marifer
|
Психологи, которые начали заниматься изучением мира детства во второй половине XX века, пришли к очень интересному выводу. Оказывается детские считалки, страшилки, правила игр, дразнилки и т.п. передаются из поколения в поколение без изменений от более старших к более младшим. Несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет, детская культура удивительно консервативна: игры и шалости, присказки и страшилки сохраняются неизменными иногда на протяжении целых столетий! Это напоминает механизм передачи устного творчества, существующий у каждого народа. Если существует такой постоянно самовоспроизводящийся механизм, то зачем-то он нужен. Ребенок в возрасте до 3 лет в целом не испытывает особой нужды в сверстниках. Дети такого возраста скорее играют рядом, а не вместе. И только между 3-5 годами, при переходе к более сложным ролевым играм, ребенок обнаруживает ценность сверстника, как товарища по игре. Он начинает нуждаться в напарнике. Но там где возникает взаимодействие двух людей, там сразу же начинается борьба мнений. И вот путем споров, препирательств и ссор, которые очень часто возникают в это время, ребенок постепенно учится мирному и справедливому решению спорных вопросов. Ребенок становится менее эгоистичным и начинает учитывать чужое мнение. В результате дети 5-6 лет уже могут самоорганизовываться в детские игровые группы. И вот тут-то им и помогает детская традиция, которую младшие дети усваивают от тех, кто постарше, в живом общении. В этом традиции накоплен опыт предыдущих поколений детей, решавших подобные же психологические проблемы. Детская традиция - это образец правильных действий, выработанный для определенных стандартных ситуаций. Первый элемент этой традиции - считалка.Считалка - это способ избежать столкновение личных интересов. Считалка позволяет безболезненно распределить роли в будущей игре. А ведь распределение ролей - это самый опасный момент в начале игры, который при неправильном подходе вообще сделает игру невозможной. Для детей важно, что считалка ни от кого не зависит, она объективна. Это своеобразный перст судьбы: На столе лежит лимон - Выходи из круга вон! Похожим способом древние греки выбирали себе должностных лиц. Они бросали жребий и считали выбор жребия - выбором богов. Считалка используется примерно до 9 лет, а после этого возраста дети обычно способны распределить роли без считалок, исходя из личных интересов. Собственно, все элементы детской традиции таковы - это временные "костыли" для преодоления сложных ситуаций на момент взросления. Но по мере взросления, ребенок отказывается от них. Второй элемент детской традиции - это страшилки. Страшилки и испытания храбрости - это механизм преодоления страхов. Рассказывание страшилок - это ситуация, когда можно открыто выражать свое чувство страха и не стесняться его. Это своеобразная детская психотерапия, проработка и изживание страхов. Рассказывание страшных историй и посещение "страшных" мест (подвалов, чердаков, заброшенных домов) происходит в тесной компании знакомых детей, где страх делится на всех, где постоянно перемежаются настоящие страшилки и смешные пародии на них, где большинство историй имеет игровой конец, что в результате приводит к освобождению от страхов. Третий элемент детской традиции - это дразнилки. Обзывание - это всегда испытание детского "Я" на психологическую прочность. Оно особенно часто используется в период формирования детской группы, когда выясняется, кто и на что в ней может претендовать. Кроме того, обзываниям часто подвергаются новички, которым дети устраивают своеобразную стрессовую психодиагностику. Однако после 9-10 лет дети все реже прибегают к стандартным текстам дразнилок. Ребенок становится достаточно опытным и может уже без них оценить партнера по игре. Важный элемент детской традиции - отговорки. Ребенок, знающий отговорки, чувствует себя более защищенным, когда в его памяти есть различные варианты ответов на обзывание и дразнилки. Отговорка - это заранее продуманный шаблон действий, с помощью которого ребенок может защищаться в момент словесного нападения. Например, он знает, что в ответ на оскорбление надо громко и смело выкрикнуть: Кто обзывается - Тот сам так называется. Теперь, в стрессовой ситуации ребенку нет необходимости судорожно искать ответ. Этот ответ заранее готов. Кроме этого, ребенок понимает, что ни в коем случае нельзя слова обзывания принять на себя. Оно не должно проникнуть в душу и расстроить ее. Иначе цель противника будет достигнута. Чтобы показать, что словесное нападение тебя не затронуло и не устрашило, детская традиция отговорки приписывает напористо-вызывающую интонацию при выкрикивании отговорки и презрительно-спокойную мимику. Кроме того, оскорбление нужно отбить обратно собственным ответным словом: Шел крокодил- Твое слово проглотил, А мое оставил! Чем неожиданнее отговорка, тем больше она поразит и вернее остановит агрессора. Поэтому дети стараются запоминать все услышанные отговорки. Впрочем, стандартные отговорки тоже годам к 9-10 исчезают из детского лексикона. Ребенок становится более опытным, его первичная психологическая тренировка закончена, он уже не нуждается в "подсказках" и начинает придумывать на ходу свой уникальный и остроумный ответ.
А.Фалеев
|