Almador
|
Небольшая подборка святых отцов на тему соития: Максим Грек (Творения, ч.2, сл.27)"Максим Грек (Творения, ч.2, сл.27): «Известно, что детородные уды приданы при создании обоим полам ради двух причин: чтобы посредством их сохранился род человеческий и не исчез бы окончательно, и чтоб чрез них выбрасывалось всегда излишество переваривающейся пищи. Творец, знающий все прежде бытия, знал, конечно, вперед имеющее совершится отпадение первозданного от Бога, знал так же и причину этого отпадения, именно, что они восхотят быть равными Богу. По этой причине премудрый Создатель придал им такие скотские уды и вложил в них сильное разжжение скотской похоти, чтобы они и против воли совокуплялись друг с другом и рождали детей. Иначе мы не хотели бы совокупляться друг с другом, имея ввиду, каждый пол, множество несносных страданий деторождения и воспитания рождаемых, - женский пол, имея ввиду девятимесячное тягостное рождение во чреве и те пакости и огорчения, какие впоследствии, по рождении, приходится терпеть, и неотложные заботы о младенце, пока он достигнет известного возраста; отец так же, имея ввиду множество попечений о воспитании своих детей, как лучше их воспитать и научить благочестию, а потом сыновей женить, а дочерей выдать замуж. Этим доказывается, что премудрый Создатель имел ввиду умножение нашего рода другим каким-либо способом, более высоким и превышающим ум человеческий способом, приличным существу, созданным по образу и подобию Божию и не принудил бы Того, Кто не подлежит никакому принуждению, усвоить своему образу такое постыдное и скотское безобразие и скверное смешение. Неправильно, поэтому, понимать и утверждать, что человек, созданный по образу и по подобию Божию, то есть бессмертным, бесстрастным и нетленным, если и бы сохранил заповедь Создавшего его, имел умножаться посредством такого скверного и скотского совокупления. Ибо при скотском совокуплении по необходимости должно быть скверное истечение, без которого зачатие быть не может. Если же есть истечение, то значит, есть и тление и сокрытая страсть; следовательно, зачатое и рожденное и воспитанное уже не бессмертно, но тленно и смертно и маловременно. Ибо все, что от тления имеет начало, по необходимости подлежит тлению и смерти. Следовательно, другим способом, чуднейшим и для нашего ума непостижимым, имел умножаться род человеческий, а не посредством скотоподобного совокупления, как думают некоторые, рассуждая недостойно Божественного образа. Не будем же рассуждать о том, что превосходит наш разум и наше понимание…»." http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=snecessity Феофан Затворник (Толкование Послания к римлянам 1,24)«Плотское возбуждение само по себе ничего грешного не имеет. Оно дано вместо проводника к деторождению для распространения и сохранения рода, и в естественном порядке престает вместе с исполнением сего назначения животного организма. Видим у животных, что у них это дело исполняется однажды в год. Потом они успокаиваются и никакой тревоги с этой стороны не испытывают, как исполнившие долг естества». Когда же оно имеет самовольный характер, то это проявления греха." Климент Александрийский. Педагог, ч.ΙΙ, гл. 10«Ближайшая цель супругов — это иметь детей, цель же высшая — иметь детей добрых (благочадие). И для земледельца забота о пропитании служит побуждением к посеву семян; целью же земледелия является снятие плодов. Но гораздо выше стоит земледелец, засевающий ниву одушевленную. Один обрабатывает поле, имея в виду получить преходящую пищу, другой, — имея в виду целость вселенной. Один насаждает для себя, другой насаждает и сеет из послушания Богу, изрекшему: Размножайтесь. Причем и то нужно иметь в виду, что человек, содействуя происхождению человека, становится образом Бога. Не всякая почва восприимчива для принятия семян; или если и всякая, по крайней мере, не для семян одного и того же земледельца. Не следует на каменистую почву сеять, ни тем менее злоупотреб##ть семенем, этим проводником и началом порождения, в котором дремлют его законы. Направлять же эти естественные законы вопреки разуму на пути противоестественные вообще крайне нечестиво. Послушайте, как уже Моисей, этот всемирный мудрец, некогда символически осудил соитие, совершенное не с целью зачатия. Он говорит: Не ешь зайца и гиены. Он не желает, чтобы человек проникался их свойствами, ниже чтобы погрязал в их похотливости, потому что эти животные, стремясь к любовному соитию, одержимы бывают бешеной похотью… Дело в том лишь, что животное это, т.е. гиена, в высшей степени похотливое. Под хвостом, близ выхода для испражнений у нее имеется своего рода кожаный мешок, весьма напоминающий срамные части самки. Отверстия же этот нарост никакого не имеет, которое выходило бы в какую-либо дельную часть организма ила в матку или, например, в прямую кишку. Нарост этот представляет из себя внутри лишь пустоту, принимающую на себя, но совершенно понапрасну, пустое сладострастие этих животных, когда естественные пути для зачатия плода не оказывают расположения к соитию. Этот нарост общ и для самцов, и для самок гиены и он-то делает их чрезвычайно сладострастными. Самец поэтому попеременно и берет, и подставляется, оттого и самка гиены вообще встречается в природе весьма редко; потому же это животные и зачинают не часто; в них довольно ярко заявляет о себе насыщение, не заботящееся о целях природы… Урина выделяется в мочевой пузырь, смоченная пища в желудок, слезы - в глаза, кровь - в вены, сера — в уши, слизь - в ноздри, и заднепроходная кишка служит общим проходом для экскрементов. Только относительно гиены природа допустила некоторое разнообразие, для излишнего и бесплодного соития этот излишний нарост мяса измыслив и зудящим срамным частям на некоторое время с его впадиной заставив его служить; но эта пустота вводит гиен в обман, потому что она вовсе не для порождения назначена. Отсюда становится ясным и всеми должно быть признано, что уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия» http://www.pagez.ru/lsn/0102.php#2). Климент Александрийский. Педагог, ч.ΙΙ, гл. 10"Поэтому же этот самый Моисей запрещает и сходиться с женами, когда у них бывают месячные очищения. Ибо не прилично семя, из которого будет развиваться жизнь, и вскоре за тем возникнет человек, осквернять тем, что выводится из тела ради его очищения, нечистым истечением плоти и теми выделениями, которые выходят из организма при очищении его обливать и в них как бы полоскать. Да и семя, если оно не соприкасается с углублениями внутри матки, тотчас же портится и родотворной силы лишается. Ни о ком из древних евреев у Моисея поэтому и не говорится, чтобы он сходился со своей беременной женой. Ибо и без того пустым будучи, это удовольствие, если кто им пользуется и в браке, становится нечестивым, не соответствующим идее брака и противоразумным" Cвятой мученик и философ Иустин «Мы и вступаем в брак, не с иной целью, как только с тем, чтобы воспитать детей… Срамное совокупление у нас не является таинством … Один христианин в Александрии даже просил оскопить его» (Муч. Иустин Философ. Апология 1: 29. PG.6:373) Свт. Епифаний Кипрский«Некоторые, увлекаясь и устремляясь к неумеренному сладострастию, … желают и святых порочить в видах своего собственного злого и немощного помысла. Для таких апостол Павел пишет: "Хочу, чтобы все были такими, как я" (1Кор. 7:7). Эти слова в каком ином смысле сказаны, если не в смысле чистоты? Но он же добавляет: "Но блуда ради каждый имей свою жену" (1Кор. 7:2). Здесь пропущено местоимение. Речь здесь обличительная и более увещательная. Апостол имел ввиду: блудодеяния ради вашего. … А между тем сказано было это в осуждение некоторых, которые не хотели служить Богу после того, как стали жить и по закону употреб##ть свой сосуд для деторождения. Так употребляли и древние отцы наши, как мы находим в Писании: "Ребекка от единого ложа имела" (Рим. 9:10). К изречению от единого ничего не добавлено, и этим показана праведность зачатия, ибо свидетельствуется, что Исаак, после того как получил от Ребекки двух детей, уже больше не сожительствовал с нею» (Свт. Епифаний Кипрский. Панарион, гл. 58 (78): 22. Творения, ч. 5. с. 269-270). Священномученик Мефодий Патарский. "Пир 10 дев""Как могут войти на праздник со Христом неукрасившие своей кущи ветвями девства, этим богонасажденным блаженным растением, которым должны облекаться и осенять свои чресла поспешающие на этот праздник и брак? Вникните же, прекрасные девы, в самое Писание и заповеди, как Слово (Божие) поставило девство в заключение всех вышесказанных добродетелей, научая, сколь оно прекрасно и вожделенно при воскресении и как без него никто не получит обетованных благ; его мы, девствующие, преимущественно и возделываем и приносим Господу. Впрочем его имеют и те, которые девственно живут с своими супругами; они приносят как бы отрасли от ствола его, произращающие целомудрие, не достигая и не касаясь верхних и великих его ветвей; однако тем не менее и они приносят хотя малые отрасли девственности
А похотливые, хотя и не предающиеся прелюбодеянию, но с одною изаконною женою обращающиеся невоздержно, как будут праздновать, какбудут веселиться, когда они не украсили своей кущи, т.е. плоти, ветвямиагноса и не внимали сказанному: и имеющие жен должны быть как не имеющие? (1Кор.7:29)" (Речь 9, гл. 4)
Свт. Афанасий Великий на слова Пс. 50: "Се бо я беззакониях зачат есмь и во грехах родила меня мать моя", пишет: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление . Преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама , т.е. в следствие уклонения данного ему от Бога закона. Итак, все рождаемые от Адама, зачинаются во беззакониях, подпадая осуждению прародителя. А сказанное "во греха родила меня мать моя" означает то, что общая всем нам праматерь Ева первая породила грех, как возжелавшая удовольствия . Потому и о нас, подпадших осуждению праматери, говорится, что мы рождаемся во грехах . Давид показывает, как человеческая природа изначала греху подпала в преступлении Евы, и как рождение стало подлежать проклятию» (Свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. Пс. 50: 7. //Творения в 4-х тт. Т.4. Изд. Валаамского Подворья, М. 1994г. с. 175-176. PG. 27: 239).
|