с точки зрения коммуникации автор - реципиент, выделяют несколько уровней последнего (разные исследователи имеют несколько отличные концепции): фиктивный, абстрактный, идеальный, предполагаемый, конкретный.
Фиктивный реципиент (раз в нашем случае мы говорим о кино, то это зритель) - это тот зритель, с которым автор может беседовать во время фильма, к которому может обращаться (вербально или невербально, с помощью символов, метафор, аллегорий и др.) - этот приём иногда используют режиссёры с целью не дать зрителю "раствориться" в картине, понять, что это все-таки кино, это рукотворный объект, и воспринимать его нужно не буквально, а образно;
абстрактный зритель - это ипостась
представления автора о своём зрителе (это не реальный человек, а тот фантом зрителя, который представляет себе режиссёр, снимая картину), здесь можно выделить
идеального (тот, который
идеально поймёт весь замысел режиссёра, он не может существовать в реальности - ибо это иманация авторской идеи) и
предполагаемого (тот, которому автор адресует своё произведение в надежде быть понятым); и, наконец,
конкретный зритель - это мы с вами, реальные биографические люди, со своими заботами и вкусами

.