем в Германии (9 абортов). При этом в Голландии около 80% совершаемых абортов приходятся на некоренных голландок (иммигранток). По данным "Отчёта Население России - 2000", в России каждая женщина в среднем делает 2,1 аборта в течение своей жизни. 64% беременностей заканчиваются абортами (больше половины!).
В добавление к этому можно привести данные опроса, проведённого российским Левада-центром в декабре 2007 года среди населения России. На вопрос: "Как вы считаете, аборт морально приемлем или нет?" лишь 30% респондентов ответили отрицательно.
Семейные отношения и разводы
В Голландии распадается 31% браков. В то же время в России один из самых высоких в мире уровней разводов — 80% процентов семей распадаются, при этом, ежегодно распадается 60-70% первично заключаемых браков и 60% вторично заключаемых браков.
Обитатели "оплота высокой нравственности" также находятся в мировом лидерстве по количеству связей на стороне. По данным Сексологического центра Бостона, связи на стороне имеют 75% женатых москвичей и 60% москвичек. При этом менее 25% голландцев признались, что хотя бы раз в жизни изменяли своим супругам. Уже слышу реакцию наших "настоящих мужиков": "Во дают! Они чё там, импотенты?!". Подобную реакцию приходилось слышать неоднократно.
Сексуальное образование
Кстати, "ревнителям чистоты", протестующим против сексуального образования, наверняка будут интересны следующие результаты. Практически все исследования говорят о том, что сексуальное образование помогает подросткам воздерживаться от первого сексуального опыта или использовать средства предохранения. До сих пор не получено никаких данных в пользу того, что сексуальное образование приводит к росту сексуальной активности подростков. В недавнем исследовании ООН (программа по ВИЧ/СПИДу) проведён анализ 68 проектов сексуального образования в разных странах мира. По данным отчета, 22 программы привели к "резкому увеличению среднего возраста начала половой жизни (т.е. половая жизнь начинается позже), а также к снижению количества половых партнеров, случаев нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путем". Лишь в случае с одной программой из 68 наблюдался незначительный рост сексуальной активности, но не уровня подростковой беременности. Так что, наверное, дело не в наличии сексуального образования как такового, а в том, как составлены программы и как они преподаются. Поэтому протесты против введения просветительских программ в области сексуального образования вообще, по крайней мере, неразумны. Кстати, в Нидерландах, в зависимости от типа школы, преподавание основ полового развития начинается с 4-5 лет. Поколению же, на котором эти программы были впервые "проверены", уже за 30.
Кстати, для голландцев характерны более высокая ответственность и устойчивость в отношениях, чем для россиян. По результатам глобального исследования, проведённого компанией Durex в 2007 году, среднестатистический житель Земли имеет 11 секс-партнёров за всю свою жизнь. У голландцев этот показатель ниже — 6,5, в то время как в среднем у россиян уже к 18 годам обычно сменяется 4 партнера.
Проституция
В 1988 г. проституция в Нидерландах была легализована, а с 2000 стала законной профессией, включенной в социальную систему занятости. Работники секс-индустрии объединяются в профсоюзы, получают социальные льготы, страховки, пенсии, и обязаны проходить медицинские проверки и платить налоги. Проститутки, как и их клиенты, должны быть старше 18 лет, при этом мэрия Амстердама планирует повысить разрешенный возраст проституток до 21 года.
Главврач Центра простатологии в Петербурге И.Князькин в книге "История петербургской проституции" приводит данные, что в северной столице России с населением 4,5 млн чел. проституцией занимаются 60-65 тыс. женщин, т.е. 1,4%. Для сравнения, в "мировой столице проституции" Амстердаме с населением в около 800 тыс жителей находится до 6 тыс. проституток, т.е. 0,8%. В докладе Г.Саламова, научного сотрудника Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, говорится, что по разным оценкам, в Москве насчитывается от 80 до 150 тысяч женщин, занятых проституцией, при этом до 70% "работниц" имеют венерические заболевания. В докладе утверждается также, что проститутками с той или иной периодичностью пользуются 64% мужчин.
По данным МВД, в целом в России более 1 млн проституток, а правозащитники уверяют, что этот показатель в три раза выше. При анонимном опросе москвичей, проведённом ещё в советское время в конце 1980-х гг., 150 мужчин из 280 (т.е. 53%) признались, что пользовались платными сексуальными услугами, причем 31% респондентов первый свой подобный опыт имел еще до 18, а многие — до 16 лет (А.Алова. Жизнь при СПИДе: готовы ли мы? // Огонек, 1988, №28,с.12-15.).
Эвтаназия
Несколько слов необходимо сказать и об эвтаназии, из-за которой клянут "дьявольскую Голландию". Быть может, для кого-то окажется неожиданностью но, в действительности, эвтаназия применяется во всех странах мира, независимо от того как именно она регламентируется законодательством. Необходимо пояснить следующее: эвтаназия определяется как "умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть".
Закон РФ "Об охране здоровья граждан" в статье 33 "Отказ от медицинского вмешательства" указывает, что "гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения", в том числе, даже если оно начато на любом этапе проведения. При этом ему в доступной форме должны быть изложены все последствия отказа от лечения, что оформляется записью в медицинском документе и подписывается пациентом (его законным представителем) и лечащим врачом. Чем не эвтаназия?
Что касается регистрации собственно случаев эвтаназии, то проблема приведения сравнительной статистики состоит в том, что необходимо оперировать параллельными по показателям и временному периоду данными, что особенно сложно в случае с эвтаназией в России. Подробная статистика ведётся в Нидерландах, где в 2008 году было зафиксировано 2331 случаев эвтаназии. Схожая статистика ведётся в США. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирает около 4 тыс. человек, которые уходят из жизни добровольно с помощью медперсонала (например, отключение системы жизнеобеспечения). Однако параллельной статистики в России нет. 33-ья статья закона есть, а статистики нет. Никто не подсчитывает, сколько смертей россиян наступает в результате элементарного врачебного бездействия, включая отказ "скорой помощи" приехать (или приезда с многочасовым опозданием) или отказ врачей от оперирования или адекватного лечения "потому что не перспектировно" или в силу отсутствия средств; неизвестно и сколько происходит случаев отключения аппаратуры, опять-таки, в силу нехватки средств… Никто не подсчитывает количество таких обречённых, хотя интернет кишит подобными воплями отчаяния, а согласно опросу Левада-Центра "Отечественное здравоохранение в российском общественном мнении" (август 2008 г.) 66% россиян считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание. Тем не менее, представляется, что в России случаи подобной "эвтаназии" (вполне осознанных действий или бездействия медицинского персонала) исчисляются десятками тысяч. Но под определение эвтаназии они не попадают в силу российской ментальности, это скорее – веление Божье.
Так что в России эвтаназия применяется несравнимо более часто, чем в странах, где она легализована, правда, применяется в весьма самобытных формах, далёких и от выполнения таких обязательных условий, как (а) "явная и недвусмысленно просьбой больного", (б) всецелая информированность больного, (в) убеждённость врача, что болезнь неизлечима, страдания от неё невыносимы и исчерпаны все возможные средства,(г) подтверждение выводов и решения консилиумом независимых врачей и прочих условий.
Суициды
По данным Всемирной Организации Здравохранения (ВОЗ) Россия занимает 4-е место в мире по уровню самоубийств (после Китая, Литвы и Беларуси), что составляет 36 самоубийств на 100 тыс. В Голландии же, даже, несмотря на высокую плотность населения и северную широту — 9, в Дании — 14, в Германии 13. Следует также добавить, что в Росси самый высокий в мире уровень суицида среди подростков (около 18 на 100 тыс.), и превышает среднемировые показатели в более чем три раза, при этом здесь не учитываются попытки самоубийств. В то же время, мысль о самоубийстве по данным исследования ИНИСЕФ появляется в голове у 45% российских девушек и 27% юношей. При этом подростковый суицид в Нидерландах один из самый низких в мире – менее 3 на 100 тыс подростов.
Убийства
По данным Министерства Юстиции Королевства Нидерланды в 2008 году в стране, население которой достигает почти 17 млн., произошло 157 убийств, из которых 56% было совершено НЕ голландцами. В то время как в одной только Москве (10,5 млн чел.) по данным Следственного комитета при прокуратуре, произошло 134 убийства только за февраль 2009 года. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире по абсолютному числу убийств в мире (29 тыс. в год), уступая лишь Индии (37 тыс) и пятое место в мире (первое в Европе) в расчёте на 1000 жителей — 0,20 убийства. Голландия и здесь в конце мирового списка — 0,01 на 1000 чел.
Семейное насилие
Уровень семейного насилия в Голландии один из самых низких в Европе. В России – напротив – один из самых высоких в мире! Семейное физическое насилие, увы, исторически присуще России, где "бьет — значит любит". Вспомнить тот же "Домострой", приобретший ужасающую популярность в последние годы. Так, например, в отношениях с домочадцами книга рекомендует хозяину быть "грозою" для жены и детей, и строго наказывать их за провинности, вплоть до "сокрушения ребер", либо "плетью постегать по вине смотря […], бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика" (Глава 42. "Как… мужу проверять жену, поучать и страхом спасать"). Можно вспомнить и современные "духовные" беседы некоторых пастырей-почитателей Домостроя: "Мужчина подкаблучником быть не имеет права! Я в этом уверен. Нужно женщин ломать об колено, отбивать ей рога. Ломом. Ребром ладони. Кто как силён" (Духовные беседы с прот. Андреем Ткачевым – да-да, тем самым пастырем, клеймившим запад за "культуру распавшихся семей").
По данным МВД РФ, в 2003 году от рук супругов или родственников погибли 9 тыс. женщин. Однако оценить масштаб проблемы в полной мере не представляется возможным, поскольку многие случаи попросту не регистрируются. По оценкам независимых международных исследований, ежегодно в России около 15 тыс. женщин оказываются убиты своими мужьями (такое же количество советских солдат было убито за 10 лет в Афганской войне). Среди всех изнасилований в России каждым шестым преступником являлся муж.
При этом, по результатом исследования Министерства Юстиции Нидерландов в 2003 г., чуть более 30% населения Голландии отметили, что хоть раз в жизни сталкивались с проявлением семейной жестокости, включая физическое, психологическое и сексуальное. Прошу заметить, что унижения и запреты на встречу с друзьями или подругами также классифицируются как жестокость и включены в эту статистику!
Коррупция
Индекс коррупции ранжирует страны по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (полное ее отсутствие). Россия в индексе 2009 года заняла 146-е место из 180, соседствуя с Камеруном, Эквадором и Зимбабве. В России ежегодно наблюдается рост коррупции: в 2006 году Россия оказалась на 126 месте. При этом, на взятки и подкуп должностных лиц ежегодно затрачивается около 33,5 миллиарда долларов, а общий объём коорупционного рынка в стране по оценкам Transparency International составляет 300 млрд. долларов, т.е. около четверти российского ВВП. Голландия относится к самым некоррумпированным странам мира, стабильно занимая 6-е место в мировом рейтинге после Новой Зеландии, Дании, Сингапура, Швеции и Швейцариии. При этом, по данным опроса Левада-центра, лишь около половины россиян — 54% — воспринимают взятку как нечто морально неприемлемое.
Образование
Отечественные СМИ уже давно наглядно показали и на примерах "доказали", что "там, на Западе все тупые, а мы такие умные". СМИ, пусть даже весьма известные, всё же едва ли могут являться авторитетом в вынесении вердикта о том, кто тупой. Обратимся к статистике.
Начнем с основы – с образование в школе - Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) раз в три года оценивает образовательные достижения учащихся (PISA). Основной целью этого исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Данные иллюстрируют, что российские школьники находятся значительно ниже, а голландские – значительно выше среднего уровня. Так, например, в 2009 году достижения учащихся из 65 стран мира оценивались по трём критериям:
(а) "читательская грамотность" - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Россия заняла 30-е место в рейтинге стран мира, Нидерланды – 9-ое.
(б) "естественнонаучная грамотность" - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Россия – на 27-ом на месте и Нидерланды – на 6-ом.
(в) "математическая грамотность" - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Россия – как всегда вошла в тридцатку лучших и заняла 26-е место, и Нидерланды – как всегда в десятке лучших и на 3-ем месте.
В рейтинге 300 лучших вузов мира, оценивающем качество образования и вклад в мировую науку, вошли только два из 687 государственных российских вуза - Московский Государственный университет им. Ломоносова (93-е место) и Санкт-Петербургский Государственный Университет (210-ое место). В то же время в рейтинг вошли ВСЕ 12 государственных университетов Нидерландов, занимая места с 56 (Университет Амстердама) до 199 (крохотный университет Твенте).
Религиозность
Стоит сказать и несколько слов о мифах, касающихся религиозности граждан в России и Голландии. В 2002 году председатель ОВЦС РПЦ митр. Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции заявил следующее: "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами". И действительно, сейчас модно говорить о том, что "Россия – православная держава", и приводятся результаты опросов, согласно которым оказывается, что доля граждан РФ, считающих себя православными, составляет 75% (Данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, январь 2010). Цифра невероятная! Однако, давайте присмотримся к этой цифре повнимательнее… Верят в Бога по разным оценкам чуть больше половины россиян (58%). При этом, для большинства опрошенных православие — прежде всего национальная традиция, а не участие в церковной жизни и соблюдение моральных норм. Поэтому вовсе неудивительно наличие парадоксальной категории "православные атеисты" как, например, Наталья Витренко, по благословению Патриарха Кирилла возглавившая недавно Союз православных женщин.
С содержанием Священного Писания знакома лишь половина тех, кто именует себя православным (54%); 41% опрошенных россиян никогда не посещают богослужения, 46% — никогда не молятся, а Десять заповедей знают менее 1% опрошенных россиян.
Дополняют картину данные исследования "Религиозность россиян и европейцев" (см. предыдущую ссылку). Относят себя к определённой конфессии (напр. РПЦ, РПСЦ) 49% россиян и 41% голландцев. Религиозными являются 30% россиян и 53% голландцев, а нерелигиозными — 48% россиян и 38% голландцев. Любопытно, что ежедневно молятся 15% россиян и 25% голландцев. Посещают богослужение еженедельно 2% россиян и 35% голландцев.
И, наконец, интересно узнать как обстоят дела в самом сердце "Святой Руси" – "Третьем Риме". Любопытна динамика численности верующих, посетивших рождественские богослужения: в 2002 г – более 200 тыс. (1,9% жителей), 2004 г - 118,5 тыс., 2005г - 115 тыс., 2009 г — 110 тыс., 2010 г — 85 тыс., 2011 г — более 80 тыс. (0,7% жителей Москвы). Получается, что лишь 0,7% жителей Москвы, — той самой "светозарной, святой, златоглавой и родной Белокаменной", — посетило богослужение Рождества… Вот только голландцы не провозглашают себя "святой нацией", не превозносятся, и не лезут поучать других, уж тем более, выстраивать какие-нибудь "Голландские миры"…
Благотворительность
Как ни странно, по уровню благотворительности на душу населения Голландия занимает первое место в мире, и это при баснословных налогах и относительно невысокой зарплате. В среднем 3% дохода голландцев (для сравнения, у немцев этот показатель составляет 1,1%) идёт на различные виды благотворительности. Большинство из форм благотворительности составляют различные виды "экспортной" помощи, т.е. фонды и программы для помощи и поддержки нуждающихся стран, в том числе Африки и Восточной Европы. Это лишь благотворительность частных лиц. В добавление к этому существует множество экспертных благотворительных программ и фондов на уровне государства, распределяющих часть налогов и добровольных пожертвований юридических лиц (т.е. организаций и предприятий).
В России объём всех видов благотворительности (включая физических и юридических лиц, а также государственную благотворительность) оценивается на уровне 0,17% от ВВП (Алексеева О. 1.315 руб. 00 коп. млн. на благотворительность // Коммерсант. 2002. 12 марта.).
* * *
"Равняться на запад, слушать их мнение… нам, Великороссам, унизительно и бессмысленно. Мы, не они, а они, не мы" — восклицает другой православный публицист Владимир Славянский. Что ж, ещё раз просматривая и сравнивая статистические данные по странам, приходишь в недоумение чего именно следует опасаться стране — "оплоту нравственности", чтобы не быть похожим на "развратную" Голландию.
* * *
Продолжать можно долго, но приведение скучной статистики мне бы хотелось на этом закончить. При желании, читающий может без труда обнаружить интересующие его данные. Замечу также, что я не выступаю за открытие кофе-шопов, публичных домов и пр. в нашем отечестве. Повторю, что основополагающим фактором потребления является не наличие предложения, а ограниченность спроса со стороны самих граждан в силу привитых установок системы ценностей. Именно поэтому, полагаю, что если однажды в отечестве нашем распахнутся двери законных кофе-шопов и публичных домов, то жизнь государства может остановиться на многие дни или месяцы. Ведомые своими ценностями, многие жители (если не большинство) ринутся туда наперегонки, толпясь в огромных очередях, наподобие тех рекордных в мире, что выстраивались в 1990 году к первому в СССР "Макдональдсу". Очень хочется верить, что я ошибаюсь.
Также желаю особо подчеркнуть, что у меня ни в коем случае не было и нет цели кого-то обелить или очернить. Мне лишь хотелось, взглянув на факты, опровергнуть миф, носителями и глашатаями которого являются почти все жители нашего отечества и прибывающие в Голландию. Признаюсь также, что мне лично очень хотелось бы верить, что именно мы, а вовсе не голландцы или какой бы то ни было другой народ, являемся самыми добрыми, самыми интеллектуальными, и воистину являем пример нравственности. Однако, увы, действительность не просто не подтверждает этой веры, но говорит о том, что положение вещей прямо противоположное. Так что я буду искренне и глубоко признателен тому, кто сможет убедить меня в реальности мифа об "оплоте высокой нравственности". Социальные проблемы всегда остаются социальными проблемами, в Голландии они тоже есть и с болью осознаются обществом. Но нельзя отказать каждой стране в выборе собственных средств решения социальных проблем.
Уверен, что найдётся много людей, повествующих о примерах разврата и грязи в Голландии, в том числе и из их личного опыта ("был я на красных фонарях, так там такое!..."). Однако, как бы то ни было, вопрос нужно ставить не "есть или нет", а "как часто", насколько то или иное явление нормально для общества: является ли оно широко распространенным или же скорее чем-то исключительным. Увы, в отечестве нашем всё перечисленное процветает в значительно больших масштабах.
В Голландии всё из перечисленного только что или ранее — дикость, какое-то патологическое исключение; здесь действительно не привыкли к этому. Когда голландцы приезжают в Россию или Украину, то спрашивают: "Почему вокруг одни проститутки?" — и приходится объяснять, что они вовсе не проститутки, а просто так одеты (у кого-то не хватает чувства стиля, кто-то движим ложными представлениями о стиле, кто-то не имеет собственного мнения и стадно подражает всякому гламуру и т.д.). Кстати, если спросить у кросс-культурных психологов, какова самая главная черта голландцев, то они скажут: ориентаци