Fankinch
Гость
|
 |
« : 28 Февраль 2010, 19:43:47 » |
|
Вырезка из статьи:
Еще одно распространенное заблуждение аудиофилов: якобы компакт-диски (КД) обеспечивают больший динамический диапазон, чем аналоговая компакт-кассета (КК). При этом в качестве основного аргумента приводится формула для расчета шумов квантования: Nкв=6N+1,8 [дБ], где N - разрядность квантования по уровню. Для КД принято N=16, следовательно, теоретический уровень шумов квантования NквКД =6x16+1,8=97,8 дБ. С чьей- то легкой руки это значение и принимают за динамический диапазон КД, Учитывая, что у лучших КК отношение сигнал/шум составляет (без систем шумопонижения) порядка 55 дБ, делают вывод о выигрыше КД более чем 40 дБ. Но нельзя забывать, что принципы аналоговой КК и цифрового КД в корне отличаются, поэтому применять для оценки динамического диапазона КД методы измерения КК некорректно. В КК динамический диапазон снизу действительно определяется уровнем шумов, но это не значит, что так же обстоит дело и у КД! Взглянув на рис. 3, на котором изображены типовые зависимости коэффициента нелинейных искажений Кни КК и КД в функции уровня сигнала, можно легко заметить, что в аналоговой записи с уменьшением уровня Кни монотонно убывает, в то время как у цифровой записи возрастает, стремясь к 40% (поскольку увеличивается относительный размер ступеньки квантования).
Если у аналоговой записи в спектре искажений преобладают не очень режущие слух третья и пятая гармоники, то у цифровой дело обстоит гораздо хуже - множество комбинационных составляющих не образуют привычного для слуха гармонического ряда, и их действие становится заметно уже при уровнях около 1%. Легко убедиться, что при уровнях сигнала порядка -50 дБ и ниже искажения сигналов КД переходят порог допустимых 1%. Снизу его динамический диапазон оказывается ограничен не шумами квантования, а нелинейными искажениями. И из теоретических 97,8 дБ остается только 50. Но это еще не все! При перегрузке КК нелинейные искажения пропорциональны квадрату уровня записи (при увеличении уровня в два раза коэффициент гармоник возрастает всего в четыре раза), поэтому их кратковременное появление на пиках сигнала незаметно на слух. У КД при превышении номинального входного уровня аналого-цифрового преобразователя (АЦП) всего на 2...3 дБ нелинейные искажения возрастают в тысячи раз, поэтому в реальной аппаратуре цифровой записи за номинальный принимают уровень на 12...15дБ(т. е. на пик-фактор реального музыкального сигнала) меньше предельного входного для АЦП. В результате из исходных 97,8 дБ остается всего 35...37 дБ реальных, что на 20 дБ меньше, чем у КК. Вот почему, несмотря на субъективное отсутствие "шипа", многие фонограммы, воспроизводимые с КД, приводят к быстрой утомляемости и имеют заметно худшую "глубину стереопанорамы", чем та же фонограмма, воспроизводимая с аналоговой виниловой грампластинки или качественной КК. Кстати, современные грампластинки, выполненные по технологии Direct Metal Mastering, обеспечивают динамический диапазон 60...65 дБ и высоко ценятся аудиофилами.
Как вы это прокоментируете?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
Притянуто за уши. Нельзя в кашу сваливать электрические характеристики и психоакустику восприятия. Если говорить о ДД, то следует отталкиваться от определения ДД: характеристика устройства или системы, предназначенной для преобразования, передачи или хранения некой величины (мощности, силы, напряжения, звукового давления и т. д.), представляющая логарифм отношения максимального и минимального возможных значений величины входного параметра устройства (системы). Причем тут искажения? В данном контексте можно говорить только о теоретически достижимом ДД и реальном.
Добавлено: [time]Mon Mar 1 08:55:14 2010[/time] Таким же макаром можно доказать что ДД винила через ламповый выхлоп с полосой до 12 кГц выше чем у КК. Напоминает доводы адвоката преследующего интересы подсудимого.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
что уже винила мало?? в смысле? Добавлено: [time]Mon Mar 1 16:18:43 2010[/time]
Просто для интереса нашел статью, отнесся к ней несколько скептически, вот решил узнать мнение других! Добавлено: [time]Mon Mar 1 16:19:47 2010[/time]
выхлоп с полосой до 12 кГц это очень плохой выхлоп, больше таких не используйте  Добавлено: [time]Mon Mar 1 16:26:46 2010[/time]
Причем тут искажения? Здесь имеется в виду то, что если носитель, обеспечивая динамический диапазон сильно искажает звук, то нахрена такой диапазон? Объясню. У компакта чем ниже уровень сигнала, тем выше искажения. Т.е. из его динамического диапазона сразу иключаем низ, т.к. зачем такой звук, если он искажен? Тоже самое на винил можно записать и 90 Дб, но если они будут искажены, то зачем такой динамический диапазон? Так вот реальный диапазон CD, когда звук относительно не искажается гораздо уже теоритического! Добавлено: [time]Mon Mar 1 16:37:39 2010[/time]
У винила все несколько иначе. Чем выше уровень, тем выше искажения. Звукорежиссер при мастеринге компрессирует так, что сверху клиппинга гарантировано нет. А снизу винил ограничен лишь шумами, а искажения снизу совсем мизерные, самые минимально возможные. А на счет шумов, то это зависит от качества винила и вертака. У меня есть фирмовая пластинка 10СС (спасибо за нее 48dan), так она играет ВООБЩЕ без тресков, шипений, почти как компакт, притом она 1983 гв. Если винил и вертак хорошие, то треска не будет! Просто у нас в совке у 98% были вертаки 2-3 класса с пьезоголовами вплоть до начала 90-х, который за пять прослушиваний запиливал пластинку так, что просто ужас! Отсюда у кого не спроси про винил первое что вспоминается это жуткие трески. У нас в школе вплоть до 2007-го года стоял моно вертак Россия-3.. какая-то, так там треск уже был раза в два выше уровня записи, но все равно слушали на МХК  (Что-то меня понесло не туда  )
|
|
« Последнее редактирование: 01 Март 2010, 17:40:03 от Fankinch »
|
Записан
|
|
|
|
La Gush
|
При уменьшении сигнала на 6 Дб битность сигнала уменьшается на 1 бит. Т.е. если пиковое значение сигнала будет -60 Дб, то сигнал будет не 16 бит, а 16-10=6 бит. Все знают звук 8-биток ))). Поэтому на стадии записи и сведЕния работают с бОльшим разрешением (24 и 32 float).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
При уменьшении сигнала на 6 Дб битность сигнала уменьшается на 1 бит. Т.е. если пиковое значение сигнала будет -60 Дб, то сигнал будет не 16 бит, а 16-10=6 бит Вот именно это автор статьи и имел в виду, если звук ужасно искажен, то мы из динамического диапазона эту часть выкусываем, т.к. толку от этого совершенно никакого! Так можно и с клиппингом записать, диапазон будет еще шире, только вопрос ЗАЧЕМ 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
La Gush
|
32 float —те же 24 бит, только можно записать с уровнем сигнала больше 0 Дб, и клиппинга (искажения) не будет. С запасом, так сказать ))) з.ы. мастерство записи в том и заключается, чтобы подобрать уровень максимально громкий без клиппирования для нормальной работы (на крайний случай лимитер повесить, или компрессор).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
Ну тут уже усилок может не вытянуть  )))
|
|
|
Записан
|
|
|
|
La Gush
|
Не буду с Вами дискутировать, поскольку из других тем вижу, что это достаточно утомительно. )))) Скажу лишь, что я практикую запись и знаю, как, что и почем. Об акустике тоже речи не шло, только о записи.
з.ы. если имели ввиду, что сигнал впритык к 0 Дб, а воспринимаемая громкость на слух неискажена, то ничего страшного. Т.н. «война громкости». Такая компрессия и максимизация делается специально для дешевых колонок, в которых тихие звуки просто не будут слышны. Только что, что динамики никакой (динамический диапазон бывает у такой музыки 4 Дб) и слушать такую музыку неинтересно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
Не буду с Вами дискутировать, поскольку из других тем вижу, что это достаточно утомительно. )))) Скажу лишь, что я практикую запись и знаю, как, что и почем. Об акустике тоже речи не шло, только о записи.з.ы. если имели ввиду, что сигнал впритык к 0 Дб, а воспринимаемая громкость на слух неискажена, то ничего страшного. Т.н. «война громкости». Такая компрессия и максимизация делается специально для дешевых колонок, в которых тихие звуки просто не будут слышны. Только что, что динамики никакой (динамический диапазон бывает у такой музыки 4 Дб) и слушать такую музыку неинтересно. Так я и ничего и не имел против - просто сказал к примеру, е-мое, я полностью с вами согласен! 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
La Gush
|
Оке, мнения совпали 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
Такая компрессия и максимизация делается специально для дешевых колонок, в которых тихие звуки просто не будут слышны. Да, сейчас все лейблы стремятся к максимальному увеличению громкости, что видно, если есть небольшая коллекция компактов разных лет  ! (динамический диапазон бывает у такой музыки 4 Дб Главное чтобы "РАУЛО", а бухой и обколотой публике на все остальное на...ть. что это достаточно утомительно. )))) Да ладно, в этом лишь стремление разобраться во всем и перенять опыт других, честно, я иногда сам себя не переношу )))
|
|
|
Записан
|
|
|
|
La Gush
|
Да, сейчас все лейблы стремятся к максимальному увеличению громкости, что видно, если есть небольшая коллекция компактов разных лет Ну да, особенно заметно по дискам 90ых и теперешних. Только уже куда двигаться, предел по громкости и так давно перешли. Все в угоду дешевых мэпэтри-плейеров и компьютерных колонок...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
trianon
|
может немного не в тему, но меня мучает такой вопрос. Если сто раз перезаписать запись с кассеты на кассету(после первого раза оригинал откладывается в сторону и во второй раз уже используется только-что записанная запись и так сто раз) и сто раз перезаписать с диска на диск(мп3 не берём) то в каком случае останется лучшая запись на выходе 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
diMon374
|
хм... а если пиво пить по 100, переписывая его?  я особо не вникал, но чтото сомнения терзают меня...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
babuin
|
может немного не в тему, но меня мучает такой вопрос. Если сто раз перезаписать запись с кассеты на кассету(после первого раза оригинал откладывается в сторону и во второй раз уже используется только-что записанная запись и так сто раз) и сто раз перезаписать с диска на диск(мп3 не берём) то в каком случае останется лучшая запись на выходе  интересненько)) при перезамиси с кассетки на кассетку отношение с\ш ухудшается на 3дб минимум,а что не так с компактом?? там же вроде кодирование с коррекцией ошибок\перемежение юзается. имхо тут не 100 раз переписывать надо,а ...ну мульен например))
|
|
|
Записан
|
Если в центре пирамиды Хеопса в 12 часов дня установить Александра Солодуху, то луч от его головы укажет, где находятся сокровища
|
|
|
trianon
|
хм... а если пиво пить по 100, переписывая его? я бы до такова не дадумался 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
То, что при перезаписи кассет теряется качество это 100%, тут никаких подтверждений не нужно, у кого есть\была кассетная дека (или катушечник) те знают про такую штуку. А вот на счет компактов, ИМХО все равно теряется, хоть мизер, но теряется, и никакая коррекция потерянного не восстановит в первозданном виде! Как говорил кажись Э.Кустурица в фильм нельзя включить то, что не снято. Кстати пример с пивом корректен  , если переливать из бокала в бокал, то пиво на стенках все равно остается, полностью не перельем, т.е. мы имеем потери пива при перезаливке и можно, конечно долить из другой бутылки, но это будет немного другое пиво 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
trianon
|
может немного не в тему, но меня мучает такой вопрос. Если сто раз перезаписать запись с кассеты на кассету(после первого раза оригинал откладывается в сторону и во второй раз уже используется только-что записанная запись и так сто раз) и сто раз перезаписать с диска на диск(мп3 не берём) то в каком случае останется лучшая запись на выходе  ещё интересно было бы пропустить 100 раз сигнал через ламповый усилитель, и через транзисторный записывая каждый раз на идеальный  носитель, ну и в конце померять(да зачем мерять, всё и так будет слышно) гармоники, шумы и тд и тп. Все вопросы сразу отпадут 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
Ну это в качестве такого "моразма"  Добавлено: 01 Март 2010, 22:08:03
идеальный носитель А где он, этот идеальный носитель  ? Добавлено: 01 Март 2010, 22:08:32
Ну это в качестве такого "моразма" это я про свой пост! Добавлено: 01 Март 2010, 22:12:11
Все вопросы сразу отпадут Это вряд-ли, сколько людей, столько и мнений, да и слушать и измерять можно по-разному. В этом вопросе не будет консенсуса НИКОГДА!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
До сих пор не понимаю как связан ДД и искажения. Видимо рюмки не хватает. Если серьезно, то в теории ЦОС вообще нет понятия КНИ в корреляции с уровнем выходного сигнала, есть понятие соотношение сигнал/шум (что по сути и есть ДД) связанного с точностью вычислений. Теорема Котельникова-Найквиста дает расшифровку предельного случая, когда цифру еще возможно восстановить в аналоговую форму с любой точностью (теоретически) . Как это сделать, это уже вопрос практического характера. Квантование по уровню - это тоже не сдерживающий фактор, т.к. определяет лишь предельное разрешение сигнала хранимого в цифровой форме. ЦАП у нас может быть любой разрядности хоть 18, хоть 20, хоть 24 бита. Но вот теоретический предел 16 бит CD-DA мы уже никак не перепрыгнем. В принципе для достижения теоретического значения ДД из-за невозможности выполнить условия теоремы Котельникова и применяют сейчас передискретизацию, цифровую фильтрацию и т.д. и т.п. Сегодня ДД проигрывателей КД в основном определяется значением соотношения сигнал/шум и достигает значения порядка 113 дБ. Т.е. теоретический предел ДД для данных 24 бита равный ~126 дБ практически сегодня не достижим. А различного рода искажения определяются характеристикой преобразования ЦАП, ее монотонностью.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
не понимаю как связан ДД и искажения. Уровень ограничен искажениями вот и все! На пластинку можно записать уровень еще больше, чем на компакт, только какие при этом будут искажения и можно ли это будет слушать! У цифры динамический диапазон ограничен искажениями еще и снизу, почему - выше написано. Просто есть разумные рамки для каждого носителя, переходя которые мы получаем искажения (например клиппинг при превышении уровня записи). Добавлено: 01 Март 2010, 23:29:43
есть понятие соотношение сигнал/шум сигнал-шум это да, но шумы ограничивают диапазон СНИЗУ, а сверху они его не ограничивают, т.к. уровень записи громких мест фонограммы в разы превосходит уровень шума! Сверху диапазон ограничен искажениями, т.к. если записать говоря простым языком очень громко, то будут искажения! А у ЦД сильные искажения будут еще и если записать слишком тихо!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
Хорошо, давайте сгенерируем синусоиду в цифровой форме с уровнем -3 дБ и -60 дБ с частотой кратной частоте дискретизации и посчитаем КНИ для обоих случаев. У кого, какие идеи как это сделать?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
Да и еще кто знаком с термином pre-emphasis применительно к цифре?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
Ну вы согласны, что искажения диапазон ограничивают? Например что ограничивает диапазон магнитной ленты сверху? Искажения, клиппинг при больших уровнях! Вроде как больше ничего сверху и не ограничит... Как вы думаете? А шумы да, но за шумами мы не услышим тихие места, а громкие места перекроют шумы! Хорошо, давайте сгенерируем синусоиду в цифровой форме с уровнем -3 дБ и -60 дБ с частотой кратной частоте дискретизации и посчитаем КНИ для обоих случаев. а если сгенерить прогой - генератором, параллельно записав со стереомикшера на саунд форж? Добавлено: 01 Март 2010, 23:44:16
Добавлено: 01 Март 2010, 23:44:59
Да и еще кто знаком с термином pre-emphasis применительно к цифре? не знаком, врать не буду! 
|
fg.zip (34,03 Кб - загружено 25 раз.)
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
а если сгенерить прогой - генератором, параллельно записав со стереомикшера на саунд форж? Не не пойдет, давайте сгенерим табличку в Excel-е, тогда мы точно не ошибемся. Ну вы согласны, что искажения диапазон ограничивают? Например что ограничивает диапазон магнитной ленты сверху? Искажения, клиппинг при больших уровнях! Вроде как больше ничего сверху и не ограничит... Как вы думаете? А шумы да, но за шумами мы не услышим тихие места, а громкие шумы перекроют! Я согласен, что можно предположить, что искажения ограничивают ДД в ПКД Вега 122, но не согласен, что они ограничивают ДД в ЦАП Lynx-7V3.
|
|
« Последнее редактирование: 02 Март 2010, 09:52:51 от vulsim »
|
Записан
|
|
|
|
Fankinch
Гость
|
Ну там тоже есть операционники, которые НАВЕРНО (я точно не знаю) перегружаются уровнем! Ведь нельзя уровень увеличивать бесконечно (тут сразу нужно определиться про какой цифровой формат мы говорим и сколько у нас бит есть в кармане  !!!!)! Добавлено: [time]Mon Mar 1 22:57:16 2010[/time]
Хорошо, а снизу диапазон на CD искажениями не ограничен? И еще сразу определимся мы говорим в ПРИНЦИПЕ может ли диапазон быть ограничен КНИ или про конкретный случай! В ПРИНЦИПЕ может, но в частности наприме есть выход из положения применением того-то и того-то... Вы поняли мою мысль? Нужно сразу ограничить рамки темы, а то получится ерунда!!!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
Ну там тоже есть операционники, которые НАВЕРНО (я точно не знаю) перегружаются уровнем! На то у инженера и голова, чтобы этого не допустить. Ведь нельзя уровень увеличивать бесконечно Смотря про какой уровень мы говорим. Дабы не быть голословным прилагаю спектрограмму выходного сигнала ЦАП Lynx-7V3 при уровне -60 дБ. Обратите внимание на уровень и характер спектра продуктов искажений.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
La Gush
|
Да и еще кто знаком с термином pre-emphasis применительно к цифре? А что, его еще используют?.. По-моему, это необходимо было тогда, когда цифровая техника была не так развита, как сейчас
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vulsim
|
Действительно сейчас этот технический прием не используют, хотя в любом ПКД заложена эта возможность. Я это к тому говорю, что инженеры, которые стояли у истоков аудио цифры изначально понимали все проблемы с ней связанные. Предискажение АЧХ для того чтобы расширить эффективный ДД на ВЧ об этом как раз и говорит. Тем не менее со временем потребность использовать этот прием отпала сама собой.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|