Сначала сын очень увлекся греческими мифами, ну прямо очень. Мы их подробно изучили, и стало понятно, что он хочет еще. Перешли на египетские (в целом о мифах отдельно напишу), и после них постоянно стали сыпаться вопросы – а что было раньше? а как все начиналось? и т.д. Начала рассказывать, и поняла, что сложно мне все полностью охватить. Решила глянуть, что есть из детской литературы на эту тему, и мне открылся новый дивный мир ))) Оказывается, есть великое множество произведений, написанных учеными-историками, археологами и этнографами про самые разные периоды существования нашего мира. И там как раз все как нам надо – приключения детей/подростков в определенном временном отрезке. Почему мне в детстве это не попалось – не знаю… Мне бы определенно зашло, тем более я читала очень много и с удовольствием, но, видно, в начале 90-х было не до этого…
Дальше оказалось, что не все из интересующих меня книг сейчас переиздаются, но электронная книга у меня есть, и это оказалось хорошим подспорьем ) Тем более я уже знала, что ребенок хорошо слушает и электронную книгу (он у меня взращён на Нигме, Мелике, Речи, Розовом Жирафе, т.е. в свое время красивых и хороших книг у него было много и после 6-ти уже содержание стало важнее картинок. Мы таким образом читали летом в парке – он лазит по турникам, я читаю свою книгу, пришел передохнуть – я переключилась на его).
И интернете, конечно же, оказалось море информации о нужных мне авторах и произведениях, но четкого хронологического списка я не нашла. Пришлось для начала самой прочитать все найденное о Каменном веке, а потом уже начинать читать ребенку.
Итак, первая книга о самой-самой заре времен – «Рам и Гау» Софья Радзиевская.
Она сейчас издается в из-ве «Облака». Книга ребенку ОЧЕНЬ понравилась. Пожалуй, это был первый раз, когда он реально не отлипал от меня с просьбами «читай дальше», хотя к тому времени мы уже прочли немало длинных книг. В этой истории речь идет о тех временах, когда люди вели кочевой образ жизни и огонь был освоен только частично – одно из показанных племен его освоило, но наши герои только начинали подходить к мысли, что может дать обладание ярким пламенем.
Дальше мы прочитали коротенький рассказ "Глаза ночи" - Бахревского Владислава.
Тут сразу виден прогресс по сравнению с первой книгой – люди уже не бегают с места на место, а живут в пещере.
После этого мы прочитали три произведения Семена Каратова – «Быстроногий Джар», «Земля мамонтов», «Каменный исполин».
Первая книга – самая удачная, на мой взгляд, но ребенок просил еще, поэтому прочитали все три. Опишу мир Джара – его племя живет в пещере, огонь уже давно «приручен», несъеденное мясо умеют хранить некоторое время, и главное – Джар совершенно случайно и неосознанно делает попытку приручить собаку!
Дальше по хронологии можно поставить "Сказание о верном друге" - Харламов Дмитрий.
Тут у нас вышла накладка – книга не зашла ребенку почему-то, и я ее отложила на пару месяцев, а потом мы к ней вернулись и успешно дочитали. Первые главы уж сильно лирические, когда в сюжете появляются дети, все становится намного веселее. Тут речь идет о племени, которое ищет дорогу на юг, в теплую страну предков. Жить в пещерах умеют, огонь знают и тут уже появляются шаманы, которые вносят свою лепту в развитие общества… В центре сюжета история детей, и очередная версия приручения собаки, на этот раз из волчонка.
Следующая книга – «Вдоль Большой реки» Уткин Владимир.
Здесь уже показано более развитое общество – люди умеют строить хижины, собаки давно приручены, есть опыт объединения с соседними племенами для охоты на мамонтов. Примечательно, что люди уже не просто научились шить одежду, но и задумываются над тем, как бы ее украсить ) Именно в таком обществе и живет главный герой-мальчишка, которого ждут самые разные приключения.
Дальше у нас по плану Писарев Сергей «Повесть о Манко Смелом», Александр Волков (да-да, тот самый) «След за кормой» (как минимум первая часть), и Александр Линевский «Листы каменной книги» (хотя вот тут не знаю… это уже практически конец эпохи и количество интриг просто зашкаливает. Наверное, эту книгу надо попозже читать, но посмотрим, как дойдем). Последние две сейчас издаются.
Что мне особенно нравится в этих книгах, главные герои в них – дети/подростки, наделенные широтой мышления и умом, способные видеть необычное решение там, где для остальных все привычно и банально. Именно благодаря таким людям человечество не топчется на месте, а движется вперед.
И ведь это точно начало! Я уже успела прочитать несколько книг про древние царства ближнего востока, про античность, про Китай, про Русь, а сколько еще в планах ))) Оказалось, что мне реально интересна история, когда она идет через художественный ракурс.