Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
25 Апрель 2024, 13:44:46
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Гродненский Форум > Религия > Другие вероисповедания > Тема: Re: Ислам
(Модераторы: Админ, ПЕТРОВИЧ) > Тема:

Сообщение #4453526

Страниц  : 1 3 4 ... 16 Далее»   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Re: Ислам  (Прочитано 105971 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
artmig
Гость
« Ответ #30 : 02 Ноябрь 2010, 17:24:46 »

Обращение к Господу посредством его прекрасных имен.


Так, например, человек может взывать к Аллаху, обращаясь к Нему по этим именам. Аллах Всевышний сказал:
   - "Есть у Аллаха прекрасные имена, так обращайтесь же к Нему по ним..." ("Преграды", 180.)
   Взывающий к Аллаху может произносить такие слова:" О Прощающий, прости меня, о Милосердный, помилуй меня!"-,
  что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он говорил:
   - "О Живой, о Сущий, о Обладатель величия и щедрости, о Создатель небес и земли, к милосердию Твоему обращаюсь за спасением!"

Добавлено: 02 Ноябрь 2010, 18:05:41
Имена Господа,Благодать в изучении и знаний Его прекрасных имен. Ар Рахман-примерный перевод Милостивый.

Никто не обладает из творений милостью в той степени которая присуща Господу.

И то ,что среди людей бывает милостью,родителей к детям,к животным это одна из малых частей милости дарованная Господом в этот мир.

 Абу Хурайра сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Устроил Аллах милость сотней частей и удержал при Себе девяносто девять, а низвёл на Землю одну часть. Именно от этой части милуют друг друга создания и так поднимает скотина копыто своё от ребёнка её, боясь угодить в него".

Абу Хурайра сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: "Устроил Аллах милость сотней частей и удержал при Себе девяносто девять, а низвёл на Землю одну часть. Именно от этой части милуют друг друга создания и так поднимает скотина копыто своё от ребёнка её, боясь угодить в него".


Надежда и стремление к Милости и плоды этого стремления!

 
 Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил о том, что Аллах радуется покаянию Своего раба. «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто ехал по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся и убежавшей от него со всеми его съестными припасами и водой, отчаялся найти ее, пришел к какому-то дереву и улегся в его тени, уже не надеясь увидеть свою верблюдицу. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял ее за повод и сказал: «О Аллах, Ты – раб мой, а я – Твой Господь!», - допустив ошибку из-за охватившего его сильного ликования».

Также и Сам Всевышний Аллах успокаивает верующих, чтобы они не отчаивались в Его милости. «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран. 39:53)


В хадисе передано: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал одного из сподвижников (да будет доволен им Аллах) к Вахши, чтобы рассказать ему об Исламе и призвать его принять веру. Тот был растерян этим предложением и сказал:

- О, Мухаммад! Ты, говорил, что убивший человека, поклоняющийся чему-либо или кому-либо, помимо Аллаха, совершивший прелюбодеяние, в Судный день будет наказан и останется в Аду на вечные муки. Как ты можешь меня призывать к Исламу? Я совершил все эти преступления. Разве и для меня есть путь к спасению?».

На это Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «Но тем, кто раскаялся в своих грехах, искренне уверовал в Аллаха и повиновался Ему, совершая добрые дела, Аллах прощает по Своей Милости, и заменит их скверные деяния благими, за которые Он им воздаст лучшей наградой. Поистине, Аллах - Прощающий, Милостивый!» (25:70).

Пророк (мир ему и благословение) передал этот аят Вахши и его друзьям. Но тот ответил, что ему недостаточно этого.

Тогда Всевышний даровал еще один аят: «Аллах не простит того, что вы придаете Ему в сотоварищей, но простит другие грехи, кому пожелает из Своих рабов. Тот, кто измышляет в сотоварищи Аллаху кого-либо, совершает великий грех и никогда не получит прощения Аллаха» (4:48).


Пророк (мир ему и благословение) передал ему и этот аят. «Все-таки я сомневаюсь, буду ли прощен. Есть ли еще надежда?», - вновь вопрошал Вахши.

И Аллах сказал: «О Мои рабы, которые совершили грехи, преступая все границы дозволенного, не теряйте надежду на милость Аллаха. Поистине, Он прощает все грехи: ведь Аллах - Прощающий, Милостивый!» (39:53)

Когда Вахши услышал этот аят, то сильно разволновался. Слова Всевышнего подействовали на него и на его друзей так, что они сами пришли к Пророку (мир ему и благословение) с желанием принять Ислам. На вопрос пораженных увиденным сподвижников (да будет доволен ими Аллах) Пророк (мир ему и благословение) ответил, что Слова Всевышнего относятся не только к Вахши, но и ко всем мусульманам.

продолжение следует....

Добавлено: 03 Ноябрь 2010, 12:49:19
Доказательства
единобожия




Шейх:

Абд ар-Раззак бин Абд аль-Мухсин аль-Бадр

Перевод: Кулиева Э.Р.














Источник:
WAYTOQURAN.NET
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала надлежит Аллаху, Господу миров, и благой конец приготовлен для Его богобо-язненных рабов! Мир и благословение имаму всех посланников, избраннику Господа ми-ров, пророку нашему Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Эта краткая брошюра посвящена разъяснению некоторых из доводов и доказательств каждой из составляющих единобожия. Она подтверждает справедливость разделения единобожия на три составляющие: единобожие в обладании атрибутами Господа (таухид ар-рубубийа), единобожие в обладании атрибутами Бога (таухид аль-улухийа), единобожие в обладании божественными именами и качествами (таухид аль-асма ва ас-сыфат). При ее подготовке я, по просьбе некоторых достойных мусульман, сократил свой труд, в котором я опроверг возражения людей, отрицающих такое разделение. Я прошу Аллаха посредством Его милости и великодушия сделать эту краткую брошюру и оригинал, по материалам которого она была составлена, полезной для читателей!

Краткое разъяснение составляющих единобожия

Первая составляющая – единобожие в обладании атрибутами Господа. Это – призна-ние того, что Всевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцем всего сущего. Он дарует жизнь и умерщвляет, приносит пользу и причиняет вред. Только Он внимает молитвам, когда творения оказываются в беде, и только Он вершит всеми судьбами, распоряжается любыми благами и способен на всякую вещь, и никто другой не разделяет с Ним этой власти. Сюда же относится вера в божественное предопределение.
Вторая составляющая – единобожие в обладании божественными именами и качест-вами. Это – признание того, что Аллах ведает обо всем сущем, способен на всякую вещь, что Он – Живой Вседержитель, Которого не одолевают ни дремота, ни сон. Его воля не-укоснительно исполняется, а Его мудрость совершенна и безгранична. Он – Слышащий и Видящий, Сострадательный и Милосердный. Он вознесся (или утвердился) на Троне и обладает божественной властью. Он – Властелин, Святой, Пречистый, Оберегающий, Хранитель, Могущественный, Могучий, Гордый. Он пречист и далек от всего, что при-общают к Нему в сотоварищи. Сюда же относится вера во все остальные прекрасные имена и возвышенные качества Аллаха, верить в которые необходимо, не лишая их смысла и не искажая его, не описывая их и не уподобляя их качествам творений.
Третья составляющая – это единобожие в обладании атрибутами Бога. Оно зиждется на искреннем обожествлении Всевышнего Аллаха и посвящении Ему одному любви, страха, надежды, упования, чаяния, мольбы. Все обряды поклонения, совершаемые ду-шой и телом, должны быть посвящены только единому Аллаху, у Которого нет сотова-рищей. Их нельзя посвящать какому-либо творению, ни приближенному ангелу, ни по-сланному пророку, ни тем более кому-нибудь другому. Такое единобожие лежит в основе слов всевышнего и всеблагого Аллаха: «Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (Сура «аль-Фатиха», аят 5).
Это – первое и последнее предписание религии, ее лицевая и оборотная сторона. Это – первое и последнее, к чему призывали Божьи посланники. Это – смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Ведь Бог – это Тот, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Его любят и боятся, почитают и возвеличивают. Ему посвящают всевозможные обряды поклонения. Ради такого единобожия и были сотворены творения, отправлены посланники и ниспосланы писания. Оно разделило людей на правоверных и неверующих, счастливых обитателей Рая и несчастных мучеников Ада.

Что противопоставляется единобожию?

У каждой из составляющих единобожия есть своя противоположность.
«Если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Господства – это признание того, что Всевышний Аллах – это Творец, Кормилец, Оживляющий, Умерщвляющий, Управляющий всеми делами, Распоряжающийся всеми творениями, и что никто не разделяет с Аллахом этой власти, то противоположностью этого является вера в то, что, помимо Аллаха, есть и другие существа, которые распоряжаются делами, на которые способен только Великий и Могучий Аллах.
И если ты понял, что единобожие в обладании божественными именами и качествами – это наречение Аллаха именами, которыми Он Сам нарек Себя, и описание Его качест-вами, которыми Его описали Он Сам и Его посланник Мухаммад, мир ему и благослове-ние Аллаха, и отрицание любого сходства и уподобления этих качеств качествам творе-ний, то противоположностью этому являются два понятия, которые объединяются сло-вом «илхад» (букв. «уклонение», «отступление»).
Первое из них – это отрицание имен, совершенных качеств и славных эпитетов Вели-кого и Могучего Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне.
Второе – это уподобление качеств Всевышнего Аллаха качествам Его творений, не-смотря на то, что Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11);
«Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием»
(Сура «Та ха», аят 110).
И если ты понял, что единобожие в обладании атрибутами Бога – это посвящение всех форм поклонения только Всевышнему Аллаху и отказ от поклонения кому-либо, кроме Него, то противоположностью этого является посвящение какой-либо из форм поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Именно так поступают большинство многобожников, и это было причиной вражды между Божьими посланниками и их народами» .

Единобожия в обладании атрибутами Господа недостаточно

Пречистый Аллах поведал в Своем писании о том, что язычники признают Аллаха единственным Господом. Всевышний сказал:
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрени-ем? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура Йунус, аят 31);
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аз-Зухруф», аят 87);
«Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аль-Анкабут», аят 63);
«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (Сура «ан-Намль», аят 62).
Они знали об Аллахе и признавали Его единственным Господом, Властелином, Пра-вителем, однако этого признания для них оказалось недостаточно, и оно не спасло их от наказания. А причиной этого было то, что они приобщали к Аллаху сотоварищей в по-клонении, и именно единобожие в поклонении является сутью свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. Вот почему Всевышний сказал:
«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Йусуф», аят 106).
Ибн Аббас сказал: «Их вера заключалась в том, что если их спрашивали, кто сотворил небо, землю и горы, то они отвечали: «Аллах». Но вместе с этим они приобщали к Нему сотоварищей».
Икрима сказал: «Если ты спросишь их, кто сотворил их, кто создал небеса и землю, то они скажут: «Аллах». В этом заключалась их вера, а вот поклонялись они не только Алла-ху».
Муджахид сказал: «Их верой в Аллаха были слова: «Аллах творит нас, наделяет нас уделом, умерщвляет нас». Это было их верой, однако в поклонении они приобщали к Нему сотоварищей».
Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам сказал: «Среди тех, кто приобщает к Аллаху сото-варищей в поклонении, нет такого, который бы не верил в Аллаха, который не знал бы, что Аллах – его Господь, Создатель, Кормилец. Но, несмотря на это, они приобщают к Нему сотоварищей. Разве ты не видишь, что сказал Ибрахим:
«Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они – враги мои, кроме Господа миров» (Сура «аш-Шуара», аяты 75-77)?
Следовательно, они поклонялись Господу миров и другим богам наряду с Ним. Среди язычников нет такого, который бы не верил в Него. Разве ты не знаешь, как арабы произносили талбийу ? Они говорили: «Вот я перед Тобой, о Боже, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварищей, кроме тех, которые принадлежат Тебе. Ты владеешь ими, а они ничем не владеют». Вот что говорили язычники» .
Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Посему никого не равняйте с Аллахом созна-тельно» (Сура «аль-Бакара», аят 22).
Ибн Аббас сказал: «Не равняйте с Аллахом тех, кто не способен принести пользу или причинить вред, в то время как вы знаете, что у вас нет другого Господа, Который бы наделил вас уделом и пропитанием. И вам известно, что единобожие, к которому вас призывает Посланник, мир ему и благословение Аллаха, – это истина, в которой невозможно усомниться» .
Катада же сказал: «Вы знаете, что Аллах создал вас и сотворил небеса и землю, и после этого вы все равно равняете с Ним других» .
Ибн аль-Каййим передал еще одно высказывание Ибн Аббаса по поводу слов Все-вышнего «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу дру-гих» (Сура «аль-Ан’ам», аят 1): «Аллах говорит: они равняют со Мной камни и идолы, кото-рые Я сотворил, признавая Мою милость и Мое господство» .
Одним из подтверждений того, что язычники признавали Аллаха своим Господом, яв-ляются слова поэта Зухейра бин Абу Салмы, который сказал в своем известном «Муалла-кате» :
Тебе не скрыть от Аллаха то, что кроется в сердцах!
Как бы ты ни скрывал это, Аллах ведает об этом.
Он предоставляет отсрочку и хранит это в книге
До дня расчета или же наказывает без промедления!
Ибн Касир после цитирования этих двух бейтов сказал: «Этот поэт времен невежества признал существование Творца и Его знание о мельчайших деталях происходящего. Он также упомянул о будущей жизни, о воздаянии и о том, что деяния записываются в свитках и хранятся до Дня воскресения» .
Ибн Джарир сказал: «Во времена невежества один из поэтов сказал:
Разве эта девушка не подгоняла своего верблюда?
Разве мой Милостивый Господь не наказал ее?
Салама бин Джандал ат-Тахави же сказал:
Вы напали на нас, как прежде мы напали на вас,
И случится то, что пожелает Милостивый!»
Подобных примеров много, но эти люди все равно были язычниками, потому что они поклонялись, помимо Аллаха, другим богам.

Несколько доводов в пользу составляющих единобожия

Три составляющие единобожия подтверждаются множеством доказательств из писа-ния Аллаха и Сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всех их не сосчи-тать, и они хорошо известны каждому, кто имеет элементарные представления о Коране и Сунне. Более того, достаточно знать наизусть суры «аль-Фатиха»  и «ан-Нас», чтобы найти в них убедительные и ясные подтверждения того, что единобожие делится на эти три составляющие. И можно сказать, что это разделение является одной из величайших религиозных истин, провозглашенных Кораном и Сунной.

1. Приведем некоторые из доводов в пользу единобожия в обладании атрибутами Господа. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал:
«Хвала Аллаху, Господу миров» (Сура «аль-Фатиха», аят 2);
«Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура «аль-А’раф», аят 54);
«Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах» (Сура «ар-Раад», аят 16);
«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Скажи: «Кто Гос-подь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Сура «аль-Муминун», аяты 84-89);
«Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура «Гафир», аят 64);
«Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (Сура «аз-Зумар», аят 62).
На эту тему есть также много других аятов.

2. Теперь перечислим некоторые из доводов в пользу единобожия в обладании атри-бутами Бога. Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Хвала Аллаху…» (Сура «аль-Фатиха», аят 2). Аллахом называют Того, Кого обожествляют, Кому поклоняются. Он также сказал:
«Тебе одному мы поклоняемся, и Тебя одного молим о помощи» (Сура «аль-Фатиха», аят 5);
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (Сура «аль-Бакара», аят 21);
«Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покро-вителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Сура «аз-Зумар», аяты 2-3);
«Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру. Поклоняйтесь же, помимо Него, чему пожелаете» (Сура «аз-Зумар», аяты 14-15);
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как еди-нобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Сура «аль-Беййина», аят 5).
Есть и другие аяты на эту тему.

3. К доказательствам в пользу единобожия в обладании божественными именами и качествами относятся слова Всевышнего и Всеблагого Аллаха: «…Милостивому, Мило-сердному, Властелину Дня воздаяния» (Сура «аль-Фатиха», аяты 3-4);
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни при-зывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (Сура «аль-Исра», аяты 110);
«Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Сура «Марьям», аят 65);
«Аллах – Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена» (Сура «Та ха», аят Крутой;
«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11).
Сюда же относится окончание суры «аль-Хашр» и многие другие аяты.

Некоторые из аятов, в которых упоминаются все три
составляющие единобожия

К аятам, в которых упоминаются все три составляющие единобожия, относится высказывание Всевышнего и Всеблагого Аллаха в суре «Марьям»: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся же Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Сура «Марьям», аят 65).
Выдающийся богослов, шейх Абд ар-Рахман бин Насир ас-Саади, разъясняя смысл этого откровения, сказал: «Этот аят охватывает несколько важных вопросов. Во-первых, это – единобожие в обладании атрибутами Господа и то, что Всевышний Аллах – Гос-подь, Творец, Кормилец и Правитель всего сущего. Во-вторых, это – единобожие в обла-дании атрибутами Бога и то, что Аллах – это Бог, которому поклоняются. В-третьих, это – указание на то, что господство Аллаха обязывает рабов поклоняться Ему и обожествлять только Его. Именно поэтому в аяте использован предлог «фа», указывающий на причинно-следственную связь . Это значит, что если Аллах является Господом всего сущего, то и истинным Богом может быть только Он, а посему поклоняйся Ему. В-третьих, в нем говорится о стойкости в поклонении Всевышнему, под которой подразумевается борьба с собственной душой и приучение ее к поклонению Аллаху. Сюда относится и наивысшая форма терпения – терпеливое выполнение обязательных и желательных предписаний и терпеливое избежание греховных и нежелательных поступков. Более того, сюда относится и стойкое перенесение несчастий и испытаний, потому что терпение перед лицом трудностей, избежание сетования на судьбу и удовлетворенность тем, что Аллах предписал, – это один из величайших обрядов поклонения, входящих в смысл слов Всевышнего: «…и будь стоек в поклонении Ему». В-четвертых, в нем указывается на то, что все имена и качества Всевышнего Аллаха совершенны, а эпитеты – величественны и возвышенны. Нет никого и ничего подобного Ему или похожего на Него, и только Он обладает абсолютным совершенством во всех отношениях» .

Коран целиком подтверждает единобожие

Рассматривая вопрос о том, как Коран свидетельствует о составляющих единобожия, выдающийся богослов Ибн аль-Каййим отметил, что каждое еретическое течение назы-вает свои порочные воззрения единобожием, а затем сказал: «Что же касается единобо-жия, к которому призывали посланники Аллаха и с которым ниспосылались Его писа-ния, то оно не имеет ничего общего со всем этим. Его можно разделить на два вида: еди-нобожие в познании и веровании (таухид фи аль-маарифа ва аль-исбат) и единобожие в искании и устремлении (таухид фи ат-талаб ва аль-касд).
Первое подразумевает истинные представления о сущности, именах, качествах и дея-ниях Всевышнего Господа. Сюда относится вера в Его высокое местонахождение над не-бесами и Троном и в то, что Он произнес Свои писания и разговаривал с теми из Его ра-бов, с кем пожелал. Сюда же относится вера в Его всеобъемлющее предопределение и безграничную власть. Коран разъяснил этот вид самым ясным образом, и примеры этого встречаются в начале сур «аль-Хадид» и «Та ха», в конце суры «аль-Хашр», в начале сур «ас-Саджда» и «Аль Имран», в суре «аль-Ихлас» и многих других.
Второй вид подразумевает смысл таких откровений, как: «Скажи: «О неверующие!» (Сура «аль-Кафирун», аят 1); «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас…» (Сура «Али Имран», аят 64).
Сюда же относятся начало и конец суры «Танзил аль-Китаб», начало, середина и ко-нец суры «Йунус», начало и конец суры «аль-А’раф», сура «аль-Ан’ам» целиком и боль-шая часть других коранических сур. Более того, все суры в Коране повествуют об этих двух видах единобожия, и мы можем с полной уверенностью сказать, что каждый аят в Коране говорит о единобожии, свидетельствует о нем, призывает к нему. Это объяс-няется тем, что коранические откровения либо представляют собой повествования об Аллахе, Его именах, качествах и деяниях, а это есть единобожие в теории; либо призывают к поклонению единому Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и отречению от всего, чему поклоняются, помимо Него, а это есть единобожие в намерении и искании. Кроме того, коранические откровения либо содержат повеления и запреты и обязывают повиноваться Божьим приказам и запретам, а это есть требования единобожия и условия его совершенства; либо повествуют о милости Аллаха по отношению к тем, кто поклоняется только Ему и повинуется Ему, об их судьбе в этом мире и о тех почестях, которые будут оказаны им в Последней жизни, а это есть вознаграждение за единобожие; либо рассказывают о язычниках, об их наказании в этом мире и тех мучениях, которые постигнут их в Последней обители, а это есть повествова-ние о тех, кто нарушает единобожие. Таким образом, Коран полностью посвящен едино-божию, его требованиям и вознаграждению за него, а также многобожию, его последова-телям и воздаянию за него. «Хвала Аллаху» – это единобожие, «Господу миров» – это единобожие, «Милостивому, Милосердному» – это единобожие, «Властелину Дня воздаяния» – это единобожие, «Тебе одному мы поклоняемся» – это единобожие, «и Тебя одного молим о помощи» – это единобожие, «Веди нас прямым путем» – это тоже единобожие, подразумевающее просьбу вывести нас на путь тех, кто поклоняется одному Аллаху, кому Он оказал милость, «не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», которые отказались от единобожия…» .
Имам аш-Шаукани в предисловии к своему ценному труду «Иршад ас-Сикат иля Ит-тифак аш-Шараи аля ат-Таухид ва аль-Маад ва ан-Нубувват» («Указание для верных о том, что все шариаты сходятся в единобожии, вере в будущую жизнь и пророчества») сказал: «Следует знать, что ни один из тех, кто читает Великий Коран, не нуждается в цитировании коранических аятов для обоснования каждого из этих утверждений и доказательства того, что между шариатами не было разногласий по этому поводу. Стоит человеку взять в руки благородный свиток, как он убедится, что Коран от начала до конца переполнен такими примерами, которые можно увидеть в любом месте, в любом отрывке» .

Разделение единобожия на составляющие – это религиозная истина, которая познается в процессе внимательного изучения текстов

Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти сказал: «В процессе внимательного изучения Великого Корана становится ясно, что единобожие делится на три составляющие.
Первая из них – это единобожие в обладании атрибутами Господа. Эта составляющая единобожия заложена в природу каждого благоразумного человека. Всевышний сказал:
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аз-Зухруф», аят 87);
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрени-ем? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура «Йунус», аят 31).
И хотя Фараон отказывался признать это единобожие, говоря: «А что такое Господь миров?» (Сура «аш-Шуара», аят 23), это было сознательное игнорирование истины, потому что в действительности он прекрасно знал, что он – всего лишь раб, у которого есть Гос-подь. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Муса сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» (Сура «аль-Исра», аят 102);
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (Сура «ан-Намль», аят 14).
Таким образом, признание этого единобожия приносит пользу только тогда, когда человек искренне поклоняется единому Аллаху. Всевышний сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Йусуф», аят 106).
Аятов, которые свидетельствуют об этом, очень много.
Вторая составляющая – это единобожие в поклонение. Исправное соблюдение этого единобожия – это выполнение свидетельства «нет божества, кроме Аллаха». Оно состоит из отрицания и утверждения. Под отрицанием здесь подразумевается отказ от посвяще-ния какого-либо обряда поклонения кому-либо, кроме Аллаха. А под утверждением здесь подразумевается искреннее посвящение всех форм поклонения только Великому и Возвышенному Аллаху так, как Он приказал это делать устами Своих посланников. Большинство коранических аятов связаны именно в этим единобожием, и именно оно было причиной противостояния между посланниками и их народами:
«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удиви-тельное!» (Сура «Сад», аят 5).
К аятам, указывающим на эту составляющую единобожия, относятся слова Всевышне-го: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех…» (Сура «Мухаммад», аят 19);
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Сура «ан-Нахль», аят 36);
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Сура «аль-Анбийа», аят 25);
«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (Сура «аз-Зухруф», аят 45);
«Скажи: «Мне внушено в откровении, что ваш Бог – Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?» (Сура «аль-Анбийа», аят 108).
В этом прекрасном аяте Аллах сообщил, что все ниспосланное Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в откровении сводится к этому единобожию, потому что свиде-тельство «нет божества, кроме Аллаха», охватывает все Писание целиком. Это объясняет-ся тем, что оно требует повиновения Аллаху путем поклонения Ему одному. Это включает в себя все убеждения, повеления и запреты, а также вытекающие из этого вознаграждение и наказание. Аятов об этом единобожии тоже много.
Третья составляющая – это единобожие в обладании божественными именами и каче-ствами, и эта составляющая зиждется на двух основных принципах.
Первый принцип – отрицание от Аллаха всякого сходства с качествами творений. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему…» (Сура «аш-Шура», аят 11).
Второй принцип – вера во все качества, которыми Аллах описал Самого Себя и кото-рыми Его описал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, так, как это подобает Его совершенству и величию. Именно поэтому после слов «Нет никого подобного Ему…» сказано: «…и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11).
При этом необходимо твердо знать, что постичь сущность этих качеств невозможно, поскольку Всевышний сказал: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Сура «Та ха», аят 110).
Этот вопрос мы подробно рассмотрели, обосновав все сказанное кораническими аята-ми, в толковании суры «аль-А’раф».
Великий Коран часто убеждает неверующих в необходимости поклоняться единому Аллаху, опираясь на их веру в то, что только Он является их единственным Господом. Именно поэтому Коран напоминает им о господстве Аллаха, задавая риторические во-просы с заранее известным положительным ответом. Когда же они признают господство Аллаха, Коран использует это в качестве доказательства того, что только Он заслуживает поклонения, и порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей, хотя им из-вестно, что Аллах – их единственный Господь. Признание Его господства обязывает лю-дей признать и то, что только Он заслуживает поклонения.
К примерам этого относится высказывание Всевышнего:
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрени-ем? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». А после того, как они признают господство Аллаха, Он порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура «Йунус», аят 31).
Другим примером этого являются слова Всевышнего: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Они признают господство Аллаха, после чего Он упрекает их за приобщение к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Затем Аллах говорит: «Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Они опять признают Его господство, и Он опять упрекает их за приобщение к Нему сотовари-щей: «Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Затем Господь говорит: «Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если толь-ко вы знаете?». Они скажут: «Аллах». И они опять соглашаются с этим, и Он опять упрекает их за многобожие: «Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Сура «аль-Му’минун», аяты 84-89).
Еще одним примером этого являются слова Всевышнего: «Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах». Они признают это, и тогда Аллах порицает их за многобожие: «Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» (Сура «ар-Ра’д», аят 16).
Вот еще один пример: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчи-нил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». Они опять признают это, и Господь порицает их за многобожие: «До чего же они отвращены от истины!» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 61).
Всевышний также говорит: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». И когда они соглашаются с этим, Он порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей: «Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 63).
Он также говорит: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Они опять соглашаются с этим, и Аллах порицает их за многобожие: «Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает» (Сура «Лукман», аят 25).
Всевышний также говорит: «Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?». Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Несомненно, единственным ответом на этот во-прос является признание того, что Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все пере-численное далее, лучше тех безжизненных существ, которые ни на что не способны. И когда они соглашаются с этим, Он порицает их и говорит: «Так есть ли бог, кроме Алла-ха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов). Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расще-линам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между моря-ми?». И, несомненно, у них опять нет никакого другого ответа. Они признают господство Аллаха, и Он порицает их за многобожие: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого». Затем Великий и Возвышенный Аллах спрашивает: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?». Несомненно, они отвечают так же, как и в прошлый раз. Они признают господство Аллаха и заслуживают Его порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!». Затем Всевышний говорит: «Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?». Вне всякого сомнения, они отвечают так же, как и в прошлый раз. Тем самым они признают господство Аллаха, и Он в очередной раз порицает их за многобожие: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!». Затем Великий и Возвышенный Господь говорит: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Конечно же, они опять отвечают так же, признавая Аллаха своим единственным Господом, и поэтому Он порицает их: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (Сура «ан-Намль», аяты 59-64).
Всевышний также говорит: «Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, тот, кто совершал бы что-либо из этого?» Несомненно, в ответ они могут сказать только: «Нет, никто из тех, кому мы поклоняемся наряду с Аллахом, не способен творить, наделять уделом, умерщвлять или оживлять». Они признают господство Аллаха, и Он опять порицает их за многобожие: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» (Сура «ар-Рум», аят 40).
Подобных аятов в Коране очень много, и поэтому мы неоднократно отмечали, что все коранические вопросы, связанные с единобожием в обладании атрибутами Господа, являются риторическими с заранее известным положительным ответом. Они означают, что если язычники соглашаются с этим, то они заслуживают упреки и порицания, поскольку признание Аллаха единственным Господом неизбежно обязывает человека признать Его единственным Богом. Поэтому Всевышний говорит:
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе…?» (Сура «Ибрахим», аят 10);
«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха…?» (Сура «аль-Ан’ам», аят 164).
И хотя некоторые богословы считали, что ответы на такие вопросы отрицательные, внимательное изучение Корана дает понять, что все вопросы, связанные с единобожием в обладании атрибутами Господа, являются риторическими с заранее известным положительным ответом, поскольку язычники не отрицали господство Аллаха. Все это, как вы видели, подтверждается многими аятами.
В этой благодатной книге речь часто будет заходить о составляющих единобожия, в зависимости от контекста обсуждаемых нами аятов, которые мы будем разъяснять по-средством других откровений» .
Я привел эту длинную цитату полностью, потому что она имеет большое значение. Шейх указал в ней на то, что разделение единобожия на составляющие становится ясно в процессе внимательного изучения текстов Священного Корана. А это значит, что оно относится не к понятиям, придуманным некоторыми богословами, а к тем религиозным истинам, которые основываются на писании Всевышнего Аллаха.
Выдающийся ученый Бакр Абу Зейд сказал: «Такое разделение, выявляющееся в про-цессе внимательного изучения, было известно даже ранним богословам. О нем говорили Ибн Манда, Ибн Джарир ат-Табари и другие. Его признали справедливым два шейх-уль-ислама Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, шейх аз-Зубейди в книге «Тадж аль-Арус», наш учитель, шейх аш-Шанкыти в книге «Адва аль-Байан» и многие другие. Это – результат внимательного изучения священных шариатских текстов, и такое практикуется в любых областях науки. Опираясь на внимательное изучение, знатоки грамматики, например, выделяют в арабском языке три части речи: имена, глаголы и частицы. И хотя арабы раньше не говорили этого, никто не порицает за это знатоков грамматики. Можно при-вести и другие примеры внимательного изучения» .
Кто не верит в эти составляющие единобожия, каждая из которых опирается на свя-щенные шариатские тексты, тот не верит в единобожие вообще. Причина же этого в том, что требуемое шариатом единобожие заключается в признании Аллаха единственным Господом Богом, обладающим божественными именами и качествами. И если человек не выполняет всех требований этого, то он не является приверженцем единобожия.

Подтверждение такого разделения в свидетельстве единобожия

Свидетельство единобожия «нет божества, кроме Аллаха», являющееся основой му-сульманской религии, тоже указывает на справедливость разделения единобожия на эти три составляющие. Об этом писал шейх-уль-ислам Ибн Теймийя: «В свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, заложен божественный смысл. Он заключается в трех основах религии – единобожии в обладании атрибутами Господа, единобожии в обладании атрибутами Бога и единобожии в обладании божественными именами и качествами. На этих трех основах зиждутся религии всех Божьих посланников и ниспосланные им откровения. Кроме того, это - важнейшие из основ, которые подтверждаются здравым смыслом и подсознанием».
Каким же образом это великое свидетельство указывает на разделение единобожия на эти три составляющие? Ответ на этот вопрос совершенно ясен каждому, кто размышляет над этим свидетельством. Оно провозглашает необходимость поклонения единому Аллаху и отрицает допустимость поклонения кому-либо другому. Оно также свидетельствует о том, что Аллах является единственным Господом, потому что бес-помощное существо не достойно обожествления. А еще оно свидетельствует о том, что Аллах обладает совершенными именами и качествами, ибо отсутствие каких-либо ка-честв представляет собой абсолютное небытие. Один из ученых даже сказал: «Кто уподобляет качества Аллаха качествам творений, тот поклоняется идолам, а кто отрицает Его качества, тот поклоняется небытию, а приверженец единобожия поклоня-ется Богу земли и неба» .
Некоторые высказывания ранних богословов о трех составляющих единобожия
Книги праведных ранних богословов переполнены разъяснениями трех составляющих единобожия, которые иногда носят ясный характер, а иногда ограничиваются лишь ука-заниями. Если бы я попытался процитировать здесь все известные мне высказывания, то это бы заняло очень много места. Но мне достаточно привести лишь несколько высказы-ваний ранних мусульманских ученых, в которых упоминается разделение единобожия на три составляющие .
1. Имам Абу Ханифа ан-Нуман бин Сабит (ум. 150 г.х.) в своей книге «аль-Фикх аль-Абсат» («Элементарное богословие») сказал: «Аллаха призывают сверху, а не снизу, по-тому что низ не имеет никакого отношения к атрибутам господства или божественно-сти» .
Его слова «Аллаха призывают сверху, а не снизу…» подтверждают высокое местона-хождение Аллаха и относятся к единобожию в обладании божественными именами и ка-чествами. Они опровергают воззрения джахмитов , мутазилитов , ашаритов , матури-дитов  и всех тех, кто отрицает высокое местонахождение Аллаха. Его слова «…к атрибутам господства…» указывают на единобожие в обладании атрибутами Господа, а слова «…и божественности» подтверждают единобожие в обладании атрибутами Бога.
2. Ибн Манда в книге «ат-Таухид» («Единобожие») писал: «Мухаммад бин Абу Джа-фар ас-Сархаси рассказал нам, что Мухаммад бин Салама аль-Балхи рассказывал, что ка-дий Бишр бин аль-Валид рассказывал, что кадий Абу Йусуф  сказал: «В единобожии нет места суждению по аналогии (кийас). Разве ты не слышал, как Великий и Могучий Аллах назвал Себя Знающим, Могучим, Сильным, Властелином? Аллах не сказал, что Он – Знающий и Могучий, и что Его могущество объясняется такой-то причиной, что Он уз-нает обо всем по такой-то причине и властвует таким-то образом. Поэтому при обсужде-нии единобожия нельзя прибегать к суждению по аналогии. Познавать Аллаха можно только посредством Его имен, и описывать Его можно только Его качествами. Всевышний Аллах в Своем писании сказал:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (Сура «аль-Бакара», аят 21);
«Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что со-творил Аллах?» (Сура «аль-А’раф», аят 185);
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плы-вут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных жи-вотных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знаме-ния для людей разумеющих» (Сура «аль-Бакара», аят 164).
Аллах не сказал: «Посмотри, какой Я знающий, какой Я могучий, как Я умею тво-рить!». Он сказал: «Посмотри, как Я сотворил!». Всевышний сказал:
«Аллах сотворил вас, а затем Он умертвит вас» (Сура «ан-Нахль», аят 70);
«…а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Сура «аз-Зарийат», аят 21).
Это значит: узнай, что у всего этого есть Господь, Который управляет творениями, создает и воссоздает их. Узнай, что ты был сотворен, и у тебя есть Создатель. Великий и Могучий Аллах указал Своим творениям на то, что они были сотворены, для того, чтобы они знали, что у них есть Господь, Которому они должны поклоняться и повиноваться, не приобщая к Нему сотоварищей. Ведь это Он сотворил их после того, как их не было и в помине. Затем Аллах нарек Себя Милостивым, Милосердным, Творцом, Могучим, Вла-стелином. И это было сделано для того, чтобы люди знали, что их Создатель – это Властелин, Могучий, Аллах, Милостивый, Милосердный, и чтобы они описывали Его этими качествами.
Абу Йусуф также сказал: «Познавать Аллаха можно посредством Его знамений и тво-рений, а нарекать Его можно только теми именами и качествами, которыми Он описан в Его писании и которые нам поведал Его посланник».
Абу Йусуф также сказал: «Великий и Могучий Аллах сотворил тебя и наделил тебя различными способностями и органами, которые слабее одно другого. Он переводит те-бя из одного состояния в другое, чтобы ты понял, что у тебя есть Господь. Он поместил убедительное доказательство этого в тебе самом. Познавая Его, ты знакомишься с Его творениями. Затем Он назвал Себя Господом, Милостивым, Аллахом, Могучим, Власте-лином. У Него есть имена и качества. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни при-зывали Его, у Него – самые прекрасные имена» (Сура «аль-Исра», аят 110);
«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен» (Сура «аль-А’раф», аят 180);
«У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый» (Сура «аль-Хашр», аят 24).
Аллах приказал нам исповедовать единобожие, и это единобожие не познается путем суждения по аналогии. Суждение по аналогии применимо к тому, что имеет сходство с другими вещами. Но нет ничего похожего на Всевышнего и Святого Аллаха или подоб-ного Ему. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!».
Затем он сказал: «Как можно познавать единобожие посредством суждения по анало-гии, если Аллах – Творец всех творений, не похожий на них, и нет ничего подобного Ему. Великий и Могучий Аллах приказал тебе верить во все, что принес Его пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (Сура «аль-А’раф», аят 158).
Аллах приказал тебе быть послушным и покорным, и если бы мусульманам было по-зволено искать единобожие и веру, опираясь на собственные суждения, аналогию и же-лания, то они непременно впали бы в заблуждение. Разве ж ты не слышал слова Великого и Могучего Аллаха: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (Сура «аль-Му’минун», аят 71).
Пойми же то, что это означает» .
Эти же слова передал имам Абу аль-Касим Исмаил ат-Тейми аль-Исфахани (ум. 535 г.х.) в своей книге «аль-Худжжа фи Байан аль-Махаджжа ва Шарх ат-Таухид ва Мазхаб Ахл ас-Сунна» («Доказательство для разъяснения истины и толкование единобожия и дороги приверженцев Сунны»). Он счел их настолько важными, что поместил их в от-дельную главу под названием «О запрете на размышления о сущности качеств Великого и Могучего Аллаха». В ней он полностью привел высказывание имама Абу Йусуфа, пе-реданное со слов ас-Сархаси .
Слова Абу Йусуфа, переданные этими двумя имамами, имеют огромное значение. В них содержится упоминание обо всех трех составляющих единобожия: единобожии в об-ладании атрибутами Господа, единобожии в обладании атрибутами Бога и единобожии в обладании божественными именами и качествами.
Наш учитель, доктор Али Насир Факихи в комментарии к этому преданию писал: «…Абу Йусуф сказал очень ценные слова по поводу единобожия. Совершенно очевидно, что они касаются единобожия в обладании атрибутами Господа, единобожия в облада-нии атрибутами Бога и единобожия в обладании божественными именами и качествами. Он отметил, что в вопросе о единобожии нет места суждению по аналогии, потому что такое суждение применимо тогда, когда нам известна причина. Он сказал: «Разве ты не слышал, как Великий и Могучий Аллах назвал Себя Знающим, Могучим, Сильным, Вла-стелином? Аллах не сказал, что Он – Знающий и Могучий, и что Его могущество объяс-няется такой-то причиной, что Он узнает обо всем по такой-то причине и властвует та-ким-то образом… Аллах не сказал: «Посмотри, какой Я знающий, какой Я могучий, как Я умею творить!». Он сказал: «Посмотри, как Я сотворил!». Его слова не нуждаются в разъяснениях, и в них можно найти опровержение тем, кто уклоняется от истины в вопросах господства Аллаха и Его имен и качеств, опираясь на то, что они поклоняются и повинуются только Аллаху» .
3. Ибн Джарир ат-Табари (ум. 310 г.х.) в комментарии к словам Всевышнего: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех» (Мухаммад, 19) сказал: «Знай же, Мухаммад, что нет такого божества, которое следовало бы обожествлять, которому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха – Творца всех творений, Властелина всего сущего, Господа всего остального» .
4. Имам Абу Джа’фар ат-Тахауи (ум. 321 г.х.) в предисловии к своей книге «аль-Акида ат-Тахауийя» сказал: «Опираясь на руководство от Аллаха, мы рассуждаем о единобожии и говорим, что Аллах – Единый, и нет у Него сотоварищей. Нет ничего, подобного Ему, и нет для Него ничего невозможного, и нет божества, кроме Него…».
Его слова «Аллах – Единый, и нет у Него сотоварищей» охватывают все три состав-ляющие единобожия. Пречистый Аллах не имеет сотоварищей в обладании атрибутами господства и божественности, а также совершенными именами и качествами.
Его слова «Нет ничего, подобного Ему…» относятся к единобожию в обладании божест-венными именами и качествами.
Его слова «…и нет для Него ничего невозможного…» относятся к единобожию в обла-дании атрибутами господства.
Его слова «…и нет божества, кроме Него…» относятся к единобожию в обладании ат-рибутами божественности.
Таким образом, в словах этого имама содержится ясное указание на составляющие единобожия. В предисловии к своей книге он сказал, что в ней «разъяснены воззрения приверженцев Сунны и единой общины, в соответствии со взглядами выдающихся му-сульманских законоведов Абу Ханифы Нумана бин Сабита аль-Куфи, Абу Йусуфа Йа-куба бин Ибрахима аль-Ансари, Абу Абдуллаха Мухаммада бин аль-Хасана аш-Шейбани, да будет доволен всеми ими Аллах. Эти воззрения они исповедовали, и на их основании они поклонялись Господу миров».
5. Абу Хатим Мухаммад бин Хиббан аль-Басти (ум. 354 г.х.) в предисловии к своей книге «Раудат аль-Укала ва Нузхат аль-Фудала» («Сад благоразумных и отрада достой-ных») сказал: «Хвала Аллаху, Который один обладает атрибутами божественности и пре-вознесен благодаря атрибутам господства. Он распоряжается душами творений, отпуская им положенный срок, и знает об их поступках и их положении. Он непрерывно одаряет их милостями и наделяет их щедрыми благами. Он создал творения, когда пожелал, без помощников и советников, и сотворил человека таким, каким пожелал, не сделав кого-либо похожим на него. Благодаря Его мощи, люди покоряются Его желаниям, и, благодаря Его могуществу, Его воля относительно них неукоснительно исполняется».
Имам также упомянул все три составляющие единобожия – единобожие в обладании ат-рибутами господства, божественности и в обладании совершенными именами и качест-вами.
6. Ибн Абу Зейд аль-Кайравани аль-Малики (ум. 386 г.х.) в предисловии к своей книге «аль-Акида» писал: «Необходимо всем сердцем верить и произносить языком, что Аллах – Единый, и что нет божества, кроме Него, и что нет никого и ничего подобного Ему или похожего на Него. У Него нет ни сына, ни родителя, ни помощников, ни сотоварищей. У Него нет ни начала, ни конца, и никто не способен постичь сущность Его качеств или объять Его знанием путем размышления… Он превыше того, чтобы в Его царстве проис-ходило то, что Ему не угодно, или чтобы кто-либо не испытывал нужды в Нем. Он сотво-рил все сущее, и Он – Господь всех рабов и их деяний, предопределяющий их действия и сроки их жизни…».
7. Имам Абу Абдуллах Убейдуллах бин Мухаммад бин Батта аль-Акбари (ум. 387 г.х.) в своей книге «аль-Ибана ан Шариат аль-Фирка ан-Наджийа ва муджанабат аль-Фирак аль-Мазмума» («Разъяснение дороги спасенной общины и отстранение от заблудших сект») сказал: «В основе веры, которую обязаны исповедовать творения, чтобы уверовать в Аллаха, лежат три постулата. Во-первых, раб обязан верить в господство Аллаха, чтобы тем самым отстраниться от тех, кто отрицает Бога и не верит в существование Творца. Во-вторых, он обязан верить в Его единство, чтобы отстраниться от тех, кто признает существование Творца, но приобщает к Нему сотоварищей в поклонении. В-третьих, он должен верить в обладание Аллахом качествами, без которых Его существование было бы невозможно, такими как знание, могущество, мудрость и другие качества, упомянутые в Его писании.
Нам известно, что многие из тех, кто признает существование Аллаха и поклоняется только Ему, уклоняются от истины в вопросе о божественных качествах, и такое уклоне-ние вредит их единобожию.
Мы видим, что Всевышний Аллах обратился к Своим рабам и призвал их уверовать в каждый из этих трех постулатов. Что касается веры в господство и единство Аллаха, то мы не станем говорить об этом здесь, потому что эта тема обширна и велика. Кроме того, джахмиты заявляют, что они признают Аллаха единственным Господом и Богом, хотя отрицание ими божественных качеств делает их заявления бессмысленными и бесполезными…» .
Затем имам привел тексты, которые изобличают порочность взглядов джахмитов, ка-сающихся отрицания божественных качеств. Это высказывание ясно свидетельствует о справедливости разделения единобожия на три составляющие.
Задумайтесь же над словами Ибн Батты: «Мы видим, что Всевышний Аллах обратился к Своим рабам и призвал их уверовать в каждый из этих трех постулатов». Они самым убедительным образом опровергают заявления о том, что разделение единобожия на со-ставляющие не упоминается в писании Аллаха и Сунне Его посланника, мир ему и бла-гословение Аллаха.
Поразмыслите и над его словами: «В основе веры, которую обязаны исповедовать тво-рения, чтобы уверовать в Аллаха, лежат три постулата». Имам подчеркнул, что три со-ставляющие единобожия – это основа веры, которую обязаны исповедовать люди, чтобы уверовать в Аллаха. Это значит, что без признания этих трех постулатов нет ни веры, ни единобожия. Следовательно, вера и единобожие – это признание того, что только Аллах обладает этими тремя особенностями. Если человек не признает единобожия в облада-нии атрибутами Господа, то он является атеистом и приобщает к Аллаху сотоварищей в господстве. Если он не признает единобожия в обладании атрибутами Бога, то он, по-добно идолопоклонникам, приобщает к Аллаху сотоварищей в поклонении. Если же он не признает единобожия в обладании божественными именами и качествами, то он является неверующим еретиком.
8. Имам Абу Абдуллах Мухаммад бин Исхак бин Йахья бин Манда (ум. 395 г.х.) также упомянул составляющие единобожия в своей книге «Китаб ат-Таухид ва Маарифат Асма Аллах ва Сифатих» («Книга единобожия и познание имен и качеств Аллаха»). Он обос-новал их множеством доказательств из Корана и Сунны, прокомментировал некоторые из них и не оставил возможности для каких-либо дополнений.
Среди глав его книги, которые посвящены единобожию в обладании атрибутами Гос-пода, выделяются следующие:
1. Качества Аллаха, которые свидетельствуют о Его единстве и о том, что Он – Единый, Самодостаточный, не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему.
2. Начало сотворения.
3. Сотворение Трона предшествовало сотворению всего остального.
4. Аллах предопределил судьбу всего сущего до сотворения вселенной.
5. Ясные знамения, которые Аллах показал Своим рабам, чтобы они познавали Его и Его единство, такие как порядок во вселенной и глубокая мудрость сотворения небес и земли.
6. Ясные знамения, указывающие на единство Аллаха, с которых начал Сам Аллах.
7. Упорядоченные и согласованные знамения в небесах, указывающие на единство Аллаха, которые упомянуты Аллахом в Его писании и разъяснены устами Его посланни-ка, мир ему и благословение Аллаха. За ними следуют и другие главы на эту тему.
Следующие главы книги посвящены единобожию в обладании атрибутами божест-венности:
1. Прекрасные имена Аллаха, которыми Он нарек Себя и которым Он научил своих рабов, чтобы они могли познать Его, молиться Ему и поминать Его.
2. Величайшее из имен Аллаха, которым Он нарек Себя и которое достойнее всех других молитв поминания. В этой главе он выделил несколько вопросов:
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мне было велено призвать людей к свидетельству о том, что нет божества, кроме Аллаха»;
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам зиждется на свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха…»;
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто верует в Аллаха и Последний день, пусть говорит благое или молчит»;
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Скажи: «Мой Господь – Аллах», а затем поступай правильно»;
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллах защитит меня от тебя…»;
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто хочет поклясться, пусть кля-нется именем Великого и Могучего Аллаха, а кто клянется не именем Аллаха, тот при-общает к Нему сотоварищей»;
– слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поминайте Аллаха, приступая к любым делам, ведь сказал же Всевышний: «…и часто поминайте Аллаха…» (Сура «аль-Джумуа», аят 10)».
Он коснулся и других вопросов, связанных с единобожием в обладании атрибутами божественности. Что же касается глав, посвященных единобожию в обладании божест-венными именами и качествами, то среди них можно назвать главу «О качествах Аллаха, которыми Он Сам нарек Себя, которые были ниспосланы в Его писании и которыми По-сланник, мир ему и благословение Аллаха, описал Господа для своих последователей». Имам посвятил именам и качествам Аллаха много глав , предварительно перечислив це-лый ряд Его прекрасных имен .
Наш учитель, доктор Али Насир Факихи в предисловии к своему комментарию к этой книге сказал: «Автор этого произведения жил в IV в. хиджры (310-395 г.х.), и в нем содержится много упоминаний о составляющих единобожия, которые известны из писания Всевышнего Аллаха. Это – единобожие в обладании атрибутами господства, божественности и в обладании совершенными именами и качествами. Он начал рассматривать их с единобожия в господстве, чтобы, опираясь на него, обосновать ис-тинность единобожия в поклонении. Затем он коснулся единобожия в обладании божественными именами, с которого перешел к единобожию в божественности, которому посвящены XLII-L главы этой книги. Затем автор вернулся к вопросу об именах Всевышнего Аллаха, чтобы завершить его обсуждение. Вслед за этим он приступил к рассмотрению божественных качеств, которые он исследовал отдельно от имен Великого и Могучего Аллаха. В конце книги он еще раз коснулся единобожия в господстве. На протяжении всего произведения он приводил доводы, не выходя за рамки писания Аллаха и Сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и ограничиваясь высказываниями ранних мусульман, в чем читатель может легко убедиться» .
9. Абу Бакр Мухаммад бин аль-Валид ат-Тартуши (ум. 520 г.х.) в предисловии к своей книге «Сирадж аль-Мулук» («Светоч царей») сказал: «Я свидетельствую о его господстве и единстве, а также о Его прекрасных именах, возвышенных качествах и совершенных эпитетах, которыми Он Сам описал Себя» . В этой фразе он упомянул обо всех трех составляющих единобожия.
10. Абу Абдуллах Мухаммад бин Ахмад аль-Куртуби (ум. 671 г.х.) сказал: «Аллах – это имя Истинного Бога, обладающего божественными качествами и атрибутами господства. Его существование подлинно и отличается от существования всего остального, и нет бо-жества, кроме Него» .
Он также сказал: «Запрещенное многобожие, по сути своей, является приобщением сотоварищей к Аллаху в поклонении. Это – величайшее многобожие, которое было рас-пространено во времена невежества. Вслед за ним по степени тяжести следует приобще-ние сотоварищей к Всевышнему Аллаху в совершении божественных деяний. Это отно-сится к тем людям, которые полагают, что творения, наряду с Всевышним Аллахом, могут самостоятельно совершать и творить свои деяния. Тем самым они приобщают сотоварищей к Аллаху, даже если не считают творения богами» .
Таким образом, мы привели целый ряд высказываний ранних мусульманских ученых и богословов, живших в разные эпохи. Из них ясно видно, что единобожие включает в себя три составляющие, и что приверженцы Сунны и единой общины на протяжении всей истории ислама признавали такое разделение. Между ними не было разногласий по этому поводу, и это – яркий пример следования Корану и Сунне. Они следовали по стопам своих предшественников и не придумывали ересь, они брали пример со своих учителей и не вносили новшеств в религию. Они отличались от тех, кто следовал ереси и потакал своим страстям, кто противился Аллаху и Его посланнику, кто вставал на путь, по которому не шли правоверные.
Боже, сделай нас приверженцами чистого единобожия и одари нас твердой верой! Помоги нам следовать путем господина посланников и имама приверженцев единобо-жия, пророка нашего Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему, его семье и всем его сподвижникам! И в заключении еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
« Последнее редактирование: 03 Ноябрь 2010, 12:49:27 от artmig » Записан
Страниц  : 1 3 4 ... 16 Далее»   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2024, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,605 секунд. Запросов: 20.