Старый мост. (Прочитано 7363 раз)

sembat Старый мост.

« : 23 Сентябрь 2007, 23:24:55 »
Предлагаю делиться информацией. На других блогах есть ,а у нас нет.

sembat Re: Старый мост.

« Ответ #1 : 23 Сентябрь 2007, 23:26:34 »
Вот первая информация: профессор Черепица В. И. :"Одним словом, в начале 1903 г. разговоры о необходимости постройки через Неман грузо-пешеходного моста стали серьез¬ной заботой гродненского губернатора П.А. Столыпина и всего его распорядительного комитета. В 1906 г., после получения не¬обходимых средств и разыскания толкового подрядчика (им ока¬зался варшавский предприниматель Рудский) работы по соору¬жению моста по проекту инженера Полозовского начались. Мост был необыкновенный, так как строился на двух кессонах, закла¬дываемых в грунт на расстоянии пяти саженей от речного дна. На строительство моста вместе с подходами - подъездами было выделено 800 тысяч рублей, не считая безвозмездно отпущенной городом земли, причем 300 тысяч рублей было дано из земских сумм и 500 тысяч рублей - военным ведомством. Все работы по сооружению моста велись под наблюдением Гродненской войсковой комиссии, председателем которой был князь Бе-гильдеев.
Следует заметить, что военное ведомство первоначально предполагало строить мост против военных лагерей, которые располагались на далеком расстоянии от центра города. Есте¬ственно, что горожане как могли противостояли этим планам. Большую роль в отстаивании их интересов сыграл авторитет¬ный в городе человек, бывший управляющий Гродненской кон¬трольной палатой, председатель правления православного Со¬фийского братства М.К.Стояновский, который в особом пред¬ставлении государственному контролеру доказывал необходи¬мость постройки моста ближе к центру города. Ближайшим спод¬вижником Стояновского в этом межведомственном споре был гродненский гражданский инженер и архитектор Николай Вене¬диктович Романов. В конце концов эта точка зрения на строи¬тельство кессонского стратегического моста восторжествовала. В ходе трехлетнего его сооружения Н.В. Романов вложил нема¬ло сил, дабы мост не только соединил две части города, но и что¬бы подъездные пути к нему (на Фордштат, а также соединитель¬ные ветки по направлению к Лидскому шоссе) были как можно удобнее. Помимо всего, как архитектор он хотел, чтобы и сам мост украсил город на Немане.
Летом 1909 г. начались испытания нового моста, которые проводились под наблюдением известного профессора-мостови¬ка Белелюбского. Они состояли в том, что через мост были про¬пущены три тяжелые артиллерийские батареи; вместе с ними прошли по мосту и его строители. Испытания закончились впол¬не успешно, и 24 июля 1909 г. столь необходимый городу мост в торжественной обстановке был открыт. Но и после этого шло внимательное ежедневное наблюдение за его состоянием и экс¬плуатацией на протяжении целого года. Наконец, 9 ноября 1910 г. император Николай II "за отличные результаты при по¬стройке Петровско-Николаевского моста через реку Неман в городе Гродно объявил Высочайшую благодарность его Импе¬раторского Величества всем членам Гродненской Войсковой Строительной Комиссии, а также представителю Гродненского губернского распорядительного комитета гражданскому инже¬неру, статскому советнику Романову за отличное исполнение возложенных на них поручений по постройке названного мос¬та".

image Re: Старый мост.

« Ответ #2 : 24 Сентябрь 2007, 00:15:04 »
Так ведь не на пустом месте построили мост.
Какой мост был на этом месте раньше ?

sembat Re: Старый мост.

« Ответ #3 : 24 Сентябрь 2007, 22:43:16 »
Начало первой информации. Источник тот же- профессор Черепица В. И.:"Вплоть до начала XX века экономическое развитие г. Гродно серьезно сдерживалось отсутствием постоянного сообщения между центральной частью и занеманской, так называемым Форштадтом. Существовавший с начала 1860-х годов железнодорожный мост в этом плане практически был не в счет, ибо обеспечивал только движение товарных и пассажирских поездов. Общение же жителей города, живших по обе стороны Немана обеспе¬чивалось лишь посредством лодочников-перевозчиков да парома. О том, что такое гродненский паром, хорошо рассказал Всеволод Крестовский в своих "Очерках кавалерийской жизни": "Паро-ом!.. ге-ей! Да-вай жи-ве-я па-ро-ом! - рупором приставив руки к губам, звучно подает вахмистр голос на тот берег.
- И -де-ет, - протяжным откликом доносится к нам из тумана с середины реки - и вот минут через десять, выплывая из белесоватой мглы темной массой, паром неуклюже и медленно причаливает к берегу.
-      Переправа повзводно. Первый взвод вперед, шагом - марш!
Люди спешно двинулись к парому.
-      Не жмись! Не напирай! Куды вас, дьяволы, всех разом поперло! - распоряжался и хлопотал ротмистр. - Вводи в порядке поочередно, на лошадь дистанции, по одному!.. Да осторожнее! Под ноги гляди! Ставь коней рядом, головами в поле, к воде, задом к середине!.. Да без суеты! Потонешь! Не бойсь, никого не забудем, всех возьмем!.. Ну? Готово, что ли?
-      Готово!
-      Ну, отчаливай с Богом! Господь с вами!..
И паром, как-то скрипя и кряхтя, грузно и тяжело отчаливает от берега и уплывает в редеющую мглу тумана. С реки слышно, как иногда тревожно топнут о настил парома конские копыта и вслед за тем резко и коротко взвизгнут сердитые жеребцы.
Паром придет обратно не ранее, как минут через двадцать, а то и через полчаса. Переправа - дело довольно скучное, потому что, пока последовательно перевезутся все четыре взвода, пройдет по крайней мере часа полтора времени, в течении которых сиди себе на берегу и, что называется, жди погоды. Скучно. Смотришь рассеянно на скучающих и потому понуривших головы коней, и на топчущихся с холоду солдатиков, на возы и фурманки, которые скопляются все более и которым долгонько-таки придется дожидаться своей очереди на пароме... "
Сюжет, замечательный в историко-литературном произведении, охватывает лишь маленький эпизод из жизни уланского полка, отправляющегося на маневры, а вот что творилось на пароме не ранним зимним утром, а весной - летом - осенью, да еще в базарные дни или в церковные праздники. Думается, что под пером бытописателя рассмотрение неудобств, связанных с гродненским паромом, могло бы занять значительно большее число страниц, чем у Крестовского. Проклятия в адрес парома и его владельцев были на устах у всех гродненцев от мала до велика."

ali-k Re: Старый мост.

« Ответ #4 : 01 Октябрь 2007, 23:44:48 »
Насколько я знаю,последний мост был снесен в 1860-х годах, по простой  причине - сгнил, поэтому и разобрали. А стоял он между ж/д мостом и старым мостом, там где сейчас пляж. А вообще за всю историю г.Гродно было множество мостов и стояли они в разных местах, но в основном на месте нынешнего Старого моста, наверно из за удобного рельефа местности.
(1/6) > >>

Ответ

Улыбка Подмигивающий Веселый Смеющийся Злой Грустный Шокирован Крутой Непонимающий Строит глазки Показывает язык Обеспокоенный Рот на замке В замешательстве Целующий Плачущий