В поисках утраченногоПОПКО Иосиф, "СБ"
http://www.sb.by/article.php?articleID=63806На страницах нашей лауреатской рубрики авторы не раз писали о Гродно, о сохранившихся в городе архитектурных памятниках. Сегодня расскажем о самом почтенном из них.
Борисоглебская (Коложская) церковь, построенная в 80–е годы XII века... Древнейший в Беларуси храм — уникальный исторический объект. В любое время года у этой действующей церкви много прихожан и туристов. Автобусы с гостями, в том числе иностранными, здесь бывают ежедневно. Но самобытное здание, возвышающееся на крутом берегу Немана, давно уже требует реконструкции. Без нее оно может превратиться в руины. Проект восстановления Коложи готов. Сейчас он согласовывается с экспертами, после чего будет проходить утверждение в Министерстве культуры. Во втором квартале этого года к работе должны приступить строители. Ожидается, что после реставрации святилище будет включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, причем по наивысшей категории.
Перед проектировщиками сразу же встал вопрос: как обновлять храм, который несколько раз менял свой облик? Выдвигались различные варианты, причем совершенно противоположные. Чтобы разобраться во всех тонкостях, окунемся и мы в глубину веков.
Я стою у мозаичной стены Коложи, от которой невозможно оторвать взгляд. Сразу же бросается в глаза, что в кладке здания использованы валуны, служащие также и для украшения стен. Есть много голосников, которые не только улучшают акустику, но и облегчают несущие конструкции. Присутствует здесь и визитная карточка гродненской архитектурной школы — декоративное украшение фасада обработанным камнем и майоликовыми плитками, характер которого ученые соотносят с древнеславянскими традициями вышивки и ткачества.
До сих пор много споров по названию церкви. Почему она — Коложская? Исследователи это объясняют двояко. По первой версии, название пришло в Гродно из псковского посада Каложе, захваченного в 1406 году князем Витовтом вместе с псковичами. Согласно второй версии, слово произошло от славянского названия незаселенного урочища Коложань («коложань» обозначает место, где бьют многочисленные родники, которое свято почиталось окрестными язычниками). Церковь и православный монастырь размещались на окраине города. Крестоносцы их потом разбили. Впервые восстанавливал утраченные святыни знаменитый гродненский каштелян Давыд Городенский.
Затем, в XV — XVIII веках, последовали новые разорения и ремонты Коложи. Следы каждого можно найти на стенах. После того как весной 1853 года церковь была частично разрушена оползнем, монастырь перевели в новое здание, которое существовало на месте нынешнего драмтеатра.
Две серьезные попытки реставрации Коложи — в 1889 — 1911, 1934 — 1939 годах — оборвали мировые войны. В советское время храм был изъят из собственности церкви. Он долго стоял пустым, пока его не передали в собственность областного историко–археологического музея. Но именно музейщики в конце 40–х годов прошлого века помогли экспедиции Академии наук СССР на раскопках уникальными материалами из своих фондов.
В 1979 году собственником Коложи стал республиканский музей атеизма и истории религии. Его коллектив выступил инициатором исследований состояния храма, которые проводились минскими специалистами. «Тогда же установили самый ранний «маячок» на трещине восточного фасада. В этот период сняли штукатурку с внутренней части северной стены и колонн, обнаружили остатки фресок и провели консервацию плинфы, поставили дополнительные «маячки», — вспоминает бывший работник музея, а теперь авторитетный историк архитектуры Игорь Трусов.
Однако до серьезной реконструкции руки не доходили, хотя она очень была нужна. После того как в 1991 году оползневые процессы в толще берега усугубились, к проблеме Коложи наконец–то вернулись. На помощь пришли даже французские специалисты. Но вскоре все снова заглохло.
Лишь в 2000 — 2005 годах склон укрепили и приступили к проектированию реставрационных работ. Ориентиром для архитекторов стал XIX век. И это не случайно. В Петербургском архиве Игорь Трусов обнаружил обмерные чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до их обрушения. Появились первые достоверно научные изображения потерянных частей здания.
Возвращаться же к исходному, что было в XII веке, стало бессмысленной идеей — неизвестно, как тогда выглядела церковь. Ее верхняя часть, скорее всего, была утрачена в конце XIII века. «Родные» стены сохранились только на две трети от первоначальной высоты. Сведения об одной трети, о системе перекрытий и куполе до сих пор покрыты тайной. Загадкой является и содержание грунта под зданием. Это обнаружилось пять лет тому назад, когда в одну из скважин для сваи верхнего пояса закачали раствора в несколько раз больше нормы.
Так что воссоздать Коложу в абсолютно достоверном виде сегодня нереально, однако есть возможность восстановить объективный архетип памятника, чем сейчас и занимаются проектировщики. Подготовительные работы планировалось завершить еще два года назад. Но тогда неожиданно подвели столичные специалисты, затормозившие процесс.
Корректировкой проекта после этого занялся институт «Гродногражданпроект». В управлении капитального строительства Гродненского облисполкома, которое является заказчиком необычной стройки, пояснили, что вся документация сейчас проходит научную экспертизу. После ее утверждения в Министерстве культуры — предположительно в апреле — мае этого года — строители придут к Коложе.