Да будет свет!. Временами, совершая вечерний моцион по тротуарам, нет-нет да и созерцаешь: темным-темным вечером верхом на черной-черной "тени" некую диву, несущуюся вдаль. Иногда у "тени" что-то моргает, сзади или спереди. В городе, с его паразитной засветкой, фонарь сомнительная необходимость, впрочем, что это там темнеет, пап? Это ольшанка, сынок))) © "король лев". А по сему...
Продолжим дело pro-свещения. Собственно, ТУ (технические условия) такие: фонарик должен быть компактный (минимальный размер), аккумуляторы 18650 (зарядил и забыл), достаточная мощность (от 5вт, диод Cree: XML/XPL), выносливость, герметичность.
Рефлектор или тир-оптика ("коллиматор") - для вкусового разнообразия. Фонариков получается две штуки, один старенький, рефлекторный, на диоде Cree Q5, зато дешевый - 299.000 руб. (300 000 белок). Другой современный, TIR-оптика, со всеми нужными плюшками но без излишеств, этак 998.000 руб. (1 000 000 белок).
Фонариков стоит вешать на руль сразу два (это и ярче и шире), одного все же маловато. Плюс появляется возможность влезть в конструкцию фонариков, поменять рефлектор на коллиматор и обратно и/или поменять еще и диод с драйвером, в итоге получить дальний/ближний и/или оттенки теплого серого )))
Соответственно, комплект для закупок получается примерно таков: два фонаря (2х998.000 руб.), два крепления на руль (2х100.000 руб.), четыре аккумулятора (2 рабочих, 2 запасных; 4х200.000 руб.), зарядное устройство (299.000 руб.). Итого 3.293.000 руб. Из необязательных акссесуаров добавить кабельные стяжки (хомуты) для починки креплений (20.000 руб.), силиконовую смазку резьбы типа пмс-200 (20.000 руб.), крышки типа "батлер крик", чтобы стекла не загрязнялись (2х100.000 руб.). Итого 239.000 руб. Фонарики следующие:
-
TrustFire TR-801 Cree Q5-WC 230-Lumen LED Flashlight (1х18650) "старый, но не бесполезный" ©
-
Armytek Partner C2v3 Cree XP-L 975-Lumen LED Flashlight (1х18650) "вкус технологий" )))
Фар, соответственно, тоже две штуки, из числа наиболее популярных. Тут ничего нового, просто напоминание о существующих возможностстях, то, что продается уже давно, завоевало популярность, есть отзывы и отчеты по починке, ну и конструкция тоже по принципу рефлектор/коллиматор.
-
MagiсShine-
BLC Microblaster PROTrustFire TR-801. Минимальный размер, минимальная цена, более менее длительная работа от одного (!) аккумулятора формата 18650 (в угоду мощности). Светодиод Cree XR-E Q5, световой поток 230 лм, холодный белый свет, один режим работы (либо три штуки: максимум, 50% и стробоскоп). Текстурированный алюминиевый рефлектор, размер 111х24мм. Корпус из анодированного алюминия. Все резьбовые соединения без заусенцев, содержат силиконовую смазку, снабжены уплотнительными кольцами.
Кнопка включения/выключения накрыта светонакопительной резиной. От полностью заряженного аккумулятора фонарь работает 2,5 часа без потери яркости, корпус нагревается в процессе работы. Все-таки для такого светодиода он маловат, не способен эффективно отводить тепло от мощного светодиода. Необходимо посадить корпус диода через теплопроводную пасту КПТ-8, кардинально это ситуацию не изменит, но на некоторое улучшение жизнестойкости фонарика надеяться можно. Фонарь яркий, из светодиода Cree Q5 "выжимается" максимум.
Фонарик светит менее ярко по мере разряда аккумулятора. В подавляющем большинстве фонарей на одной литий-ионной батарее максимальный или единственный режим яркости реализован путем прямой подачи питания с аккумулятора на диод, пускай через балластный резистор, это называется "direct drive". Яркость падает по мере разряда батареи, но визуально это тяжело обнаружить. Фонарь состоит из трех модулей: головная часть со светодиодом, корпус и кнопка. Корпус из алюминиевого сплава T6061. Светодиод питается током 0,7-1А и напряжением 2,5-4,2В.
на максимуме - 1,5А
на среднем - 650мА
на минимуме - 200 мА
Апгрейд. TrustFire TR-801 это дешевый экземпляр для рукоблудия, имплантации Cree XM-L T6 (XPG-R4х1A или XML-T6х1.4A). Светить будет ярче, чем XRE Q5. Диаметр гильзы светодиода 16,5мм, значит, нужен светодиод с базой 14-16мм (или диод + таблетка и паять этот самый диод). Комплект деталек таков: диод XM-L (4 000К), импульсный драйвер на два-три ампера (а-ля 7612), контактная плата с защитой от переполюсовки, дублирование пружинок фонарика медной оплеткой кабеля, ТИР-оптика Carclo 10139 (20мм 30 градусов) под XM-L соответственно.
Фонарь будет быстро и дико греться (во время движения его будет обдувать и он будет слегка или нормально теплый). Драйвер будет стоить что-то около 15-399.000 руб., вся эта катавасия выйдет около 55-60 баксов, но не сразу, а в рассрочку типа. Можно купить и довольствоваться малым, можно постепенно закупаться и светить все ярче. В итоге маленький фонарик на XM-L T6 с TIR-оптикой и нормальным драйвером. Для начала разбираем голову, выкидываем драйвер, светодиод и рефлектор. Старая подложка с диодом приклеена к латунной вставке, нужно вычистить.
©
http://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=9004Далее ставим диод на тремопасту, выводим провода и паяем их к драйверу. Провода МГТФ (гибкие и термостойкие). Высота акриловой линзы 9,9мм, грубо 10мм, а высота алюминиевого рефлектора 12мм, разницу уберем, заменив уплотнительное кольцо на более толстое и добавив еще одно между линзой и стеклом. Из-за "второго этажа" на драйвере в фонарь лезут только аккумуляторы без защиты, с плоским плюсовым контактом - 18650 NCR 2900ма панасоник. Это если рукоблудить. А если нет желания? Тогда нужен партнер...
Armytek Partner c2v3. Светодиод: Cree XP-L (теплый) или Cree XM-L2. Тип оптики: TIR. Световой поток: 975 люмен. Питание: 1x18650 Li-Ion. Число режимов: 6 (975 лм (1.5 ч) 390 лм (3.5 ч) 185 лм (8.5 ч) 32 лм (36 ч) 1.8 лм (18 д) Стробоскоп). Габариты: 119x24.5мм. "TIR"-оптика дает засветку дороги с равномерным лучом света без “туннельного” эффекта, не вызывающую головную боль. Фонарь поставляется в аскетичной коробке. Гантелевидная форма корпуса обеспечивает удобство удержания. Если использован теплый диод XML-L2, мощность светового потока в 575 люмен.
Кнопка массивная, выпирающая. Резьба анодированная, если отвернуть крышку, фонарь "встанет на предохранитель", не включится. Присутствуют два уплотнительных кольца. Плюсовой контакт подпружинен, что позволяет фонарю работать в условиях падений. Стекло с просветляющим покрытием. Под стеклом тир оптика, обеспечивает равномерное распределение света. Благодаря такой оптике происходит рассеивание света, но дальность не слишком высока. Фонарь будет работать на нужном режиме до полной разрядки питания.
При остатке 10% энергии фонарь "скажет" об этом с помощью двойной вспышки. Фонарь включается и выключается полным нажатием кнопки. Присутствует тактический режим (включается при полунажатии кнопки). Максимальный режим включается при закрученной голове фонаря. Если немного отвернуть голову, можно выбирать подрежимы.В общем, у партнера есть ярко выраженный хотспот, и засветка широкая присутствует. Маленький, но дороговатый.
- производитель
http://www.armytek.com/- линейка армитэков
http://alfablaze.livejournal.com/53528.html?page=1- точки покупки (стоимость)
http://prapor-nato.by/cat/armytek- фонарь magiсshine Armytek Partner
http://survivalpandas.blogspot.com.by/2015/08/edc-armytek-partner-a2-v2-xm-l2.htmlMagiсShine. Велофара MagiсShine на базе диода P7 корейской фирмы Seoul Semiconductor. Светодиод SSC P7 имеет четырех кристальную структуру, позволяющую добиться высокой мощности при сохранении экономичности. Питание 4х18650. Режимы: 900лм, 500лм, SOS. Время работы 3-4 часа. Рефлектор текстурированный алюминий. Велофара поставляет в картонной коробке. В комплект велофары входят: фара, аккумуляторный блок, зарядное устройство и крепежные резиновые кольца.
Корпус фары из анодированного алюминия. В целом, конструкции мало чем отличается от тактических фонарей: кнопка под резиновой мембраной, уплотнительные кольца в местах соединения корпуса, металлический рефлектор. Кнопка включения имеет подсветку, что позволяет обнаружить ее в темное время суток. Корпус аккумуляторного блока из полупрозрачного пластика. Детали скреплены болтами. Через весь корпус проходят два металлических стержня, которые стягивают детали и удерживает крепежную ленту.
Блок оснащен ЖК-дисплеем, отображающим остаточное напряжение и заряд аккумуляторов. Подсветка дисплея активируется путем прикосновения пальцем к участку корпуса под дисплеем. Для прилегания к раме, аккумуляторный блок имеет продольное углубление полукруглой формы. Углубление снабжено накладкой из пористой резины, которая предотвращает скольжение. Крепление блока к раме велосипеда происходит посредством широкой ленты липучки.
- фара magiсshine
http://www.magicshine.comhttp://radiomaster.ru/articles/view/1198/BLC Microblaster PRO. BLC - это фары, они делаются в Киеве тремя велосипедистами для велосипедистов. Светодиоды Cree. Драйвера на микроконтроллерах. Вова (Киев Соломенка). Андрей (Киев Троещина). Светодиоды напаяны на медную вставку, суммарная мощность светодиодов 10 (16) Ватт, алюминиевый анодированный корпус фарвы. Светодиоды дают равномерную засветку (Cree XM-L2). А еще напайка светодиодов на теплопроводящую вставку без "звёзд", для защиты от перегрева цифровой датчик температуры LM75.
В качестве термоинтерфейса паста ELECTROLUBE HTCP20S. Стёкла фар фрезеруются на ЧПУ из 3мм акрила PALGLAS XT (Израиль). В цепи питания используется микроконтроллерный понижающий драйвер, для уменьшения наводок на велокомпьютер - экранированный дроссель. Кнопка управления крепится на манетку с использованием липучки Velcro (в качестве кнопок японские тактовые OMRON B3F-4055, они срабатывают при усилии 260 граммов (это дает "тактильный отклик").
Можно заказать микроконтроллерное зарядное устройство ЗУ-1200: заряд двух последовательно соединённых аккумуляторов током 1 200мА до напряжения 8,4В, балансировка напряжения на аккумуляторах, ток балансировки 200мА, точность установки напряжения 0,03V (резисторы с допуском 0,25%), возможность интеграции в батарейный отсек фары. В качестве базовых ячеек для аккумуляторных сборок используются 18 650 Samsung 2600мАч. В базовой версии батарея состоит из 4 элементов, включенных последовательно-параллельно.
- сайт производителя
http://www.blc.org.ua- бимшоты BLC
http://shilikvv.livejournal.com/607.htmlTIR-оптика (Total Internal Reflection) в переводе значит "полное внутреннее отражение". У фонаря нет привычного зеркального рефлектора, вместо него акриловая линза. Световой поток светодиода отражается изнутри от ее боковых стенок и направляется вперед. Преимущество TIR - меньшие потери света, TIR-оптика дает ровное широкое пятно хотспота и ровную боковую засветку. Принцип работы TIR линзы мало отличается от обычного рефлектора. Вместо отражения от поверхности металла используется эффект отражения на границе двух сред с разной плотностью. У светодиодов интенсивность света в разные стороны неравномерна, максимальная в нормали (перпендикулярно поверхности кристалла) и плавно спадает по мере увеличения угла. Короче, линза, типа, эффективнее.
Защита Li-ion батарей - как правило, используется ключ на полевом транзисторе, который при достижении на элементе 4,3В открывается и прерывает процесс заряда, может присутствовать термопредохранитель - при нагреве батареи до 90С он отсоединяет цепь нагрузки. Схема защиты от глубокого разряда следит за напряжением, разрывает цепь нагрузки, если напряжение снизится до 2,5В. Защита 18650 призвана защитить от перезаряда выше 4,2В и переразряда ниже 2,75 плюс от короткого замыкания. Защита - плата, в нижней части батареи, на катоде.
Директ Драйв. Прямое включение ("дайрект драйв") - это подключение светодиода к аккумулятору без применения драйвера: источник питания - диод, при этом схема не содержит дополнительного токоограничивающего сопротивления более полуома. Эквивалентная схема прямого включения подразумевает два резистора: R1 - внутреннее сопротивление источника питания, R2 - паразитный балласт, набегающий на проводниках, контактах, выключателях, резьбе. Тонкие провода, кнопки, контакты в фонарях работают как сопротивления (на них падает часть напряжения питания).
Если мы выбираем источник питания с малым внутренним сопротивлением, диод не в состоянии "просадить" источник, падение на нем превышает допустимые для светодиода 3,8В. В случае, если источник питания "проваливается" до 3,8В (свежезаряженный литий выдает 4,2В) на суммарной нагрузке (R1+R2) падает от 400 до 550 мВ (от 800мВт до 1,1Вт). КПД около 90%. Кроме этого у схемы прямого включения есть еще пара моментов: долговечность аккумуляторов, режим работы снижает ресурс, критичность подбора компонентов, ибо работает это все на грани.
Пружинки. Разные пружинные стали обладают разным электрическим сопротивлением. До долей Ом на 10см. Не верите - берите кусок стальной проволоки (струны), водите по ней щупом как смычком, и меряйте - по падению напряжения. Нагрузка - лампочка. К ней припаиваем два провода, мультиметр покажет вольты. Поэтому на позолоченных пружинках дорогих фонариков видимого паразитного сопротивления нет, а в недорогих фонарях (например тот самый TrustFire TR-801) как раз таки этот самый "директ драйв" и работает (с подключением пары сопротивлений).
Пример. Светодиод SST-50 (работает напрямую от литиевого аккумулятора), употребляемый им ток 2.5А. Драйвера нет, диод пропаян к плате термостойким проводом (МГТФ 0,8 - розовый фторопласт из старых запасов). Вместо драйвера резистор из нержавеющей пружины. Сопротивление 0.2-0.3 Ома (греется до 80-100С). Прелесть ДиДи - простота. Ну или ближе к реальности: светодиод XM-L, директ драйв от лития 1х18650, греется как печк, через 4 минуты обжигает руку. Потребление от заряженного аккумулятора - 4.2А. Светит сильно, но по мере разряда тускнеет.
! "Подскажите: если я прикреплю светодиод "Cree Q5" напрямую к аккумулятору 18650, что с ним будет происходить? Как быстро он сгорит? Сгорит ли он вообще?" На хорошем аккумуляторе с толстыми проводами он сгорит пару минут. На плохом аккумуляторе с тонкими проводами - может работать. И еще - Q5 это не светодиод, а бин. Диод может быть XRE, XPE, XML, XPL... Хороший аккумулятор имеет малое внутреннее сопротивление, меньше проседает под нагрузкой (например, банки из ноутбуков).
- XM-L T6
- 1х18650
- директ-драйв
Измеряем ток, открутив попку, прикладывая щупы мультиметра в режиме "А" к корпусу и центру донца аккумулятора, китайский аккумулятор ("ультрафайр") способен отдать ток до 5 ампер... Если достался низковольтный экземпляр светодиода, нужно поставить балластное сопротивление (кусок нихромовой проволоки в разрыв цепи выключателя), нихром диаметром 0,3мм. Сопротивление подобрать экспериментальным путем, ориентируясь на ток 1,4-1,5А от свежезаряженного аккумулятора, получится длина что-то около 4см.
Один конец нихромовой проволоки припаять к медному проводу сечением 0,75, ну а по нихрому перемещался "крокодилом". После сборки фонаря измерить ток с влиянием кнопки. На одном аккумуляторе (при 3,9В) ток что-то около 1,23А, на втором (при 4,0В) около 1,3А. В полностью собранном виде ток не превысит 1,5А. Мешок дешевых китайских "18650" позволит забыть о проблеме КПД. А вот перегрузку диода по току "нихромовый драйвер" решает.
Директ-драйв (был) безопасен в эпоху светодиодов с большим Vf вроде XR-E или P7. Сейчас аккумуляторы под нагрузкой проседают слабее, а рабочее напряжение у светодиодов стало меньше (3.2В XPG это совсем не то, что было: 3.7В у XRE. И без стабилизаторов сейчас уже никак. Сейчас используются линейные стабилизаторы. Для XM-L с ними получается хорошая стабилизация на 1.4А соответственно, это получается практически на всё время работы (разряда) литий-ионного аккумулятора 18650...
И не забудьте - светите задом!