
Эскиз или набросок чего-то красивого и непонятного - такой мне видится методика айкидо.
Одна из основных проблем айкидо - это то, что Основатель не оставил методики преподавания.

Если сделать психологические анализ его книг, то можно заметить, что Уэсиба отлично мог "увидеть" человека и раскрыть его потенциал. И, соответственно, методику преподавания он выдумывал на ходу, подстраиваясь под того или иного ученика. Результат - огромное количество знаменитых учеников и при этом фантастическое разнообразие способов исполнения даже основных популярных техник.

К сожалению, такой подход к преподаванию практически невозможен в белорусских реалиях (нет учеников, готовых жить с тренером 24 часа в сутки, да и уровень мастерства тренеров далек до идеала)
Определенные же общие методики преподавания приходится искать "днем с огнем". И именно эти крупицы я буду выкладывать, чтобы с ними разобраться и как-то их упорядочить. Разумеется, буду благодарен, если заинтересованные форумчане присоединяться.
Все материалы будут разделены на 2 категории: общая методика и методика обучения техникам
1) общая методика (сюда можно включить страховки, упражнения по наработке равновесия, входов, чувства КИ своего и уке и т.д.)
Первое, что надо сюда запостить - это, разумеется, бессмертный труд Годзо Сиоды и К. - 6 базовых упражнений айкидо, обязательно с пояснениями из его книги. К сожалению, не редкость, когда люди много лет делают эти упражнения, не прочитав пояснения к ним. И повторяют все основные ошибки японских новичков даже через 4 года занятий.
Хорошо структурированная энциклопедия Есинкан здесь:
http://muzhestvo-aikido.narod.ru/VideoEncyclopedia/Encyclopedia.htmlНиже - 6 базовых упражнений
Второе, что меня заинтересовало - это пошаговая инструкция от Донована Уэйта "как научиться падать". Это видео я бы рекомендовал вообще всем людям. Меньше хирургам работы будет зимой .
Добавлено: [time]Пнд 02 Дек 2013 23:06:07[/time]
Общая методика
Третье. Допустим, человек уже немного прозанимался. Он начинает учить техники. А значит у него появилась тонна вопросов по «неполучающимся» техникам. Существуют несколько простых упражнений, которые достаточно быстро дадут понять новичкам принцип айкидо и сэкономят несколько месяцев (а то и лет) тренировки.
Упражнение 1. Тренер становиться в центр зала и вслух вспоминает слова Сиоды и Саотомэ:
При захвате кататэдори (захват руки выше кисти, разноименные стойки), атакующий может
либо тянуть, либо толкать. Толкать он может, направляя свою силу в большой палец либо в мизинец.
а)
Если атакующий толкает и при этом направляет силу в мизинец, то мы делаем тенкан, вращая свою кисть в сторону мизинца. (Класический тенкан айкидо). Ирими Хо в данном случае НЕ ДЕЛАЕТСЯ
б)
Если атакующий толкает и при этом направляет силу в большой палец, то нам вообще нет нужды делать тенкан. Мы делаем шаг ногой в сторону и выводим атакующего на иккё. (если же мы все-таки делаем тенкан, то по варианту Сайто.) Ирими Хо в данном случае НЕ ДЕЛАЕТСЯ
в)
Если атакующий тянет и направляет силу в мизинец, то ТЕНКАН НЕ ДЕЛАЕТСЯ. Делается Ирими Хо.
г)
Если атакующий тянет и направляет силу в большой палец, то ТЕНКАН НЕ ДЕЛАЕТСЯ, Ирими Хо НЕ ДЕЛАЕТСЯ.
Далее. Всем, кто становиться в пару к новичку (менее 6 месяцев занятий)
запрещается:- блокировать технику (т.е. при начале выполнения техники новичком, менять атаку, уводить центр, «подхватывать» движение новичка),
- делать атаку для другой техники (например, при отработке тэнкана тянуть)
- делать атаки на быстрых скоростях.
- останавливать атаку перед самым моментом контакта с новичком. Либо вообще не делать атаки. (взял медленно за руку и стою)
После такого внушительного спича, отрабатываются тенкан и ирими хо.
Поверьте, если это будет знать каждый в группе, ваши новички очень быстро прекратят "бороться" и начнут делать успехи.