Aleksandr_Sever
|
То, что Литву рисуют в районе Новогрудка и намного южнее - прослеживается влияние Ермаловича (Ермалович нарисовал Летописную Литву на стыках между Гродненским и Полоцким княжествами, поскольку в пределах этих княжеств не решился это сделать). Но эта его гипотеза отвергнута на сегодняшний день официальной наукой. Если он так хотел доказать, что летописная Литва - это Гродненщина, мог бы разместить ее где угодно, только не там, где она есть на этой карте , например, в Щучинском районе, Ивьевском или даже возле самого Гродно, и никто не смог бы его опровергнуть, поскольку в условиях крайней бедности письменных источников и недостатке и специфике археологического материала это было бы очень трудно, можно сказать, даже невозможно сделать. Но именно по этому зеленому пятну, которое на карте подписано Литвой (но только южнее Немана) - шли волна за волной славянские поселенцы, начиная с 5 или 6-го века, и особенно в 7-9 веке, т.к. это - наиболее удобная сухопутная магистраль, фактически мост или перешеек между болотами и реками - наиболее близкий и прямой путь со стороны Туровщины и со стороны Слуцка в Принеманье, а он находится у самых истоков Немана, и колонизировался славянами одним из первых.
И потом, "древне" Римская империя и скандинавские саги рядом стоять не могут. Когда во 2-м веке упоминали галиндов, речь об упите, нальшанах и деволтве, и даже о Литве не могла идти (первое упоминание 1009 год), а рядом с галиндами в то время проживали финны и германские племена. Материал не имеет научного значения, может украшать страницы "Совершенно секретно" и т.п. Конечно, ятвяжские племена имеют большое значение в истории гродненщины, но очерчивать их ареал нужно осторожно, поскольку название деревни Ятвезь, к слову, может свидетельствовать не о том, что в этой местности жили ятвяги, а как раз об обратном, что несколько семей ятвягов когда-то жили в окружении иноязычных племен, которые выделили их от своих соответствующим названием. Также нужно учитывать степень сплоченности племен. В пределах той максимально очерченной границы выступали ли они под единым знаменем? Конечно же, нет. И границы постоянно менялись и были условны, и, хотя они и были родственны, но отнесение всех западно-балтских племен к ятвягам неправильно... И потом, не упоминаются не одна из современных серьезных работ по вопросам ятвягов (хотя, признаю, что их не так и много), а лишь очень старая работа одного автора. Согласитесь, что это - уровень школьного реферата (и то троешного, поскольку даже в школе учат использовать не один, а хотя бы два-три корректных источника).
|