ПЕТРОВИЧ-ВОДКИН:
Верно, но всё же воспитывать - это ещё и учить ребёнка, объяснять и расталковывать: Что хорошо, а что плохо, что благородно, а что подло и т.п.
Не совсем так! Учить: что хорошо, а что плохо, можно, как чопорного ребёнка, так и деловитого. Обучение не повлияет на воспитание.
Поймите тонкость. Сам ребёнок делает вывод из своих действий и действий других людей (из окружающего мира). Он сам делает вывод, как ему лучше действовать; что более всего выгоднее; что несёт выгоду - отсюда и воспитание.
В воспитании нет учительства.
smarty pants:
Вроде воспитанность - это характер, а воспитание, наверно, нет
Но даже не в этом дело. Ветка не планировалась как защита научных доктрин, а целью была просто возможность поделиться опытом.
В том-то и дело, что ветка не о самом воспитании, а о воздействии на ребёнка. Да, вы можете ему внушить: что вам нравиться, а что не нравиться. Он под вас подстроится, но это не скажется на его воспитании. С вами он один, с другим человеком - другой. Вы его озадачили своими правилами, ну он вам и потакает (а может и нет).