Суд района г. Гродно Адрес: 230015, г. Гродно, ул. Дубко А.И., 9.
Суд Октябрьского района г. Гродно
Встречное исковое заявление о признании договора купли -продажи доли жилого дома ничтожным
18 июля 2003 года между гражданином Республики Беларусь и гражданкой Российской Федерации А был заключен договор, предметом которого является купля - продажа 25 доли жилого дома, состоящего в целом из одноэтажного жилого дома с погребом, с каркасно-насыпной пристройкой, с дощатой верандой, с деревянными сенями, с тремя деревянными сараями, с кирпичным гаражом с погребом, блочным сараем общей площадью – 62,8 м2 , жилой площадью – 45,3 м2. Находящегося на земельном участке принадлежавшему на правах наследственного владения гражданину Д площадью 0,09 га, кадастровый номер 440100000071000686.
Одним из условий договора п. 4, что на момент подписания договора, отчуждаемая доля жилого дома свободна от любых прав и притязаний третьих лиц.
Также, п. 5 договора установлено, что передача доли жилого дома должна произойти по акту приема-передачи.
Сделка сторонами исполнена. Стоимость дома в размере 10 000 000 рублей уплачена покупателем продавцу, а якобы передача недвижимого имущества осуществлена по акту приема-передачи.
Однако, как впоследствии нам стало известно, данная сделка была совершена с нарушениями законодательства Республики Беларусь, и более того, может повлечь для нас наступление неблагоприятных последствий.
Наш отец С владел на основании дарения от своей матери, 35 доли в жилом доме по адресу ул.. В 1984 и 1995 году он согласно ст. 220 ГК РБ возвел и в установленном порядке, действующим на тот момент, зарегистрировал гараж и сарай, как хозяйственные постройки для обслуживания своей доли жилого дома. Законность его права владения подтверждается выпиской из протокола Исполнительного комитета Октябрьского районного совета депутатов от 18 октября 1984 г. №463 (Приложение 1) и выпиской из решения Октябрьского районного исполнительного комитета г. Гродно от 27 апреля 1995 года. ( Приложение 2) и другими документами.
После смерти родителей мы наследовали долю 35 жилого дома и как мы считали, в том числе и недвижимое имущество, которое создали наши родители и владели им до своей смерти. Также, на правах наследованного владения землей мы в установленном законом порядке получили право пользования земельным участком 440100000071000687. На этом - нашем участке расположены наш гараж и сарай.
Однако, гражданка А (приобретатель по договору) не пытаясь достичь соглашения ни с кем из трех сособственников домовладения о выделении доли в совместном домовладении в натуре, обратилась в суд Октябрьского района г. Гродно с исковым заявлением к нам, с требованием - на основании ст. 255 ГК РБ выделить свою долю в натуре в жилом доме (предмет иска) и соответственно за выделением доли в натуре, разделу будут подлежать и подсобные строения, которые, как она считает, находятся в общей долевой собственности с нами , согласно статьи 135 ГК РБ « Главная вещь и принадлежность»
«Вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное»,
Основанием для подачи иска гражданка А считает невозможность реализовать ее право на выделение доли в жилом доме, которое она получила, приобретя долю жилого дома по договору купли-продажи от гражданина Д.
В обосновании свои требований А ссылается на заключенный договор, на основании которого она, якобы владеет на правах общей долевой собственности, в том числе и недвижимым имуществом (сарай и гараж), которое ей не принадлежит и никогда не принадлежало и бывшему владельцы доли – Д.
Считаем , что договор купли продажи ничтожен, а сделка купли- продажи недействительна по следующим основаниям.
Согласно статьи 525 ГК РБ «Определение предмета в договоре продажи недвижимости»
«В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным».
Однако в договоре купли - продажи эта норма статьи 525 ГК РБ не выполнена, всё общее имущество, включая гараж и сарай, и принадлежащие нам, обозначены как находящиеся на земельном участке 0.09 га принадлежащему ответчику, кадастровый номер участка 440100000071000686. Хотя поименованная в предмете договора недвижимость фактически была расположена следующим образов – жилой дом вместе с подсобными помещениями на двух участках, три сарая на участке который находился в пользовании продавца, а на другом участке, которым владел наш отец, а в настоящее время пользуемся мы, сарай и гараж, кадастровый номер участка 440100000071000687.
Более того статьей 527 ГК РБ « Передача недвижимости» установлено:
«Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законодательством или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после передачи этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче»
«Принятие покупателем недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора».
Однако, по акту передачи, который согласно п.5 договора является неотъемлемой частью договора, продавец передал всего лишь часть дома, а не всю недвижимость, поименованную в предмете договора, согласно требованиям статьи 527 ГК РБ.
Из акта передачи видно, что ответчик не передавал приобретателю никакую недвижимость, кроме как часть жилого дома, что прямо нарушает законодательство - статью 403 ГК РБ ч. 2 «Момент заключения договора»
«Если в соответствии с законодательством для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества»
Более того, статьей 402 ГК РБ « Основные положения о заключении договора» установлено:
«Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».
Существенным условием заключения сделки купли-продажи недвижимости, согласно п.4 договора и законодательства Республики Беларусь, является отсутствие притязаний третьих лиц на отчуждаемую недвижимость.
Однако, отчуждаемая 25 доли в том перечне недвижимости, который указан в предмете оспариваемого договора, не свободна от нашего права владения собственностью, установленного статьей 214 ГК РБ «Право собственности граждан и юридических лиц»
«В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан или юридических лиц»
Также, при проведении строительно-технической экспертизы, экспертом было установлено расхождение между фактической жилой и общей площадью жилого дома с той, которая указана в оспариваемом договоре. В договоре купли продажи указано - жилой площади- 45,3 м2, а фактически – жилая площадь составляет 62,8 м2 , общая площадь по договору - 62,8 м2 , а фактически - 70,5 м2.
Такое расхождение между фактической площадью и площадью указанной по договору прямо противоречит требованиям статьи 525 ГК РБ «Определение предмета в договоре продажи недвижимости».
Мы на правах наследников владеем, частью недвижимости в настоящие время, и права владения нашими родителями этой недвижимостью ответчик ранее никогда не ставил под сомнение, никогда не заявлял свои права на это имущество как на его совместную с моими родителями собственность.
Однако в ходе судебного процесса по иску А к нам о выделе доли в натуре в совместном домовладении, нам стало очевидно, что гражданка А преследует цель с помощью судебного спора, не законно завладеть нашей собственностью, либо получить за нее денежную компенсацию.
Эти действия подтверждаются предоставлением в ходе судебного процесса А доказательств о якобы владении земельным участком на котором расположено домовладение, вопросами сформулированными для проведения строительно-технической экспертизы о разделе домовладения, отказом в заключении в Кадастровом агентстве договора на раздел жилого помещения, отказом от заключения мирового соглашения о разделе жилого помещения на основании ст. 119 ЖК РБ, а также не желанием изменять предмет иска, при уточнении исковых требований.
Удовлетворение требований гражданки А в выделении доли в натуре в жилом доме может повлечь для нас наступление неблагоприятных последствий в виде потери собственности, которое создавали наши родители и которым мы владеем на законных основаниях, так как ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 26 марта 2003 г. N 2 «О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИСПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВОМ СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ» п. 23 указано:
«При отчуждении жилого дома подсобные строения переходят к новому собственнику вместе с домом, если при заключении договора не был обусловлен снос или перенос подсобных строений прежним собственником.
В случае раздела жилого дома эти строения выделяются участникам долевой собственности пропорционально долям в праве собственности; при отсутствии такой возможности решается вопрос о взыскании денежной компенсации».
Срок исковой давности по делам о признании сделок не действительными установлен ст. 182 ГК РБ и равен 10 лет.
Законодательством РБ установлено, статья 169 ГК РБ «Недействительность сделки, не соответствующей законодательству»
«Сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения».
ПРОШУ: На основании статей ГК РБ 167-169, 182,402,403,527,525 и ст. 253 ГПК РБ
1. Признать договор купли-продажи от 18 июля 2003 года между гражданином Республики Беларусь Д и гражданкой Российской Федерации А ничтожным, а сделку недействительной.
2. Применить последствия недействительности сделки.
В обеспечение иска, прошу суд истребовать из Кадастроваго агенства , акт приема передачи имущества, между гражданином Д и гражданкой А.
Приложения:
1. Выписка из протокола Исполнительного комитета Октябрьского районного совета депутатов от 18 октября 1984года. (копия)
2. Выписка из решения Октябрьского районного исполнительного комитета г. Гродно от 27 апреля 1995 года.(копия)
это мое дело за спадчыну борюсь
также был бы благодарен если активисты этой ветки дали бы свое заключение по обоснованности моих встречны х требований
Также хочу добавить , что наши адвокаты мне советовали смириться , что дом разделят и ничего против этого не сделаешь
Добавлено: [time]Сбт 30 Мар 2013 23:53:53[/time]
и еще ... суд идет так , что скорее всего сторона предъявила в суд весомые аргументы ...