Мне кажется, что имело место терминологическое расхождение с использованием термина «язычество» (под «паганством» ты имеешь в виду язычество, я не ошибся?). Под язычеством следует понимать прежде всего личный духовный путь, целостное мироощущение, миропереживание, приводящее к соответствующему миропониманию и мировоззрению. При том, что наличие некоторых конкретных практических знаний и знакомство с живыми традициями будет второстепенным.
Я гэта й меў на ўвазе..
Честно говоря, я не вижу необходимости акцентировать внимание на различиях (тем более, что они непринципиальны) между языческими традициями современных славянских народов
Дый мне проста цікава, якія адрозненні былі.. Між іншым, праз гэта некаторым можна паказаць, што нават у 1-ым тысячагоддзі продкі беларусаў не толькі ў чымсьці адрозніваліся ад продкаў расейцаў паходжаннем, але й міфалагічна-рэлігійнымі, светаўспрымальніцкімі ўяўленнямі..
на формирование которых прежде всего влияла христианская религия, а не язычество.
Адносна фарміравання беларусаў я б падкрэсліў хрысціянства й паганства ў спалучэнні..
Логика-с… Из первого второе ну никак не следует :о)
Логіка тут самая што ні на ёсць прамая.. Балцкі субстрат пэўна адрозніваецца ад фіна-угра-цюрскага, пад уплывам якога фарміравалася расейская народнасць..
Ну и что с того. На территории Белоруссии больше других богов почитали Велеса, на территории Восточной Германии – Световида, России и Украины – Перуна.
Вось у гэтым ужо й назіраецца адрозненне.. Адрозненне ў светапоглядзе й светаўспрыманні, якое базуецца на шанаванні багоў з рознымі функцыямі..
То, что славяне тысячу лет назад колонизировали земли балтов не значит, что они принимали их верования. К тому же многие из славян на тот момент были вполне себе православными.
Пранікненне славянскага элемента на беларускія землі датуецца прыблізна 6-8 стст... Праваслаўнымі яны тады быць увогуле не маглі
И не следует забывать, что балты были ассимилированы славянами, а не наоборот. А это говорит о том, что славяне были более развитым народом. Поэтому говорить о значительном взаимопроникновении культур тоже не приходится. Оно, конечно было, но в более одностороннем порядке (от славян к балтам).
Так, але я вам магу прывесці шмат прыкладаў захаваўшыхся балтызмаў у беларускай мове, потым балцкія тапонімы й гідронімы (напр. Жытомля, Ясельда і г.д.), балцкія рысы адзення (намітка й г.д.) і шмат чаго іншага..
С обрядовой стороной современных языческих общин Белоруссии и России признаюсь знаком слабо. Не знаю что там с Зюзей, Живой и др., но мне достоверно известно, что Комоедицу некоторые Русские общины все же отмечают.
Да пры чым сучаснае паганства.. Прачытайце хаця б "Жівопісную Россію" ці Льва Гарошку "Уводзіны ў беларускую міфалогію" - там і Зюзю й яшчэ шмат чаго цікавага знойдзеце.. Дарэчы, а дзе сёння расейскія "абшчыны" Камаедзіцу адзначаюць ?? Раптам не на Смаленшчыне..??
Кстати о Комоедице. Как известно, Комоедица – это праздник, посвященный медведю, точнее его пробуждения. Отмечается соответственно в начале весны. Так вот как объяснить, что он отмечается [highlight]в Белоруссии, где медведей скажем так не очень много :о). Да и те в зоопарке.[/highlight]
Я не хочу придираться, но это очень хорошо характеризует уровень познания тех, кто организовывает эти гуляния.
А вы ведаеце, што такое паляванне..?? Вось вам і адказ, чаму сёння мядзведзяў няма..
"На Беларусі культ мядзведзя прасочваецца з неаліту. Значнага распаўсюджання ён даягнуў у жалезным веку... Амулеты з іклаў мядзведзя трапляюцца на гарадзішчах культуры штрыхаванай керамікі і днепра-дзвінскай культуры" (Э.Зайкоўскі. С.Санько. Мядзведзь // Беларуская міфалогія. Энц. слоўнік. С.333)