Хочу рассказать не о легендах, а о двух фактах,в которых сам принимал участие. Где то в середине 80-ых при реставрации монастыря Базилианок,что на Новозамковой, во время проведения земляных работ по всей территории монастыря были вскрыты хаотичные захоронения, внавалку, без гробов на глубине от полуметра до метра. Даже снаружи , за стеной на склоне со стороны "Раницы" их кости выкапывали бульдозером при прокладке трубопровода. Никто их не перезахоранивал, так они там везде и остались.сам я думал,что это наследство осталось от гетто,но когда спросили археологов,кто то туманно ответил,что при анализе костей в Минске датировали их 19- ым веком. А как там на самом деле,кто его знает?А может кто и знает да еще и тут тусуется! Может какой историк забредет и нам всем правду расскажет!
Кстати в этих фактах нет ничего удивительного, об этом писал Гостев А.П.:
"Интересны еще некоторые подробности из жизни уже несуществующего храма. Так, например, внутри Фары Витовта было множество захоронений горожан. Во всех странах Европы было привилегией хоронить близких около алтаря либо у входа в святыню. Практически весь пол храма был выложен надмогильными плитами. Под ними находились склепы, в которых хоронили представителей духовенства, зажиточных мещан и шляхту. В Фарном костеле существовали обычные, семейные, цеховые и братские склепы. Ремесленников, купцов и городской плебс хоронили около храма, на прикостельном кладбище, основанном, вероятно, в конце XIV в. Кроме того, что территория вокруг костела была местом упокоения жителей города, она имела еще и иные функции, кажущиеся странными и недопустимыми в наши времена. В средневековой Европе кладбище было местом публичным: здесь отправлялись религиозные обряды, проходили общественные собрания и даже совершались прогулки. Здесь же решались всяческие дела. На кладбищах строились жилые дома и торговые лавки. Гродненское кладбище вокруг Фары Витовта также не было исключением, а соседство застройки с могилами было нормальным явлением и не смущало гродненских мещан. В XVIII в. тут размещался приют для убогих и нищих, сад, «в котором разные новопосаженные деревья фруктовые находятся», лавки и дом торговца книгами. В мае 1753 г. пожар уничтожил значительную часть Гродно, в том числе все постройки на кладбище и его ворота. Через двадцать лет ограда кладбища была полностью разрушена. Эпоха Просвещения во всей Европе принесла новый взгляд на санитарно-гигиеническое состояние городов. Перенос кладбища беспокоил не только жителей Гродно. Решение подобных проблем входило в компетенцию так называемых комиссий Доброго Порядка , которые занимались обустройством всех сфер жизни городов Речи Посполитой: финансово-налоговой, хозяйственной, кадровой, строительной, противопожарной, санитарно-гигиенической. В период деятельности так называемого Великого Четырехлетнего Сейма (1788 - 1792) комиссия занималась упорядочением деревянной застройки города, его озеленением и переносом кладбища за черту города (в район современной ул. Белуша)."